По мнению многих педагогов, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой настоящего времени является сохранение и развитие одаренности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одарёнными детьми.»
Особенности коммуникативной компетенции педагога, работающего с одарёнными детьми.
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. По мнению многих педагогов, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой настоящего времени является сохранение и развитие одаренности. Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Основа успешности в социальной среде во многом зависит от коммуникативных способностей. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Коммуникативные способности личности занимают важное место в общей структуре способностей человека. Уровень их развития определяет, насколько успешно индивидуум может общаться с окружающими. Общение же – один из ключевых факторов развития и социализации личности, без него эти процессы будут невозможны. Через общение человек усваивает информацию, знания, опыт, нормы и т.д., а также идентифицирует себя как личность. Поэтому коммуникативная компетентность для педагога является одной из самых необходимых и обязательных компетенций. В основе коммуникативной компетенции лежит педагогическое общение, т. е. сочетание навыков успешного общения и взаимодействия педагога с учеником. Высокий уровень её сформированности - залог эффективной педагогической работы. А для педагогов, работающих с талантливыми детьми, коммуникативная компетентность является особо важной и значимой. Педагог, работая с талантливым ребёнком, должен не только вступать в различные рода ( невербальные, вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач, но и достигать целей развития и поддержки своего одарённого воспитанника. Работая с такими детьми педагог должен:
- быть доброжелательным и чутким,
- разбираться в особенностях психологии одарённых детей ,чувствовать их потребности и интересы.
- иметь широкий круг интересов и умений,
- иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение,
- быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
- иметь богатый лексикон, грамотную устную и письменную речь.
Педагог, работающий с одарёнными детьми, обязательно учитывает специфику педагогической коммуникации:
- особенности целей и задач коммуникативной деятельности в работе с талантливым ребёнком.
(т. е. педагог должен ориентироваться на перспективу дальнейшего развития таланта)
- особенности содержания и функций коммуникации, коммуникационных средств, приёмов.
(педагогические ситуации, которые возникают в работе с одарёнными детьми должны обладать гибкостью. постоянно совершенствоваться)
- особенности личности самого ребёнка, особенности его таланта.
( педагог должен учитывать возраст воспитанника, вид и степень одарённости, особенности его личности, уровень социализации.)
Педагоги, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Успешный педагог для одарённых детей - прежде всего, прекрасный педагог - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
Если опираться на мнения одарённых учеников об педагоге, то они, прежде всего хотят, чтобы на уроке было не скучно, чтобы учитель был доброжелательным, с чувством юмора. Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами - улыбками, одобрением. Преподователям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
С помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.
Техники преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Преподаватели одаренных ребят гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.