kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы с одарёнными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению многих педагогов, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой настоящего времени является сохранение и развитие одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одарёнными детьми.»

Особенности коммуникативной компетенции педагога, работающего с одарёнными детьми.

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. По мнению многих педагогов, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой настоящего времени является сохранение и развитие одаренности. Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Основа успешности в социальной среде во многом зависит от коммуникативных способностей. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Коммуникативные способности личности занимают важное место в общей структуре способностей человека. Уровень их развития определяет, насколько успешно индивидуум может общаться с окружающими. Общение же – один из ключевых факторов развития и социализации личности, без него эти процессы будут невозможны. Через общение человек усваивает информацию, знания, опыт, нормы и т.д., а также идентифицирует себя как личность. Поэтому коммуникативная компетентность для педагога является одной из самых необходимых и обязательных компетенций. В основе коммуникативной компетенции лежит педагогическое общение, т. е. сочетание навыков успешного общения и взаимодействия педагога с учеником. Высокий уровень её сформированности - залог эффективной педагогической работы. А для педагогов, работающих с талантливыми детьми, коммуникативная компетентность является особо важной и значимой. Педагог, работая с талантливым ребёнком, должен не только вступать в различные рода ( невербальные, вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач, но и достигать целей развития и поддержки своего одарённого воспитанника. Работая с такими детьми педагог должен:

- быть доброжелательным и чутким,

- разбираться в особенностях психологии одарённых детей ,чувствовать их потребности и интересы.

- иметь широкий круг интересов и умений,

- иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение,

- быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

- иметь богатый лексикон, грамотную устную и письменную речь.

Педагог, работающий с одарёнными детьми, обязательно учитывает специфику педагогической коммуникации:

- особенности целей и задач коммуникативной деятельности в работе с талантливым ребёнком.

(т. е. педагог должен ориентироваться на перспективу дальнейшего развития таланта)

- особенности содержания и функций коммуникации, коммуникационных средств, приёмов.

(педагогические ситуации, которые возникают в работе с одарёнными детьми должны обладать гибкостью. постоянно совершенствоваться)

- особенности личности самого ребёнка, особенности его таланта.

( педагог должен учитывать возраст воспитанника, вид и степень одарённости, особенности его личности, уровень социализации.)

Педагоги, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Успешный педагог для одарённых детей - прежде всего, прекрасный педагог - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Если опираться на мнения одарённых учеников об педагоге, то они, прежде всего хотят, чтобы на уроке было не скучно, чтобы учитель был доброжелательным, с чувством юмора. Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами - улыбками, одобрением. Преподователям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • С помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

  • Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

  • Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Техники преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Преподаватели одаренных ребят гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы с одарёнными детьми.

Автор: Власова Светлана Николаевна

Дата: 13.08.2019

Номер свидетельства: 517641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»"
    ["seo_title"] => string(46) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "277979"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта "
    ["seo_title"] => string(134) "orghanizatsiia-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-usloviiakh-riealizatsii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "245155"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446059996"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti_raboty_s_odarionnymi_diet_mi_v_nachal_noi_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "426311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503744915"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(62) "osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "116663"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412579137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Формы и методы работы с одарёнными детьми: от КВНа до театрализованного праздника». "
    ["seo_title"] => string(85) "formy-i-mietody-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-ot-kvna-do-tieatralizovannogho-prazdnika"
    ["file_id"] => string(6) "121483"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413984745"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства