kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современную эпоху условием успешной социализации личности становятся такие свойства как инициативность, ответственность, способность к нешаблонным поступкам – творческий подход к жизни и деятельности. В реальной школьной практике обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями или учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны именно с точки зрения учения (например, общие умственные особенности). Традиционная система образования, в том числе фронтальное обучение, на наш взгляд, не способствует поиску, поддержке, развитию одарённости в широком смысле этого слова. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта »

Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Автор: Гатаулина Ольга Иосифовна, к.п.н., доцент кафедры начального образования

В современную эпоху условием успешной социализации личности становятся такие свойства как инициативность, ответственность, способность к нешаблонным поступкам – творческий подход к жизни и деятельности. В реальной школьной практике обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями или учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны именно с точки зрения учения (например, общие умственные особенности). Традиционная система образования, в том числе фронтальное обучение, на наш взгляд, не способствует поиску, поддержке, развитию одарённости в широком смысле этого слова. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми.

Одним из знаковых положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является осуществление индивидуализации. В данном документе отмечается «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей …, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы». Поэтому в настоящее время обозначается важная проблема – организация работы с одаренными детьми на основе индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ. Особая сложность в проектировании индивидуальных образовательных программ для одарённых обучающихся состоит в том, что пока, с одной стороны, нет единого подхода к структуре индивидуальной образовательной программы для одаренных обучающихся, а с другой – к отбору содержания для данных программ.

Специальные исследования и практика образования свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных детей изменения одних лишь качественных параметров учебной деятельности не достаточно.Важно. отметить, что одним из значимых условий успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.

Поэтому, рассматривая проблему организации образовательного процесса с одарёнными детьми на основе индивидуальных образовательных программ необходимо остановиться как на их структуре, так и на специфике отбора содержания для них.

Во-первых, рассмотрим классификацию основных требований к содержанию и организации учебной деятельности одарённых обучающихся, которая разработана А. И. Савенковым. Учёный выделяет и анализирует основные сферы развития ребёнка. Рассмотрим три основные сферы развития ребёнка и составляющие их компоненты:

  • сфера когнитивного развития;

  • сфера творческого развития;

  • сфера аффективного развития.

Савенков А. И. отмечает, что сфера когнитивного развития включает следующие составляющие: усложнение содержания учебной деятельности за счёт углубления и большей абстрактности предлагаемого материала; паритет заданий дивергентного и конвергентного типов; доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; учебная деятельность осуществляется в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимальное расширение круга интересов; информационное обогащение среды.

Следующей учёный выделяет сферу творческого развития, включающую ориентацию на интеллектуальную инициативу; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; неприятие конформизма; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами; активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость использования времени, средств, материалов.

Далее рассматривается сфера аффективного развития, в которую включаются такие компоненты как максимально глубокая проработка изучаемой темы, высокая степень самостоятельности учебной деятельности, формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей; ориентация на соревновательность; актуализация лидерских возможностей.

Необходимо рассмотреть некоторые подходы к такому вопросу как виды программ для одарённых детей. Изучение данной проблемы мы находим в трудах Н. Б. Шумаковой, Н. И. Авдеевой, Л. Е. Журавлёвой и др.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что идеальная программа обучения одарённых детей теоретически должна отвечать всем требованиям, которые мы изложили ранее. В настоящее время существует два подхода к построению образовательных программ для одарённых детей. Первый подход связан с ускорением процесса обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им даётся возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям.

Второй подход связан с изменением содержания обучения в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов, позволяющий одарённым детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстники.

В современной педагогической литературе, посвящённой проблеме отбора содержания образовательных программ для одарённых обучающихся, существует большое количество подходов и требований. Остановимся лишь на тех, которые изложены в «Рабочей концепции одарённости», в которой отмечается, что программы обучения для одарённых обучающихся должны:

– включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания;

– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

– учитывать интересы одарённого ребёнка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком.

На сегодняшний день для педагогической науки и практики проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ является одной из наиболее значимых и актуальных.

Рассмотрим понятие «индивидуализация» и «индивидуальная образовательная программа».

Индивидуализация – «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». На основании данного определения можно определить, что индивидуализация – это учет в процессе обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

На сегодняшний день для педагогической науки и практики проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ является одной из наиболее значимых. Отсутствует однозначная трактовка термина «индивидуальная образовательная программа». Учёные и педагоги-практики предлагают разнообразные варианты её структуры и оформления. Мы соглашаемся с выводами А. П. Тряпицыной, которая делает выводы, что «индивидуальная образовательная программа – программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогами образовательного учреждения на определённый период обучения, учитывающая виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что «индивидуальная образовательная программа – это документ, дающий представление о содержании деятельности обучающегося в образовательном учреждении, направленной на реализацию индивидуальных целей обучения. Индивидуальная образовательная программа предусматривает учёт видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. В личной индивидуальной образовательной программе обучающегося, во-первых, реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы, а во-вторых, на основе индивидуальной учебной программы изучается дополнительное содержание».

Необходимо также рассмотреть функции индивидуальной образовательной программы. В научно-педагогической литературе представлены некоторые функции индивидуальной образовательной программы: нормативная, которая фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута; информационная, которая информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определённого времени; мотивационная, определяющая цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающихся; организационная, определяющая виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики; самоопределения, которая позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Авторский коллектив под руководством А. П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к конструированию индивидуальной образовательной программы. Учёные считают, что индивидуальная образовательная программа представляет собой текст, определяющий: цели и ценности индивидуальной образовательной программы; адресность; учебный план образовательного учреждения или организации, содержащий обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса; характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану; описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации индивидуальной образовательной программы, процедуры выбора и изменения данной программы; систему форм аттестации, контроля и учёта достижений обучающихся; описание ожидаемых образовательных результатов.

Естественно, что индивидуальная образовательная программа может быть дополнена другими компонентами. Обобщая вышеизложенное, а также учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта можно предложить следующую структуру индивидуальной образовательной программы:

  • ценности и цель (определяет обучающийся);

  • индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

  • характеристику учебных программ (составляет педагогический

  • коллектив или возможно совместно с обучающимся проектирование);

  • описание организационно-педагогических условий,

  • педагогических технологий, применяемых, процедуры выбора и изменения индивидуальной образовательной программы (составляют педагоги);

  • систему форм и сроков аттестации, контроля и учёта

  • достижений обучающихся, форм отчётности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

  • описание учебных практик, предполагаемых проектов, тем

  • учебно-исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

  • описание ожидаемых образовательных результатов (определяет

  • обучающийся или педагоги и обучающийся);

  • другое.

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной

программы осуществляется с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и педагогов, предполагая тесное сотрудничество и сотворчество.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сваина Ирина Александровна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа развития классного коллектива "Радуга" (презентация) "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-razvitiia-klassnogho-kolliektiva-radugha-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "241219"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445193003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства