kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности проектно - исследовательской деятельности в начальной школе в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, поэтому в работе с младшими школьниками большое место отводим проектно - исследовательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности проектно - исследовательской деятельности в начальной школе в рамках ФГОС»

Особенности проектно - исследовательской деятельности

в начальной школе в рамках ФГОС

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.

Ученик должен быть готов к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

В настоящее время актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, поэтому в работе с младшими школьниками большое место отводим проектно - исследовательской деятельности. Д. А. Медведев в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказал: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть Электронный журнал издания «Вестник Просвещения» ⏤ www.vestnikprosveshheniya.ru 437 открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя [1].

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет попробовать свои силы, проявить себя индивидуально или в группе и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [2, с. 99] . Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом.

Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, открытий, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Исследуя, они задают вопрос и стараются найти на него ответ, намечают план действий, наблюдают, экспериментируют, делают выводы, фиксируют результаты.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие такие этапы: • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных;

• подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);

• защита проекта.

Первичные навыки исследовательской работы ребёнок получает во время экскурсий, при выполнении практических работ. Наблюдения помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности. Походы и экскурсии на природу способствуют формированию умения наблюдать. Окружающая природа - вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. У ребят формируются способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы.

Поэтому, начиная со второго полугодия 1-ого класса, мы вовлекаем учащихся в проектную деятельность. Проектная деятельность дает обучающимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Электронный журнал издания «Вестник Просвещения» ⏤ www.vestnikprosveshheniya.ru 438

В 1-2 классах почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, так как особое внимание направлено на формирование положительной мотивации к учению, на создание ситуации успеха. Но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3-4 классах наряду с коллективными проектами имеют место и индивидуальные проектно-исследовательские работы. Исследовательская деятельность приучает детей работать с энциклопедией, художественной книгой, газетой, журналом, компьютером, пользоваться ресурсами Интернет.

Самому ребенку подготовиться к защите проекта тяжело, здесь важна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Помогают мультимедийное сопровождение, рисунки, схемы и т. п., в которых отражаются основные моменты работы. На защиту проекта часто приглашаются родители, что в какой-то мере успокаивает ученика и укрепляет связь семьи и школы.

Считаю, что использование исследовательского метода в начальной школе приносит детям удовлетворение, способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления приобретать знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость.

Многие проекты направлены на экологическое образование и воспитание учащихся. Так учениками 4-го класса была проведена проектно – исследовательская работа «Берёза – символ России». Ученики, разделились на группы и собрали интересный материал о видах берёз, о том, что можно сделать из дерева, и как воспета берёза в стихах и произведениях художников. Ребята заинтересовались изучением природы родного края и с увлечением работают над новым коллективным проектом « Заповедное место - Лысые горы». Некоторые дети побывали на экскурсии с родителями в этом заповедном месте. На урок окружающего мира они подготовили сообщение с презентацией по теме: «Растения этого удивительного уголка природы».

Вся эта работа приводит постепенно учащихся к тому, что они начинают чувствовать гармонию природы, замечают, что все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым великим законам: и солнечный свет, и влага, и тепло, и растения, и животные. УМК

«Начальная школа 21 века» и «Школа России» дают прекрасные возможности для проведения проектно-исследовательской работы. Авторы учебников старались при разработке заданий учитывать важнейшие общеучебные умения, которые помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы: Продуктами проектной деятельности ребят нашей школы являются рукописные книги и презентации: «Красная книга Белгородской области», «В гостях у зелёного друга», «Покормите птиц зимой», «Авторские сказки», «Рассказ о слове», «Буквы Кириллицы».

В нашей школе стало традицией проводить фестиваль проектов в конце каждого учебного года. На фестиваль представляются лучшие индивидуальные Электронный журнал издания «Вестник Просвещения» ⏤ www.vestnikprosveshheniya.ru 439 и групповые проекты от учеников начальных классов. Темы определяются самостоятельно учащимися и учителями в начале учебного года. На протяжении всего учебного года ребенок собирает материал по теме проекта, проводит наблюдения,затем оформляет полученные результаты и выступает перед своими одноклассниками. Такие мероприятия ориентированы на развитие познавательных способностей и компетентности учащихся в области проектных технологий и направлены на развитие коммуникативных умений.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Но метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.



Литература

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – М.: изд-во Каро, 2017. – 128с.

2. Роготнева А.В., Тарасова Л.Н., Никульшин С.М. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. – СПб.: ВЛАДОС, 2018.

3. Савенков, А. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа. – 2000. - № 12. – С. 101-108.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Особенности проектно - исследовательской деятельности в начальной школе в рамках ФГОС

Автор: Шавернева Людмила Александровна

Дата: 06.09.2022

Номер свидетельства: 612661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "132985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416428995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Проектная деятельность в рамках ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(41) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "109205"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404211693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Инновационные модели интеграции физической культуры с другими сторонами обучения и исследовательской деятельности."
    ["seo_title"] => string(130) "innovatsionnyie-modieli-intieghratsii-fizichieskoi-kul-tury-s-drughimi-storonami-obuchieniia-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "292705"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455330566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства