kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности письма у детей 8-9 лет с нарушением зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено содержание исследования по диагностике особенностей письма у детей 8 – 9 лет с нарушением зрения, проведен анализ полученных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности письма у детей 8-9 лет с нарушением зрения"»


Аннотация: в статье рассмотрено содержание исследования по диагностике особенностей письма у детей 8 – 9 лет с нарушением зрения, проведен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: нарушения, дисграфия, письменная речь, зрительный гнозис.






В настоящее время в Российской Федерации увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

При поступлении слабовидящего ребёнка в школу первичные и вытекающие вторичные отклонения приводят к школьной дизадаптации и трудностям усвоения учебной программы. Одним из важных видов учебной деятельности в младшем школьном возрасте считается овладение письмом. А в силу особенностей восприятия у слабовидящих младших школьников на начальных этапах овладения письмом возникают трудности, а в дальнейшем это приводит к появлению дисграфических расстройств [2].

Наличие дисграфии у младших школьников с нарушением зрения затрудняет им и без того нелёгкий процесс обучения. Поэтому нарушения письма у младших школьников с нарушением зрения и их взаимосвязь с особенностями восприятия является актуальной для тифлопедагогики, тифлопсихологии, специальной психологии и логопедии [1].

С целью выявления особенностей письма у детей 8 – 9 лет с нарушением зрения нами было организовано проведение диагностического исследования на базеМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №29» города Тулы (МБОУ ЦО №29).В исследовании принимали участие 10 учеников 8 – 9 лет с нарушением зрения.

С этой целью нами были использованы диктант (И.Н.Садовникова) и методики: методика «Опознание реалистических изображений», методика «Опознание простых наложенных изображений» (проба способов В. Поппельрейтера), методика «Опознание перечеркнутых изображений» (тест В. Поппельрейтера, методика И.М.Лущихиной), методика «Опознание незаконченных изображений» (Л. И. Вассерман С. А. Дорофеева), графическая проба (А.Р. Лурия), которые адаптированы для обследования письменной речи младших школьников с нарушением зрения [5]. 

Анализ результатов диагностики показал, что дети имеют зрительно-вербальные трудности, испытывают затруднения в определении и обобщении существенных признаков наглядного материала.

Ошибки при выполнении диктанта были свойственны не всем обследуемым. Было выявлено, что 4 испытуемых набрали высокие баллы. Диктант написан аккуратно, буквы ровные, выходов из-за строки не наблюдается, все буквы связанны между собой, подчерк понятен, наклон вправо.

При исследовании зрительного гнозиса были выявлены некоторые трудности. Эти ошибки обусловлены недифференцированностью зрительного гнозиса. Стимулирующая помощь приводила детей к правильным ответам.

Пространственные представления, включающие в себя представления местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, сформированы на высоком уровне. Схему собственного тела воспринимают правильно: правое и левое направление воспринимают верно, прекрасно определяют схему стоящего напротив. Все части тела соотносят с рукой и воспринимают правильно.  У детей сохранно понимание правого и левого направлений в пространственных отношениях и ориентировки в пространстве. Сложностей при ориентировке в схеме тетрадного листа не наблюдалось. Пространственные понятия и представления у младших школьников сформированы, и позволяют детям пользоваться ими в различных видах бытовой и учебной деятельности.

При исследовании графо-моторных навыков были выявлены такие ошибки как, несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора.

По результатам эксперимента были разработаны рекомендации по устранению нарушения развития навыков письма у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Таким образом, удалось проследить, насколько чувствительны задания в целом к зрительным, зрительно-вербальным и вербальным трудностям детей. Стремились дать широкий спектр заданий не только для качественного анализа трудностей, но и для прослеживания состояния зрительных функций в динамике. Было выявлено, что дети имеют зрительно-вербальные трудности, испытывают затруднения в определении и обобщении существенных признаков наглядного материала. Полученные данные указывают на то, что необходимо своевременно обратить внимание на трудности, возникающие у детей, и провести коррекционно-развивающие мероприятия.

Обобщая данные, полученные с помощью проведенного исследования, можно сделать вывод, что младшие школьники с нарушениями зрения нуждаются в специально организованной поэтапной комплексной коррекционной работе с учетом индивидуальных особенностей детей.

Для полноценного проведения коррекционно-развивающей работы следует применить как качественный анализ трудностей ребенка, так и выявление степени их выраженности. Это позволит выбрать адекватную стратегию коррекционно-развивающей работы и установить оптимальный для ребенка уровень сложности заданий.

Начало обучения процессу письма – один из сложных этапов в жизни школьника, как в психологическом, так и физиологическом плане, так как многие системы организма не готовы к новым нагрузкам [4].

Процесс письма является подвижным психофизиологическим процессом, который в разных условиях может использовать совершенно разные кортикальные механизмы. Овладение навыком письма способов встречает на своем пути действий ряд трудностей. Таким образом, анализ нарушения письма при поражениях зрительного анализатора позволяет точнее оценить роль звукового анализа, проговаривания, пространственной организации воспринимаемых графем и других составляющих процессе письма. 

Литература:

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлотехники. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебник для вузов. – М.: «Владос», 2000, с. 90

  2. Основы теории и практики логопедии /Под редакцией Р.Е. Левина. - М., 1977, с. 208.

  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - 2-ое издание – СПб.: «Дом», 1997, с. 47.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда – М.: «Владос», 2001, с. 357.

  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС», 1997, с. 56.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Особенности письма у детей 8-9 лет с нарушением зрения"

Автор: Долгова Виктория Евгеньевна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-tiflopiedaghoghichieskogho-obsliedovaniia-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163602"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422517005"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательская работа Зрение - это важно "
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatiel-skaia-rabota-zrieniie-eto-vazhno"
    ["file_id"] => string(6) "148815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419855562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства