kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. План беседы с родителями при диагностическом обследовании:
  • В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?
  • Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения?
  • Предполагаемые причины нарушения зрения?
  • От какой беременности ребенок?
  • Как протекала беременность? Роды?
  • Ребенок родился в срок? Или недоношен?
  • Какие тяжелые болезни перенес ребенок?
  • Как проходило развитие ребенка до года?
  • Когда начал сидеть, стоять, ползать, ходить?
  • Как развивалось речевое развитие? (первые слова, когда мог сказать предложение из двух слов?)
  • Когда научился брать руками и есть маленькие кусочки пищи?
  • Самостоятельно держать кружку и пить из нее?
  • Самостоятельно есть ложкой из тарелки?
  • Какие у вас отношения в семье?
  • Чье мнение для ребенка является наиболее важным, с кем чаще играет?
  • Какие необычные особенности в поведении ребенка вы замечали?
  • Совершает какие-либо навязчивые движения или действия?
  • В какой помощи, на ваш взгляд, нуждается ребенок?

 

 

План беседы с ребенком при диагностическом обследовании:

  • Как тебя зовут? 
  • Сколько тебе лет?
  • Ты девочка или мальчик?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей?
  •  Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.?
  • Твоя сестра (брат) старше, младше тебя?
  •  Сейчас утро или вечер?
  • Ты любишь рисовать? 
  • Какого цвета этот карандаш?
  •  Нарисуй дерево, домик, себя
  • Сколько у тебя пальцев на руке? (покажи один – много, покажи два пальчика, три пальчика)
  • Сколько глаз у куклы? У тебя?
  • Покажи части тела на кукле, на себе
  • Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.?
  • Каких ты знаешь животных, птиц?
  • Какие знаешь деревья, цветы?
  •  Кто больше: корова или коза?
  • У кого больше ног у собаки или петуха?
  •  Какие знаешь овощи, фрукты?
  •  Назови времена гола, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему?
  • Когда ты встаешь? Когда ложишься спать?
  •  Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее.
  • Покажи левую, правую руку (ногу) у себя
  •  Покажи левую, правую (ногу) у меня
  • Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз
  • Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу
  • Что это? (демонстрация реальных предметов, муляжей, рисунков, контурные, силуэтные, зашумленные изображения предметов)
  • Какого цвета кубик? Найди кубик такого же цвета.
  • Какая это фигура? Найди предмет похожий на эту фигуру.

 

  1. Примеры заданий, игр, упражнений для обследования моторики, зрительно-моторной координации, высших психических функций, пространственной ориентировки, речи.

Общая моторика:

  1. Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.
  2. Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.
  3. Прыгать на двух ногах и на каждой.
  4. Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него.
  5. Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения).
  6. Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
  7. Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

 

 Мелкая моторика:

  1. Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы).
  1. Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плос­кости и без опоры на нее.
  2. «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки.
  3. То же, соединяя поочередно большой палец с остальными.
  4. «Заяц», «Коза», «Три богатыря», «Солдатики».
  5. «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало.
  6. «Поймать рыбку в пруду» (удочками).

 

Зрительно моторная координация:

  1. Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
  2. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
  3. Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
  4. ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру.
  5. прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).

Высшие психические функции.

1) восприятие:

  1. Дорисовать фигуры.
  2. Собрать разрезную картинку.
  3. Найти спрятанные предметы.
  4. «Что перепутал художник».
  5. «Чего не хватает на картинке?»

2) память:                                             

  1. «Узнай фигуры» (Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку).
  2. «Запомни картинки» (нужно запомнить предлагаемые картинки, а затем узнать их на другой карточке, где нужные картинки перемешаны с другими).

 

3) внимание:

  1. «Какой картинки не стало?»
  2. «Что изменилось?»

 

4) мышление:

  1. «Что произошло» (предлагаются картинки со скрытым смыслом: «Разбитая чашка», «Разбитое окно»).
  2. «Нелепицы».
  3. Задания на нахождение предметов, объединенных одним признаком (обобщения).
  4. «Четвертый лишний».

 

Пространственная ориентировка:

  1. «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)».
  2. «Покажи переднюю (заднюю), врхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны игрушки».
  3. «Узнай, где звучит игрушка».
  4. «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)».
  5. «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа».
  6. «Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)».
  7. «Какая это рука (нога)?»
  8. «В какую сторону едет машина?»

 

Речь:

  1. Выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением. «Ответь на вопрос полным предложением» (сюжетная картинка).
  2. Составление рассказа-описания предмета по плану. Например: «Составь рассказ о… (домашнем животном)».
  3. Название животного.
  4. Внешний вид.
  5. Повадки.
  6. Чем питается.
  7. Какую пользу приносит.
  8. Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Разложи картинки по порядку, придумай рассказ».
  9. Выявление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов «Назови ласково».
  10. Согласование числительного с существительным. Например: «Посчитай письма (от 1 до 5)».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения »

  1. План беседы с родителями при диагностическом обследовании:

  • В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?

  • Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения?

  • Предполагаемые причины нарушения зрения?

  • От какой беременности ребенок?

  • Как протекала беременность? Роды?

  • Ребенок родился в срок? Или недоношен?

  • Какие тяжелые болезни перенес ребенок?

  • Как проходило развитие ребенка до года?

  • Когда начал сидеть, стоять, ползать, ходить?

  • Как развивалось речевое развитие? (первые слова, когда мог сказать предложение из двух слов?)

  • Когда научился брать руками и есть маленькие кусочки пищи?

  • Самостоятельно держать кружку и пить из нее?

  • Самостоятельно есть ложкой из тарелки?

  • Какие у вас отношения в семье?

  • Чье мнение для ребенка является наиболее важным, с кем чаще играет?

  • Какие необычные особенности в поведении ребенка вы замечали?

  • Совершает какие-либо навязчивые движения или действия?

  • В какой помощи, на ваш взгляд, нуждается ребенок?





План беседы с ребенком при диагностическом обследовании:

  • Как тебя зовут?

  • Сколько тебе лет?

  • Ты девочка или мальчик?

  • Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей?

  • Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.?

  • Твоя сестра (брат) старше, младше тебя?

  • Сейчас утро или вечер?

  • Ты любишь рисовать? 

  • Какого цвета этот карандаш?

  • Нарисуй дерево, домик, себя

  • Сколько у тебя пальцев на руке? (покажи один – много, покажи два пальчика, три пальчика)

  • Сколько глаз у куклы? У тебя?

  • Покажи части тела на кукле, на себе

  • Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.?

  • Каких ты знаешь животных, птиц?

  • Какие знаешь деревья, цветы?

  • Кто больше: корова или коза?

  • У кого больше ног у собаки или петуха?

  • Какие знаешь овощи, фрукты?

  • Назови времена гола, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему?

  • Когда ты встаешь? Когда ложишься спать?

  • Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее.

  • Покажи левую, правую руку (ногу) у себя

  • Покажи левую, правую (ногу) у меня

  • Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз

  • Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу

  • Что это? (демонстрация реальных предметов, муляжей, рисунков, контурные, силуэтные, зашумленные изображения предметов)

  • Какого цвета кубик? Найди кубик такого же цвета.

  • Какая это фигура? Найди предмет похожий на эту фигуру.



  1. Примеры заданий, игр, упражнений для обследования моторики, зрительно-моторной координации, высших психических функций, пространственной ориентировки, речи.

Общая моторика:

  • Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.

  • Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

  • Прыгать на двух ногах и на каждой.

  • Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него.

  • Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения).

  • Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

  • Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.



Мелкая моторика:

  • Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы).

  • Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плос­кости и без опоры на нее.

  • «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки.

  • То же, соединяя поочередно большой палец с остальными.

  • «Заяц», «Коза», «Три богатыря», «Солдатики».

  • «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало.

  • «Поймать рыбку в пруду» (удочками).



Зрительно моторная координация:

  • Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

  • Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

  • ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру.

  • прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).

Высшие психические функции.

1) восприятие:

  • Дорисовать фигуры.

  • Собрать разрезную картинку.

  • Найти спрятанные предметы.

  • «Что перепутал художник».

  • «Чего не хватает на картинке?»

2) память:

  • «Узнай фигуры» (Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку).

  • «Запомни картинки» (нужно запомнить предлагаемые картинки, а затем узнать их на другой карточке, где нужные картинки перемешаны с другими).



3) внимание:

  • «Какой картинки не стало?»

  • «Что изменилось?»



4) мышление:

  • «Что произошло» (предлагаются картинки со скрытым смыслом: «Разбитая чашка», «Разбитое окно»).

  • «Нелепицы».

  • Задания на нахождение предметов, объединенных одним признаком (обобщения).

  • «Четвертый лишний».



Пространственная ориентировка:

  • «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)».

  • «Покажи переднюю (заднюю), врхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны игрушки».

  • «Узнай, где звучит игрушка».

  • «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)».

  • «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа».

  • «Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)».

  • «Какая это рука (нога)?»

  • «В какую сторону едет машина?»



Речь:

  • Выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением. «Ответь на вопрос полным предложением» (сюжетная картинка).

  • Составление рассказа-описания предмета по плану. Например: «Составь рассказ о… (домашнем животном)».

  1. Название животного.

  2. Внешний вид.

  3. Повадки.

  4. Чем питается.

  5. Какую пользу приносит.

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Разложи картинки по порядку, придумай рассказ».

  • Выявление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов «Назови ласково».

  • Согласование числительного с существительным. Например: «Посчитай письма (от 1 до 5)».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения

Автор: Уварова Валентина Ивановна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства