- План беседы с родителями при диагностическом обследовании:
- В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?
- Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения?
- Предполагаемые причины нарушения зрения?
- От какой беременности ребенок?
- Как протекала беременность? Роды?
- Ребенок родился в срок? Или недоношен?
- Какие тяжелые болезни перенес ребенок?
- Как проходило развитие ребенка до года?
- Когда начал сидеть, стоять, ползать, ходить?
- Как развивалось речевое развитие? (первые слова, когда мог сказать предложение из двух слов?)
- Когда научился брать руками и есть маленькие кусочки пищи?
- Самостоятельно держать кружку и пить из нее?
- Самостоятельно есть ложкой из тарелки?
- Какие у вас отношения в семье?
- Чье мнение для ребенка является наиболее важным, с кем чаще играет?
- Какие необычные особенности в поведении ребенка вы замечали?
- Совершает какие-либо навязчивые движения или действия?
- В какой помощи, на ваш взгляд, нуждается ребенок?
План беседы с ребенком при диагностическом обследовании:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Ты девочка или мальчик?
- Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей?
- Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.?
- Твоя сестра (брат) старше, младше тебя?
- Сейчас утро или вечер?
- Ты любишь рисовать?
- Какого цвета этот карандаш?
- Нарисуй дерево, домик, себя
- Сколько у тебя пальцев на руке? (покажи один – много, покажи два пальчика, три пальчика)
- Сколько глаз у куклы? У тебя?
- Покажи части тела на кукле, на себе
- Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.?
- Каких ты знаешь животных, птиц?
- Какие знаешь деревья, цветы?
- Кто больше: корова или коза?
- У кого больше ног у собаки или петуха?
- Какие знаешь овощи, фрукты?
- Назови времена гола, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему?
- Когда ты встаешь? Когда ложишься спать?
- Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее.
- Покажи левую, правую руку (ногу) у себя
- Покажи левую, правую (ногу) у меня
- Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз
- Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу
- Что это? (демонстрация реальных предметов, муляжей, рисунков, контурные, силуэтные, зашумленные изображения предметов)
- Какого цвета кубик? Найди кубик такого же цвета.
- Какая это фигура? Найди предмет похожий на эту фигуру.
- Примеры заданий, игр, упражнений для обследования моторики, зрительно-моторной координации, высших психических функций, пространственной ориентировки, речи.
Общая моторика:
- Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.
- Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.
- Прыгать на двух ногах и на каждой.
- Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него.
- Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).
- Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
- Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
Мелкая моторика:
- Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы).
- Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.
- «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки.
- То же, соединяя поочередно большой палец с остальными.
- «Заяц», «Коза», «Три богатыря», «Солдатики».
- «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало.
- «Поймать рыбку в пруду» (удочками).
Зрительно моторная координация:
- Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
- Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
- ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру.
- прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).
Высшие психические функции.
1) восприятие:
- Дорисовать фигуры.
- Собрать разрезную картинку.
- Найти спрятанные предметы.
- «Что перепутал художник».
- «Чего не хватает на картинке?»
2) память:
- «Узнай фигуры» (Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку).
- «Запомни картинки» (нужно запомнить предлагаемые картинки, а затем узнать их на другой карточке, где нужные картинки перемешаны с другими).
3) внимание:
- «Какой картинки не стало?»
- «Что изменилось?»
4) мышление:
- «Что произошло» (предлагаются картинки со скрытым смыслом: «Разбитая чашка», «Разбитое окно»).
- «Нелепицы».
- Задания на нахождение предметов, объединенных одним признаком (обобщения).
- «Четвертый лишний».
Пространственная ориентировка:
- «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)».
- «Покажи переднюю (заднюю), врхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны игрушки».
- «Узнай, где звучит игрушка».
- «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)».
- «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа».
- «Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)».
- «Какая это рука (нога)?»
- «В какую сторону едет машина?»
Речь:
- Выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением. «Ответь на вопрос полным предложением» (сюжетная картинка).
- Составление рассказа-описания предмета по плану. Например: «Составь рассказ о… (домашнем животном)».
- Название животного.
- Внешний вид.
- Повадки.
- Чем питается.
- Какую пользу приносит.
- Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Разложи картинки по порядку, придумай рассказ».
- Выявление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов «Назови ласково».
- Согласование числительного с существительным. Например: «Посчитай письма (от 1 до 5)».