kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся. Из опыта работы учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающая деятельность ( Из опыта работы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся. Из опыта работы учителя начальных классов»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя школа №3 г Дубовки Волгоградской области















Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся.

(Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ СШ №3 г. Дубовки Волгоградской области Литовченко И.А).





















Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся

2 «б» класса МКОУ СШ №3 г. Дубовки .










Организационная деятельность.

Любая система работы складывается из чётко и ясно обозначенных целей и задач, планирования мероприятий и их форм проведения. Так перед началом учебного года изучила научно-методическую литературу, опыт инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды и план работы.

Переработала учебные программы по предметам, чтобы избежать перегрузки учащихся и, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям ребят. Согласно созданным программам осуществлялась работа по формированию здорового образа жизни в течение учебного года.

В школе были созданы условия для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы (отремонтирован спортзал, улучшена материально-техническая база : в классе имелись на каждого ученика скакалка, обруч, мячи, сделан своими рукамиофтальмотренажёр. Предоставлены все сведения медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.

Урок.

Урок - является основной формой организации учебной работы. Каждый урок призван решать не только обучающие задачи (овладение системой знаний, умений и навыков), но и задачи воспитания школьников. Таким образом, учебный и воспитательный процессы тесно взаимосвязаны и обеспечивают формирование целостной личности школьников.

Именно учителю начальных классов доверены дети того возраста, когда происходит формирование и становление личности ребёнка. Упущенное в дошкольном возрасте ещё можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе гораздо труднее. Поэтому роль учителя начальных классов в воспитании школьника особенно велика. Работа по формированию здорового образа жизни у моих учеников проходит основной линией при изучении таких тем, как:

Предмет

Тема урока

Литературное чтение















Окружающий мир










Технология





В. Берестов «Гололедица»

С Баруздин Стихи о человеке и его делах

Л. Пантелеев «Карусели»

Э. Шим «Очень вредная крапива»

С. Прокофьев «Когда можно плакать»


Б.Заходер «Петя мечтает»

Сказка «Два мороза»

В. Драгунский «Когда я был маленький»

Э. Мошковская «Болельщик»

А. Прокофьев «как на горке, на горе»


«Твоё здоровье»

« Как беречь органы чувств»

«Чистота – залог здоровья»

«Азбука безопасности»

«Небесные странники» (Правила поведения во время грозы)

Свет, наш солнышко» ( правила поведения в солнечные дни)

«Царица водица»


«Вводный урок. Тема года. Техника безопасности на уроках технологии»

«Резание бумаги по прямой линии»

«текстильная графика»»

«экскурсии»

«Пришивание пуговиц « и др

Также на всех этапах обучения в школе важную роль играют занятия физической культурой. Поэтому провожу занятия через разнообразные формы работы как на уроке, так и вне урока, стараясь не только развивать у детей устойчивый интерес к здоровому образу жизни, но и утвердить их на новой социальной позиции среди взрослых и сверстников. При целесообразном подборе средств и методов физического воспитания возможно повысить оздоровительный эффект физической культуры.

Из 20 учащихся нашего класса 20 за год по физической культуре имеют хорошие результаты

Для нас являлось общепринятой нормой проведение динамических пауз, активных музыкальных перемен, использование упражнений для профилактики нарушения зрения, (в качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать специальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений нужно не только на основных предметах, но и на уроке физкультуры.

В течение года проводился инструктаж по правилам техники безопасности на уроках технологии, окружающего мира, физкультуры.





Внеклассная работа.

В классе сложилась система проведения внеурочных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учётом возрастных особенностей учащихся.




Регулярно проводятся классные часы, связанные со спортивной тематикой. «Режим дня –основа жизни человека», «Банные сражения» , « А, ну-ка, мальчики!». В них доходчиво и интересно говорится о значении физкультуры и спорта в жизни каждого человека.

Ребята оформляли коллажи на тему « Я здоровье сберегу - сам себе я помогу». На классном часе «Хорошие зубы – залог здоровья» ребята углубили знания о важном органе пищеварения - зубах, убедились в необходимости беречь зубы и учились выполнять советы о том, как ухаживать за зубами. На классном часе «Гигиена тела. Не только платье красит человека», ребята познакомились с правилами личной гигиены, способами ухода за своим телом. На классном часе «Как уберечься от гриппа» дети знакомились со способами профилактики гриппа, о необходимости прививок О первых действиях при заболевании до прихода врача, учились изготавливать марлевую повязку. Учились понимать, что здоровье зависит от каждого из нас. Это неполный список тех классных часов, которые посвящены формированию здорового образа жизни.

Учащимися класса подготовлены и проведёны праздники для всей начальной школы №3 и МОУ ООШ «Дорога к доброму здоровью!» , «Наша дружная семья!» «Друзья Мойдодыра»

В течение года мною проводилось много подвижных игр. Дети играли не только на переменах, но и на уроках, во внеурочное время в любое время года Воспитательная роль и значение спортивной игры для фор­мирования личности ребенка и его развития, несомненно, очень велики.

Движение, реализуемое в подвижной игре, органически присуще детям младшего школьного возраста. Спортивная игра в состоянии изменить отношение ребенка к окружающему миру, она расцвечивает его для детей яркими красками. Спортивные игры сплачивают детей в коллектив, где есть возможность рас­крыться всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным - получить широкое поле для реали­зации своих способностей и возможностей. Я, как учитель в подоб­ного рода играх становилась детям ближе, между мною и детьми устанавливался более тесный контакт. В играх происходит разрядка негативных эмоций и статичности ребёнка, а также оздоровление его организма .

В школьных соревнованиях принимают участие все 20 человек нашего класса.

В течение года прошли классные соревнования «День здоровья» , «Банные сражения!! «Весёлые старты для дошколят»и др.Они помогают классному руководителю сплотить ребят ещё больше. Учащиеся нашего класса принимали активное участие во всех школьных «Весёлых стартах» и занимали почётное второе место после учащихся 4 класса.


Взаимодействие со школьными и внешкольными структурами.

Эффективность работы по формированию здорового образа жизни определяется прежде всего, деловым сотрудничеством с различными организациями, учреждениями, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для формирования личности. Такое сотрудничество осуществлялось и в нашем классе.

С кем взаимодействуем

Периодичность

Форма взаимодействия

Школьная библиотека

В течение учебного года

Чтение книг, проведение классных часов, бесед.

Социальный педагог

В течение учебного года

Проведение профилактической работы.

Инспектор ГИББД

Раз в четверть в течение учебного года

Беседы с учащимися.

Школьная медсестра

Раз в месяц в течение учебного года

Профосмотр, прививки, беседы с учащимися.

Детско-юношеская спортивная школа

Спортивный оздоровительный комплекс

Отдел по делам молодёжи и спорту



В течение года

Подготовка и участие в соревнованиях

Проведение «Кросс-наций», Спортивные секции

На протяжении всего учебного года в школе работали спортивные секции: спортивного ориентирования, шашек . 13 учащихся с большим занимаются в спортивных секциях, где их тренируют тренеры детско-юношеской спортивной школы. А Кустова Н занимает призовые места на Всероссийских и областных конкурсах по спортивным танцам. Мартыновская Д заняла 7 место по спортивной гимнастике в Москве на международных соревнованиях по эстетической гимнастике.

Прививочная работа проводилась регулярно медсестрой школы Бондарчук А.А. Диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся проводился в конце года. Также в течение года дети были неоднократно обследованы медсестрой на педикулёз, глистов и т.д. к счастью учащиеся моего класса таких заболеваний не имеют.

Работа с родителями

Проблемы сохранения здоровья детей волнуют и их родителей. В течение года были проведены собрания: « Наше здоровье - в наших руках» « Роль отца в воспитании счастливого человека»,которые не оставили равнодушным, а нацелило на ведение здорового образа жизни. Просвещение родителей проводится также на индивидуальных консультациях с психологом Пахомовой Н.А., школьной медсестрой Бондарчук А.А., социальным педагогом Чурзиной О. В., тренерами спортивных секций Гребенниковой С. В.

Наши родители Белоколодова Н В, Мясникова В.В. Попова Е В., Бурденко С. Н., Солонкин А.В. Горитовская Н.С. Заикин О. Ю. участвовали в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», где оказали личный пример своим детям в спортивных достижениях. Состязания получилась очень интересными. Все остались довольными: и родители, и дети.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Соблюдались также и санитарно-гигиенические требования: проветривание, освещение, влажная уборка учебного кабинета, воздушно-тепловой режим, содержание в чистоте классной комнаты. Ребята класса следят за своим кабинетом, в течение года учебный кабинет был отремонтирован. Очень много в кабинете комнатных растений, очень хорошо организовано дежурство в классе (ответственные за дежурство менялись каждые 2 недели)

Было организовано рациональное питание учащихся. Все учащиеся питались завтраком и 14 человек получали горячее питание.

Профилактическая работа

Ежегодно стало традиционным проведение практического занятия «Безопасный путь», где ребята оформляли на листах свой путь из дома до школы и обратно. Отмечали самые опасные участки дороги. И повторяли правила дорожного движения при переходе улиц и дорог.

Участвовали в конкурсах рисунков по ПДД.Организовывали выставку книг по правилам дорожного движения.

Предупреждению дорожно-транспортных происшествий посвящены классные часы «Памяти погибших в ДТП», «Мы - пешеходы», «Будьте осторожными, знайте знак дорожный вы!»,встречи с инспектором ГИБДД Ланкиной Н. А. и др. Здесь анализировались причины гибели в результате дорожно-транспортных происшествий. Продолжалось знакомство с дорожными знаками, через игровую деятельность учила культуре поведения на улицах города.

Также проводились беседы с работниками «Спасания на водах», где дети узнали как вести себя на водоёмах в зимнее время.

Не осталась без внимания тема пожарной безопасности. Ребята знакомились с выступлением школьной агитбригады отряда юных пожарных «Осторожен будь с огнём!», детям были вручены памятки о действиях в случае пожара. Принимали участие в конкурсе рисунков «Осторожно, огонь!». Провели тренировочные эвакуации в случае пожара. Просмотрели и прочитали книги , рассказывающие о пожаре.

Обеспечению безопасности детей в чрезвычайных ситуациях посвящены беседы на классных часах, уроках окружающего мира, труда, физкультуры «Умей оказать первую помощь при несчастных случаях» и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. «Если ужалила оса», «Что нужно делать, для спасения укушенной змеёй», «Как избежать грибных неприятностей», «Правила личной безопасности на улице

Во время эпидемии гриппа следили за наличием свеженарезанного лука, чеснока.

В классе осуществлялись меры по профилактике заболеваний и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приёмов: дыхательной гимнастики, гимнастики до занятий, профилактике общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз.

В классе выращивался хлорофитум, который хорошо очищает воздух, кактус, который нейтрализует радиактивность.

Непоправимый вред здоровью наносит курение. Оно вредит не только курящим, но и окружающим. Поэтому я в своей работе использовала разработанные занятия профилактике курения « Без вредных привычек по жизни иди, здоровье своё и чужих береги» и др.

О негативном влиянии вредных привычек проведён классный час «как избежать болезни»

Ребята рисовали рисунки на тему «Что такое здоровый образ жизни» и делали коллажи.

Диагностика

Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности учащегося, взаимоотношениях в классе, используя диагностические методики. Всегда я внимательна при их анализе, использую полученные результаты для дальнейшей работы, учитываю их, направляю свою деятельность, т.к. считаю что психологическое состояние человека очень влияет на физическое здоровье.

В ноябре была проведена диагностика «Психологический климат в классе». Опрошено 18 человек. 80,9 % (17человек) высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся. И только четверым (19%) скорее безразличен климат класса, у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо и ли в силу своих возрастных особенностей. Ко всем мероприятиям в классе стараемся готовиться дружно.

В другом анкетировании учащиеся сами оценивали свое эмоциональное, физическое здоровье, отношения в семье, досуг, друзей, школу по трехбалльной шкале. В основном у детей хорошие отношения в семье, но есть дети, которые находятся в открытой конфронтации с родителями.


Согласно проведенного анкетирования «Здоровый образ жизни» 17 человек считают, что нужно придерживаться здорового образа жизни, 2 – частично, 1 человека эта проблема пока не волнует.

Материально-техническое и методическое обеспечение.


Большую роль в формировании здорового жизни играет опыт моей работы Я посещаю различные курсы в ИПК, узнаю много нового из методической литературы о применении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Все это мне служит хорошим подспорьем в работе с моим классом.

Для организации и проведения работы по формированию здорового образа жизни создана материально-техническая и методическая база , а именно: есть телевизор, аудимагнитофон, видеомагнитофон, DVD аппаратура, создан видео, ауди, СD и DVD фонд. Приобретены:

  • видеофильм «Улица полна неожиданностей» (О профилактике ДТП);

  • аудиокассеты с записью музыкальных физминуток;

  • Методическая литература:

- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».

(практические методики, тесты. Школа здоровья: диагностика и профилактические упражнения, тренинги, подвижные игры). ( Москва *ВАКО*2007г.)

-Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» (Москва *ВАКО* 2005г.)

-Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя (Москва *ВАКО* 2003г.)

Спортивный серпантин (Сценарии спортивных мероприятий для младших школьников) (авторы-составители Е.А.Гальцова, О.П.Власенко Волгоград 2007г.

Н.Ф. Дик «Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников»Ростов –на Дону «Феникс» 2008 г.

Классные часы 1-4 классы ( Волгоград Учитель)

Н.Б. Коростелёв Воспитание здорового школьника(Москва. «Просвещение 2002г и много другой литературы

Инсценированные классные часы в начальной школе «Как быть здоровым» Автор составитель О.В. Белоножкина Волгоград.2006 г. и другие.

Огромную помощь в подготовке и проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни оказывают периодические издания, которые ежегодно выписывает школа. Среди них «Начальная школа»,приложение к газете «Первое сентября», «Классный руководитель» и т.д. Также хочется отметить, что методическая копилка пополняется сценариями классных часов, праздников, линеек, проводимых в классе и в школе.

Такая система организации по сохранению и развитию здоровья позволила достичь положительного результата в воспитательно-образовательном процессе, в решении данной проблемы сохранения здоровья. Обобщив опыт работы в данном направлении, я с полной уверенностью могу сказать, в нашем классе все делается для того, чтобы мои ученик были здоровы физически, нравственно, психологически, не имели вредных привычек. Мои ученики – ещё пока не единый дружный коллектив, который способен поддержать каждого в трудную минуту, протянуть руку помощи, не только друг другу, но и тем, кому это потребуется, но над этим предстоит большая кропотливая работа. Они – уважительные и доброжелательные, веселые. На следующий год мой класс будет принимать участие в конкурсе «Самый здоровый класс!»

Он нам поможет повысить мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, поможет так воздействовать на ученика, чтобы он осознавал важность двигательной активности для своего здоровья. Даже не обладая хорошими физическими кондициями, ученик поймёт свою значимость для достижения поставленных задач.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литовченко Инга Анатольевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Выступление на тему "Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи" "
    ["seo_title"] => string(88) "vystuplieniie-na-tiemu-zdorov-ie-riebionka-kak-tsiel-sovmiestnykh-usilii-shkoly-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "227210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440655941"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План воспитательной работы в 6 классе 2013 - 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-6-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402681842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства