Из опыта работы учителя МОУ СОШ №16 села Александровского
Ставропольского края
Кошелевой Ларисы Алексеевны
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
Конфуций
В своей работе очень часто использую проблемное обучение. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
Приведу пример использования этой технологии на уроке математики в первом классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» во время проведения устного счёта.
Вводная беседа.
- Ребята, какой скоро праздник? (Новый год!)
- К нам на урок математики пришел гость. А его имя вы узнаете, когда решите математический ребус. Ребята, у нас случилось невероятное (возникла проблема) – все буквы перепутались. Чтобы получилось слово, нужно числа расставить по порядку, от меньшего к большему.
о н в е к с г и
5 2 6 3 8 1 4 7
с н е г о в и к
1 2 3 4 5 6 7 8
- Теперь мы с вами знаем, кто наш гость! (Это – Снеговик!)
При выполнении этого задания первоклашки, видя перепутанные буквы, стараются, восстановив ряд чисел, получить слово - имя гостя.
Во 2 классе возникает проблема, но задание уже усложняется. По мере усложнения изученного материала. Когда непросто надо расставить числа, а посчитать.
Имя, какого сказочного героя здесь зашифровано?
5 + 6 А 10 – 8 И 7 + 8 У
14 – 4 Р 9 + 4 Н 17 – 5 Б
10 + 9 Т 10 – 3 О
12 15 10 11 19 2 13 7
Б У Р А Т И Н О
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения и любом этапе урока.