kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение в начальной школе, из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы  учителя МОУ СОШ №16 села Александровского

 Ставропольского края    

 Кошелевой Ларисы Алексеевны

                                                                                         "Скажи мне, и я забуду. 
                                                                                         Покажи мне, – я смогу запомнить. 
                                                                                         Позволь мне это сделать самому,
                                                                                                                      и я научусь".

                                                                                                                                Конфуций

         В своей работе очень часто использую проблемное обучение. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной.

           Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

          Приведу пример использования этой технологии на уроке математики  в первом классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»  во время проведения устного счёта.

Вводная беседа.

- Ребята, какой скоро праздник? (Новый год!)

- К нам на урок математики пришел гость. А его имя вы узнаете, когда решите математический ребус. Ребята, у нас случилось невероятное (возникла проблема) – все буквы перепутались. Чтобы получилось слово, нужно числа расставить по порядку, от меньшего к большему.

о    н    в    е    к    с     г    и

5    2    6    3     8    1    4    7

с  н  е  г  о  в   и   к

1  2  3  4  5  6   7   8

- Теперь мы с вами знаем, кто наш гость! (Это – Снеговик!)

При выполнении этого задания первоклашки, видя перепутанные буквы, стараются, восстановив ряд чисел, получить слово - имя гостя.

  Во 2 классе возникает проблема, но задание уже усложняется. По мере усложнения изученного материала. Когда непросто надо расставить числа, а посчитать.

Имя, какого сказочного героя здесь зашифровано?

5 + 6      А      10 – 8  И      7 + 8    У

14 – 4    Р       9 + 4    Н     17 – 5    Б

10 + 9    Т      10 – 3   О

12    15     10     11     19      2      13      7

Б      У       Р      А       Т     И       Н      О

          Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

          Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

     Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения и любом этапе урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в начальной школе, из опыта работы »


Из опыта работы учителя МОУ СОШ №16 села Александровского

Ставропольского края

Кошелевой Ларисы Алексеевны



"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

Конфуций


         В своей работе очень часто использую проблемное обучение. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

Приведу пример использования этой технологии на уроке математики в первом классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» во время проведения устного счёта.

Вводная беседа.

- Ребята, какой скоро праздник? (Новый год!)

- К нам на урок математики пришел гость. А его имя вы узнаете, когда решите математический ребус. Ребята, у нас случилось невероятное (возникла проблема) – все буквы перепутались. Чтобы получилось слово, нужно числа расставить по порядку, от меньшего к большему.

о

н

в

е

к

с

г

и

5

2

6

3

8

1

4

7





с

н

е

г

о

в

и

к

1

2

3

4

5

6

7

8







- Теперь мы с вами знаем, кто наш гость! (Это – Снеговик!)

При выполнении этого задания первоклашки, видя перепутанные буквы, стараются, восстановив ряд чисел, получить слово - имя гостя.

Во 2 классе возникает проблема, но задание уже усложняется. По мере усложнения изученного материала. Когда непросто надо расставить числа, а посчитать.

Имя, какого сказочного героя здесь зашифровано?

5 + 6

А


10 – 8

И






7 + 8

У


14 – 4

Р






9 + 4

Н


17 – 5

Б






10 + 9

Т


10 – 3

О


12

15

10

11

19

2

13

7

Б

У

Р

А

Т

И

Н

О



Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения и любом этапе урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемное обучение в начальной школе, из опыта работы

Автор: Кошелева Лариса Алексеевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Отчёт о проведении предметной недели в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(65) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423310421"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства