Просмотр содержимого документа
«Организация ученического самоуправления в начальных классах.»
Организация ученическогосамоуправления в начальных классах
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением Д.В. Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.
А деятельность ученика в школе очень многогранна: урочная, внеурочная, досуговая и д.р.
* Прежде всего ученики овладевают знаниями на уроках. Итоги учёбы подводятся по классному журналу, разработана система подсчета среднего балла.
По учебе преуспевать будут одни и те же, а другим будет неинтересно, но вот им-то можно преуспевать в других восьми видах деятельности, которые учитываются в нашей школьной жизни, и они могут быть даже лидерами.
* За чистоту в кабинетах и опрятный внешний вид.
Участвуешь в школьных праздниках, и это увидят и отметят.
Занятия спортом, занятия в кружках тоже оценивается по специальной
разработанной системе оценок. А за дежурство по школе всегда оценки ставили.
И наконец, «правонарушение» - это нежелательная « деятельность», но она к сожалению бывает и очень резко снижает результативность
Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.
Обычно дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают
значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Мы – значит класс», где вместе решаем все организационные вопросы, избираем старосту класса и его помощника.
Затем мы формируем группы. Группы создаются для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно -оздоровительной, трудовой и других видов деятельности.
Группы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно является участником какой-либо группы.
Цели и задачи самоуправленческой деятельности.
Создавая органы классного самоуправления, я ставлю перед собой следующие цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;
развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;
воспитание ответственности за порученное дело.
ЗАДАЧИ:
создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах класса;
формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными, определёнными и посильными для них функциями
развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности
воспитание достойных творческих лидеров.
сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям
Программа реализации поставленных целей и задач
Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.
Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность.
При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося. Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.
Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка. Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.
Организация самоуправления:
учит ребят умению руководить и подчиняться;
учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
вырабатывает правильное отношение к критике;
создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.
самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурство по классу и по школе;
участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные праздники, спорт и спортивные мероприятия,
самообслуживание в столовой;
деятельность школьной прессы;
уборка пришкольной территории.
Выбранная форма самоуправления соответствует форме действующей в классе воспитательной системы:
Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные группы, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива. Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Высшим органом самоуправления является классное собрание
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Проводим классные собрания один раз в месяц. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
-определение программы деятельности своего ученического коллектива;
избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
-избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
-установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный -срок и принятие конкретных программ работы;
-координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
-установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
-внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об -улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Цель классных собраний: помочь в решении назревших проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.
Правила организации и проведения классного собрания:
попытаться самим решить проблему;
не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;
не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят
слушать друг друга и не перебивать
не осуждать, не обвинять других;
создавать атмосферу сотрудничества.
Структура классного собрания:
представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);
изложение информации по проблеме;
начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;
предложение решения проблемы;
выбор решения;
обсуждение предполагаемого результата решения;
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Председатель Совета класса, совместно с классным руководителем, составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся). Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю.
Совет класса - главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Он возглавляет и координирует всю работу. В его состав входят староста, помощник старосты и руководители групп. Совет класса собирается раз в неделю, для координации деятельности классного коллектива, решения различных вопросов, заслушивания отчётов о проделанной работе ответственных за работу секторов. Избирается Совет класса на собрании открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке. Совет класса отчитывается перед коллективом о проделанной работе один раз в месяц.
СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЯЮЩИЙ ОРГАН:
Совет класса
Староста класса
Замещает классного руководителя в его отсутствие.
Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
Обеспечивает связь класса с учителям.
Является представителем класса в школьных органах.
Координирует работу органов ученического самоуправления в классе.
Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
Помощник старосты
Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Секторы классного самоуправления:
Сектор «Учебный»
Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.
Ведет контроль за успеваемостью.
Организует помощь отстающим в учёбе.
Следит за наличием и проверкой дневников
Занимается подготовкой одноклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.
Занимается формированием команд для участия в викторинах, интеллектуальных марафонах.
Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
Сектор «Патриот»
Организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике
Возлагает цветы к памятнику освободителям от немецко-фашистских захватчиков
Сектор «Порядок»
.Организует дежурство по классу: составляет график дежурства, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
Несет ответственность за состояние мебели и озеленение в классной комнате.
Отвечает за участие класса в трудовых акциях.
Организует проверку результатов дежурства в конце дня
Организует уборку территории, закрепленной за классом.
Ведет беседы о чистоте, несет контроль за второй обувью.
Сектор «Спорт»
Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.
Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.
Сектор «Досуг»
Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев школьных праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала;
Готовит беседы о направлениях в музыке
Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел;
Занимается оформлением классного кабинета;
Несет ответственность за оформление классного уголка;
Сектор «Забота»:
фиксирует пропуски занятий учащимися
готовит сообщения, устные журналы, просмотр презентаций о здоровом образе жизни
для одноклассников в период эпидемий болезней готовят сообщения о профилактике заболевания
Во всей моей работе реализуется идея развития индивидуальных качеств личности ученика, его творческих способностей, а главное - формируется активная жизненная позиция и гражданственность.
В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе и родителей. Учащиеся усвоили, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Ребята знают, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.
Можно выделить три этапа развития самоуправления:
1-й этап развития активности – зарождение:
Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности - становление:
Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
3-й этап развития активности - самосовершенствование:
Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.
Успешно пройдя эти этапы развития ученического самоуправления я могу подвести итог нашей деятельности.
Постепенно из года в год формируются традиции, система ценностей и взаимной ответственности, растёт самосознание классного коллектива, а, следовательно, усложняется и сама совместная деятельность.
1. Через самоуправление решаются задачи
развитие, сплочение и координация ученического коллектива
формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации
использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда повышение требовательности к себе и товарищам воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь
2.Учащиеся осуществляют:
дежурство в школе и по классам
организацию трудовых дел
благоустройство территории школы...)
организацию досуга
ведение дневников
проведение акций
проведение тематических конкурсов (рисунка, песни, чтецов, поэтов, творческих работ, театральных постановок и т. д.)
3.Учащиеся считают, что развитие самоуправления в классе:
приобрело навыки общения в режиме реального времени
выработало личную ответственность
сформировало и сплотило ученический коллектив
скоординировало действие ученического коллектива
сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое)
обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности)
позволило выявить свои возможности и реализовать их
способствовало выявлению лидеров
повысило уровень воспитанности ребят
Выводы:
Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания
Его цель в современных условиях - адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности учащихся. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны
Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.
2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.
3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.
4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.
5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.
6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
ЗАКОН ДОБРОТЫ Доброта - это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро. ЗАКОН ЛЮБВИ Люби своих родителей, друзей и всё то, что тебя окружает. ЗАКОН ТРУДОЛЮБИЯ Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад! ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия. ЗАКОН УВАЖЕНИЯ Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя. ЗАКОН ДРУЖБЫ В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг. ЗАКОН ХРАБРОСТИ Будь храбрым и не бойся препятствий. ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. ПОМОГИ!!!