Просмотр содержимого документа
«Организация работы в парах на уроках русского языка»
Организация работы в парах на уроках русского языка.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.
Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.
Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:
1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
5) работа над ошибками.
Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.
Благодаря коллективной работе ученики учатся:
-формулировать свою точку зрения;
-выяснять точки зрения своих партнеров;
-обнаруживать разницу точек зрения;
-разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
-быть справедливыми и толерантными.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:
-обсуждаются разные варианты решений;
-отвергаются ошибочные варианты;
-ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.
Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций.
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале.
Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:
-уменьшаются дисциплинарные трудности;
-ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
растет самокритичность;
-дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
-возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
-на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
-дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
-возрастает сплоченность класса;
-дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
-учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.