kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы в парах на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДЛАГАЮ СВОИМ КОЛЛЕГАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ДАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы в парах на уроках русского языка»

Организация работы в парах на уроках русского языка.

Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.


Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.


Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.

Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.


Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:


1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;

5) работа над ошибками.

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:


1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;

2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;

3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;

5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;

6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.


Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.


При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.


Благодаря коллективной работе ученики учатся:

-формулировать свою точку зрения;

-выяснять точки зрения своих партнеров;

-обнаруживать разницу точек зрения;

-разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

-быть справедливыми и толерантными.


Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

-обсуждаются разные варианты решений;

-отвергаются ошибочные варианты;

-ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.


Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций.

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.

4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.

5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).

6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.

7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале.


Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

-уменьшаются дисциплинарные трудности;

-ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

растет самокритичность;

-дети приобретают навыки, необходимые для жизни;

-возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;

-на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

-дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

-возрастает сплоченность класса;

-дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

-учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.


Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Организация работы в парах на уроках русского языка

Автор: Татьяна Владимировна АНЧУГОВА

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(96) "primienieniie-kolliektivnogo-sposoba-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "118932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства