Просмотр содержимого документа
««Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе».»
ДОКЛАД
из опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Лицей №1
Светланы Павловны Кабановой
на августовской педагогической конференции
методического объединения учителей начальных классов
на тему: «Организация исследовательской проектной деятельности
обучающихся в начальной школе».
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!
Своё выступление хочу начать следующими словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Поэтому тема моего выступления «Организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в начальной школе». Слайд 1
Данная тема актуальна, т.к в современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Слайд 2
Такими мы хотим видеть выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения младшего школьника во время периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность.
В своё время еще Пифагор сказал:
«Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум;предоставь ему руководить собой».
Ключевая идея моего педагогического опыта – это создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Слайд 3
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять.
Главное для меня - увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Свою работу по организации в классе исследовательской проектной деятельности я начинаю с изучения интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа, которая строится в сотрудничестве с родителями. На родительских собраниях стараюсь заинтересовать и объяснить мамам и папам значение исследовательской работы в жизни детей, которая:
1.Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний.
2.Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся.
3.Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
4.Развивает личностные качества и даже может повлиять на выбор будущей профессии учеников.
В первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включаю задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение). Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений: чтение и анализ текста и его оценка. Школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями. Результатами такой деятельности стали работы многих учеников - «Моя родословная», «Математика вокруг нас», «Моя малая Родина», «Мои домашние питомцы» и др. Слайд 4-9
Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Обучающиеся же в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации.
Исследовательскийпроект - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы.
Обучающиеся класса начинают изучать курс «Юный эколог». Моя задача организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными.
Учимся, поэтапно, формулировать цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы.
Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе с ребятами выбираем объект исследования. Это не так просто. Характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам. Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам. Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – моя задача, как руководителя, т.к. дети самостоятельно не смогут найти первоисточники. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе. Теперь можно сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат, чтобы потом сравнить теоретические представления с данными. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы - простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны. Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Закономерный итог выполнения исследовательской работы по определённой теме, без которого деятельность школьника вряд ли может считаться по-настоящему завершенной, - научный доклад. В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы. Выступление школьника, как правило, регламентировано и не превышает 10 мин. Поэтому выступление должно быть тщательно продумано. Общая структура доклада может быть следующей:
Формулировка темы исследования.
Представление исполнителей и научного руководителя работы.
Актуальность исследования.
Цель работы и задачи исследования.
Гипотеза.
Методика проведения.
Результаты исследования.
Выводы исследования.
В настоящее время исследовательская проектная деятельность классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
По количеству участников данная деятельность может быть организована по-разному:
индивидуальное, микро групповое (2-5 участников) или коллективное.
В практике использую следующие виды проектов:
творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, праздника;
игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
информационно-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
в 2017-2018 году результатом работы стали семейные праздники
« Встреча Нового года, «Прощай, начальная школа!».
По срокам реализации работа может выполняться от одного занятия до одного года.
В настоящее время ученики нашего класса, уже не первый год активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством учителя и поддержке родителей. Традиционно в декабре на занятиях «Юного эколога» отводится время для защиты работ обучающихся. На школьную конференцию выносятся самые интересные работы ребят. Слайд10
Конечно, подготовка учителя к проведению таких работ огромна, но результат будет налицо. У детей повышается мотивация и все понятия усваиваются намного лучше, что доказано педагогическим опытом.
« Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить».
Эти слова вполне могут служить девизом для всех участников исследовательской проектной деятельности.
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, надо учиться быть счастливыми. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Именно такие педагоги работают в нашем городе.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
С новым учебным годом, уважаемые коллеги! Слайд 11
Благодарю за внимание!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
Муниципального образования «город Бугуруслан»
ДОКЛАД
на тему: «Организация исследовательской проектной деятельности