Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образования. Средняя школа №18 г. Сочи, где я работаю, является инклюзивной. В моём классе обучаются «особенные дети». Все учащиеся обучаются в общеобразовательном классе и используют полученные знания по-разному. Моя цель работы состоит в том, чтобы все мои ученики могли получить образование и достичь определённого общественного статуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Кормянкова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов,
г. Сочи, средняя образовательная школа № 18
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ
Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
В течение длительного времени в отечественной системе образования детей условно делили на «обычных» детей и на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возможно, такое разделение, содействовало тому, что вторая группа детей (дети с ОВЗ) не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, а наоборот, это общество не было подготовлено к ним. Внедрение инклюзивного образования в нашей средней школе №18 г. Сочи началось с 1 сентября 2016 года, в рамках программы «Доступная среда». Это наш большой шаг к обеспечению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, полной реализации прав ребёнка на получения образования.
На протяжении всего времени инклюзия в средней школе №18 – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
Сегодня у нас обучается 28 детей с ограниченными возможностями здоровья, среди них 17 детей с инвалидностью. Учителя, работающие с детьми ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации. За некоторыми учащимися закреплён тьютор. Школа оборудована в рамках программы «Доступная среда».
Основная цель и задачи школы заключается в создании безбарьерной среды, позволяющей получать знания, участвовать в жизни школы всем учащимся без ограничений. Учебное учреждение - средняя школа №18 разработала адаптированные общеобразовательные программы АООП НОО ЗПР (вариант 1), АООП НОО ЗПР (вариант 7.2), в соответствии с федеральным государственным стандартом. Школа предоставляет бесплатные учебники и пособия. Для родителей ведется информационно-просветительская работа в виде семинаров, родительских собраний, консультаций. В школе работает медико - педагогический консилиум для решения проблем, возникающих в учебно- воспитательном процессе.
Для каждой категории детей созданы необходимые условия с учетом их психофизических особенностей. Организовано рабочее место в соответствии с потребностями ребенка: индивидуальная одноместная парта, индивидуальное освещение, изолированная зона в пространстве класса, зона для двигательной активности, специальные туалетные комнаты, библиотека, доски с программным обеспечением, пандусы, лифт, подъемники, дорожки для слабовидящих, широкие дверные проемы на первом этаже школы.
А как проходит процесс обучения в инклюзивном классе?
Структура урока в инклюзивном классе отличается от обычного урока. Я изучаю особенности ребенка, перед тем как с ним работать. Самый важный документ для меня - это ФГОС ОВЗ. Здесь прописаны все программы для каждой категории детей. А в программе обучения расписано все содержание: как учить и чему учить.
Итак, как только педагог изучил ФГОС ОВЗ, составил программу, он может идти на урок. Для организации режима урока, учитель придерживается определенных требований: четкий алгоритм, большое количество наглядности, различные виды деятельности. Все эти условия приводят к эффективности в обучении.
1 сентября 2018 года распахнулись двери нашей школы. И в моём классе стали обучаться «особенные» ученики. Теперь важным моментом стали для меня - создание ситуации успеха на уроке. Обучающемуся ребёнку по АООП НОО для детей с ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что- либо. Очень важно создать в учебном процессе «ситуацию успеха» для такого ученика - обстановки, располагающей его к деятельности , вызывающей положительные эмоции и направленной на то ,чтобы ученик обязательно справился с работой.
Например, с целями урока я знакомлю учащихся сама, но при этом создаётся проблемная ситуация, учащиеся сами могут определять их.
При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объёме нельзя давать в один приём, это нужно делать поэтапно. На уроках литературного чтения объяснение лучше давать в форме бесед или комментированного чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка, при выполнении упражнений, задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формировании умений и навыков реализуется индивидуальный подход. Ученикам, у которых умения и навыки сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала.
Большой интерес у учащихся вызывает работа в парах, работа в качестве консультантов на зачётах , в работе с отстающими .Я заранее готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они проводят самостоятельно. Такую работу я называю «обратная инклюзия». Она является хорошим стимулом не только для учащегося с ОВЗ, но и для его одноклассников, которые тоже захотят выступать в роли учителя.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к урокам , является дидактическая игра. Цель дидактической игры: побудить интерес к познанию , науке , книге , учению в школе. Я это называю игрообучение. Оно благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока. Назову некоторые из них: « Орфографическая зоркость»,» Третье лишнее», «Замени одним словом»,»Составь рассказ из заданных слов, « Построй слово», также викторины ,игры- соревнования.
Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.
Для облегчения восприятия материала учеником рекомендуется использовать больше красочного наглядного материала и некоторые способы запоминания. Одним из самых эффективных способов запоминания учебного материала является мнемотехника. Это совокупность приёмов и способов, которые облегчают запоминание информации путём ассоциаций. На уроке мною используются мнемосхемы, её суть заключается в том, что на каждое слова или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки , ребёнок легко запоминает информацию.
Коллажи, их главная задача на моём уроке -соеденить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Для проверки знаний использую иллюстрированные карточки- задания , которые содержат короткое и понятное задание. Для запоминания словарных слов составляю таблицы «Запутанное слово» и «Разгаданное слово», карточки словарных слов, где буква, которую надо запомнить, заменена картинкой .
Всегда на всех уроках присутствуют интеллектуальные карточки- помощники , которые используются уже с 1 класса и являются необходимым атрибутом на уроках. Интеллектуальное развитие ребенка с применением этих карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополняет словарный запас, развивает речь, фантазию. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать.
Развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению детей с ОВЗ, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
Я как учитель должна не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.
Интеллект-карта может использоваться в готовом виде в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала.
Учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить учащихся в процесс сотворчества.
На парте, где сидит « особенный» ученик находятся информационные карточки, изготовленные мной на каждый урок, на изучаемую тему.
В конце урока проводится рефлексия, у меня это карточка, где нарисована радуга. В ней ученик должен описать свои чувства, эмоции, достижения.
В своей работе я назвала эффективные практики организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Главное в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения, воспитания и общего развития.
Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Моя работа в общеобразовательной организации направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.
Литература:
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: М., Теревинф, 2010, с. 272.
2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст), М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.