Просмотр содержимого документа
«Организация игровой деятельности в классном коллективе»
Организация игровой деятельности в классном коллективе
1. Психолого-педагогические основы игры .
Игра является одной из форм учебной и воспитательной работы . Она используется для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом – один из основных видов воспитания человека. Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной.
В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра - это занятие, во-первых, субъективно значимое, приятное, самостоятельное и добровольное, во-вторых, - имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей не утилитарностью и буквальностью воспроизведения, в-третьих, - возникающая спонтанно или создаваемая искусственно для развития каких-либо функций или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Обязательная характерная черта всех игр – особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они проходят. Можно дать следующее определение игры. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Но, несмотря на различия в подходах к определению сущности игры, ее назначения, все исследователи сходятся в одном: игра является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта. Поэтому игра используется как средство, форма и метод обучения и воспитания. Игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения и воспитания. Природа игры такова, что при отсутствии добровольности, она перестает быть игрой.
Игра или просто игровая деятельность в процессе обучения и воспитания оказывают заметное влияние на деятельность детей. Игровой мотив является для них действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности детей, повышает внимание, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
2. Виды игр.
Одним из требований к играм является их многообразие. Можно привести следующую классификацию игр по разным основаниям, но она не будет являться строгой, так как каждую игру можно отнести к нескольким видам из этой классификации.
По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний. Воспитывающая игра имеет целью воспитать отдельные качества личности, такие как внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и другие. Для участия в контролирующей игре детям достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их.
Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. И последний вид в этой классификации, это развивающие игры. Они в основном предназначены для сильных учеников. Такие игры особой развлекательностью не отличаются, являются более серьезными.
Конечно, в практике все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей и обучающей
По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
Дети стремятся к общению со своими сверстниками, стремятся участвовать с ними в совместной деятельности. Коллективные игры привлекают не только сильных учеников, но и слабых. В коллективной игре дети могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности.
По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
Растущий организм требует движения. Поэтому нужно вводить элементы подвижности. Игра позволяет включить в себя подвижную деятельность , не мешая умственной работе.
Тихие же игры служат хорошим средством перехода от одного умственного труда к другому. К тому же встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие настойчивости.
По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
Некоторые игры должны принимать форму соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой детей.
Следует различать два вида состязаний. Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач. Такие игры называются скоростными. Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.
Приведем еще одну классификацию игр по схожести правил и характера проведения. Она будет включать в себя следующие виды игр:
-Настольные игры;
- Мини-игры;
-Викторины;
-Игры по станциям;
-Конкурсы;
-КВНы;
-Игры-путешествия;
. 3. Структура игры Игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры. Он выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел заложен в той задаче или системе задач, которые нужно решить в течение игрового процесса. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. Любая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной обстановки, но в то же время рабочей. Правила игр должны разрабатываться с учетом поставленных целей и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности у детей, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре. К оборудованию игры относятся различные средства наглядности, раздаточный материал, то есть все то, что необходимо при проведении игры.
Игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи, в достижении поставленной перед детьми цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя же результат игры является показателем уровня достижений детей в усвоении знаний и их применении.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес.
4. Требования к проведению игры.
Соблюдение всех требований к проведению игры способствует тому, игра пройдет на высоком уровне, она понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели. Учителю во время игры принадлежит ведущая роль в ее проведении. Он должен следить за порядком на игре. Отступление от правил, терпимость к мелким шалостям или дисциплины, могут привести к срыву занятия.
Учитель является еще и организатором игры. Игра должна быть четко организована, выделены все ее этапы, от этого зависит успех игры. Данному требованию следует придавать серьезное значение и иметь его в виду при проведении игры, особенно массовой. Соблюдение четкости этапов не позволит превратить игру в не понятную последовательность действий. Четкая организация игры так же предполагает, что раздаточный материал и оборудование, для проведения того или иного этапа игры, будет использовано в нужное время и никаких задержек в игре не будет.
При проведении игры важно следить за сохранениеминтереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как в этом случае она теряет свою добровольность, обучающее и развивающее значение, из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливая обстановка, поддержка отстающих.Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к игре безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко, это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление.
Учитель должен являться ее участником, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Он должен положить начало творческой работе детей, умело ввести их в игру.
Они должны понимать смысл и содержание всей игры, что сейчас происходит и что делать дальше. Все правила игры должны быть разъяснены участникам.
Все участники игры должны активно участвовать в ней, заняты делом. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес у детей к этой игре. Легкие и сложные конкурсы должны чередоваться.
Любая игра должна быть результативна. Результатом может быть победа, проигрыш, ничья. Только законченная игра, с подведенным итогом может сыграть положительную роль, произвести на учащихся благоприятное впечатление.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
- актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Интересная игра, доставившая детям удовольствие, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр, их посещение.