Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя начальных классов.»
Учитель должен быть проводником для ребёнка:
открытым окном, где можно увидеть свет,
домом, куда можно всегда прийти,
дверью, которая открывает дорогу в жизнь…
Учитель начальных классов имеет возможность всесторонне изучать своих учеников на протяжении четырёх лет подряд. В каждом последующем классе опираюсь на наблюдения и опыт прошлых лет. Анализирую, как идёт у обучающихся формирование универсальных учебных действий, какие педагогические мероприятия оправдали себя в работе, над чем предстоит ещё работать.
Вопрос о качестве обучения актуален. В связи с этим современный учитель стоит перед выбором методик и технологий, которые ему представляет наука. За годы работы в школе я работала по разным учебным программам. С 2004 года стала работать по программе «Перспективная начальная школа», в основе которой лежит технология деятельностного метода обучения. Основная идея данной программы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то - обучающего, то в роли организатора этого процесса.
Полностью разделяю позицию авторов этой программы, которую они назвали «позицией здравого педагогического смысла», где каждый ученик должен найти своё место независимо от его индивидуальных особенностей и способностей. И очень жалко, что данная программа почему-то удалена из списка рекомендованных программ. (Слайд ПНШ)
Древняя китайская мудрость гласит: Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму. Стараюсь строить свои уроки, следуя этой мудрости. Начиная с этапа самоопределения к деятельности, различные сюжеты и ситуации, близкие детям, помогают поддерживать интерес детей к предмету. Через обсуждение учащиеся приходят к пониманию, а не к простому заучиванию. На каждом уроке идёт формирование рефлексивного мышления учеников. Обучение идёт без принуждения, более результативно.
Тема по самообразованию, над которой я сейчас работаю«Повышение учебной мотивации у учащихся начальной школы».
В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Ведь учёба- это труд. Это развитие своих способностей.
Важно дать понять ученику что его способности можно изменить. Другими словами, помочь ему открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей. Если он думает, что его способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если он признает, что его способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, он будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.
Использование компьютерных, интерактивных, коммуникативных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии увеличивается. Использование ИКТ на уроке не только помогает увлечь школьников интересным материалом, но представить информацию в наиболее привлекательном виде, быстро проверить степень усвоения программного материала, систематизировать богатый информационный материал, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения. Я тоже применяю ИКТ технологии в своей работе. Это и дидактические игры, созданные в формате интерактивной доски, и программа, созданная для развития пространственного мышления.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, что и позволяет наше УМК «ПНШ». Интеграция в современном мире становится одним из важнейших методических направлений в процессе модернизации образования. Интеграция предметов в современной школе – это один из способов формирования всесторонне развитой личности. Это даёт возможность показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, живописи, музыки, способствует формированию личности ребёнка, повышает школьную мотивацию. Большинство учебных предметов я веду сама, поэтому часто применяю технологию интегрированного обучения.
Для эффективного использования своего времени и времени детей на уроках и при подготовке к ним использую элементы и других современных образовательных технологий: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровую и проектную технологию. Практикую проведение нестандартных уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие. Применяю исследовательские методы обучения, задания творческого характера. Наиболее эффективными способами в формировании коммуникативной компетенции на уроках являются взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик». В результате этих взаимодействий учащиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга. На мой взгляд, рост качества знаний достигается за счёт использования в работе инновационных педагогических технологий.
Особое место в моей работе занимает технология личностно ориентированного воспитания и обучения. Стараюсь учитывать особенности каждого ученика и раскрывать его потенциал. В своей работе использую памятки-опоры, памятки-алгоритмы, дифференцированный подбор заданий в тетрадях для самостоятельной работы, словари, справочники, фонд библиотеки, интернет. Предлагаю учащимся задания на выбор. Иногда комментирую: «Это задание для сильных. Если ты чувствуешь в себе силы, то сделай это. А это задание проще. А это совсем простое». Если же сильный ученик выбирает лёгкое задание, то могу сказать: «Я бы посоветовала тебе это задание. Ты справишься с ним». А слабый ученик, выбравший задание не по силам и понявший, что он пока не может с ним справиться, может всегда поменять задание.
При обучении детей мы опираемся на их внимание, память, мышление. Внимание является катализатором, усилителем действия всех психических процессов. Память – психический процесс восприятия, запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Мышление - одно из высших психических проявлений. Процесс мышления заключается в восприятии, переработке и преобразовании информации. Результатом мышления является умозаключение.
Мы тренируем беглость и гибкость мышления, а заодно и внимание, память, общую осведомленность.
Есть гимнастика для тела, для пальчиков, для языка, а мы с ребятами делаем гимнастику для ума. Вопрос учителя - и мгновенный короткий ответ детей. Кто догадался, сразу отвечает, хором, вслух, как получится. Так тренируется мыслительная деятельность на уровне догадки. У вопроса может быть несколько вариантов ответа, русский язык богат! Принимаем все, выбираем самый точный. Вопросы задаем как трудные, так и очевидные, каждый должен угадать хоть раз. Количество вопросов гимнастики ограничиваем 10-15 (по
ситуации), иначе устанем, все-таки это небольшой мозговой штурм, колоссальное напряжение. Когда банк вопросов закончится, можно начать их с начала. А можно попросить детей пополнить этот банк. Начинается самостоятельная деятельность по поиску интересных вопросов. Подключаются родители, идет совместная деятельность. Не берем загадки, нам нужна краткость. Скажу по секрету, что удачные вопросы можно найти в кроссвордах.
Где найти время для гимнастики? Это может быть начало урока литературного чтения, технологии или рисования.
Волшебная скатерть (самобранка) Наряд для стены (обои)
Ночное светило (луна) Их две для ходьбы (ноги)
Светило для фото (вспышка) Укроет от дождя (зонт)
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений (портфолио). Приучаю детей с 1 класса накапливать свои результаты в индивидуальном портфолио. В нашей школе наличие такого портфолио становится обязательным требованием. Нужно постараться с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. А в процессе работы происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В 2018-2019 уч.г. было проведено тестирование обучающихся 4-х классов образовательных учреждений Республики. Учащиеся моего 4 «А» класса по итогам проведения мониторинговых исследований показали хорошие результаты. Это видно на графиках.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы формируются в младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно проявляются позже. В школу приходят дети с разным развитием. У многих способности спрятаны глубоко внутри. Поэтому одной из основных моих задач воспитания и обучения я вижу в выявлении способностей учеников и целенаправленном их развитии, ведь каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее важных. Организованная мною работа с учащимися, основанная на внедрении таких современных образовательных технологий, как технология деятельностного метода обучения, технология проектного обучения, технология проблемного обучения, приносит свои результаты: победы на районных, городских, республиканских конкурсах детского творчества, победы в предметных олимпиадах.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой нужно построить жизнь так, чтобы каждый почувствовал необходимость и потребность другого. Самоуправление в моём понимании – это режим совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности
Мои коллеги отмечают, что с классом приятно работать, так как мои ученики инициативны, дисциплинированны, в классе присутствует настрой на учебный труд.
На мой взгляд, воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Оно должно охватывать и урочную и внеурочную деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования. Большое внимание уделяю внеклассной работе, так как она способствует всестороннему развитию, формирует конкурентоспособную личность. Как и все дети, мои ученики очень любят ходить в дубраву. Там мы сними не просто проводим время, а идём по своим любимым тропкам. Обязательно идём к дубам- великанам, наблюдаем,
анализируем и находим изменения.
Готовясь к конкурсам и соревнованиям я вместе с детьми бегаю, езжу на велосипеде, т. е. на своём примере показываю, что желание добиться победы- это большой труд. Мы вместе моими учениками не только трудимся, но и умеем отдыхать. В нашем классе заведена традиция празднования дней рождений. Мы это делаем по сезонам. Дети не просто ждут этого дня, они к нему готовятся. Заранее обговариваем подарки, сделанные своими руками; конкурсы и игры. Каждый такой праздник сплачивает ребят, помогает им понять друг друга. Наблюдая за ними, постоянно открываешь для себя, какие-то новые способности и качества характера своих учеников. Которые потом продолжаешь раскрывать на уроках.
«Самым важным в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», – утверждал А. Дистервег. Профессия учителя требует постоянного совершенствования. Учитель должен быть интересен для своих учеников и как профессионал, и как человек. Я повышаю свой профессиональный уровень, занимаясь самообразованием и на курсах повышения квалификации