Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с детьми с РАС»
Опыт работы с детьми с РАС.
Подготовила учитель начальных классов: Н. И. Гончаренко
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Практические исследования показывают на схожесть человеческого мышления с компьютерным процессором, способным выполнять несколько дел одновременно. Мозговая активность аутичного ребенка несколько замедленна, не позволяет выполнять сразу много дел, но определенные «мощности» сохраняются. Если не считать любые отклонения от среднестатистической нормы за болезнь, то логичнее считать аутизм расстройством. Дискуссии продолжаются, но лечить патологию нужно.
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1). 17 000 детей стало рождаться в год с диагнозом РАС. Это сравнимо с маленьким городом.
Причины вызывающие РАС.
Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:
- гипотеза о генетической предрасположенности
- гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).
- гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.
Особенности психического развития детей с РАС.
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.
Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.
Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.
Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:
- нарушение социальной адаптации
- нарушения в коммуникативной сфере
- стереотипность поведения
Индивидуальные особенности человека с аутизмом сопровождаются стереотипами поведения:
Склонность к пребыванию в одиночестве;
Частые попытки уединения;
Избегание встречи глазами с близкими людьми;
Периодические эпилептические припадки.
Коррекция детей с РАС
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум.
Стереотипия - прыжки, раскачивание, перебирание пальцами, хождение на носках, движение языком, повторение слов, вращение предметов, привлечение внимания звуками, неадекватный крик , смех, плач. негативизм (отказ от деятельности с проявлением агрессии.
Корректирующие виды проблемного поведения.
(проводим, когда мешает развитию, обучению)
Получение желаемого - ты получишь, если….успокоишься.
Игнорируем плохое поведение – хвалим за хорошее.
Не употребляем слово «нельзя» - заменяем «так правильно»
Разграничиваем – можно - нельзя.
Лечим медикаментозно.
Неадекватный крик – крик заменить фразами, смена видов деятельности, таймаут (успокоить), поощрить, если молчит; не поощрять, если кричит.
Неадекватный плач – переключение внимания; смена видов деятельности, медикаментозное сопровождение.
Неадекватный смех – предотвращение утомления, переключение внимания; выполнение физических упражнений.
Физическое сопротивление – физические нагрузки до занятий; поощрение, если ведёт хорошо; медикаментозное лечение.
Невыполнение инструкций - даётся краткая инструкция «стой», «слезь», «подними»; поощрение за выполнение инструкций; таймаут (переключение); не развлекать; медикаментозно.
Агрессия – переключение; сдерживаться, не реагировать; заменить речью; медикаментозное.
Мой класс – это класс, состоящий из детей с РАС. Дети обучаются четвёртый год по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по СИПР. Два ребенка обучаются по варианту 8.3, трое обучаются по варианту 8.4.
Это невербальные дети с когнитивным поведением, для них характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, сочетающееся с расстройством аутистического спектра, эмоционально – волевой сферы, выраженной нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонематического, лексического и грамматического. У детей затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращённой к ним речи, с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Есть в классе дети с частичным отсутствием речи. При обучении этих детей я использую различные средства невербальной коммуникации: жесты, символы, картинки, пексы. Внимание у детей неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
За четыре года обучения в учреждении мне удалось научить детей: сидеть за партой, готовить к уроку учебные принадлежности, отвечать на вопросы с поднятия руки, угадывать предметы, обучила навыкам чтения, письма, решению примеров. Дети учились рисовать, петь песни, выполнять простейшие физические упражнения.
При обучении письма я использовала метод комментированного письма. Ребёнок комментировал, каждый элемент, тем самым запоминая его написание, потому что детям с РАС свойственно забывать изображение букв. Костя и Майя научились писать под диктовку, научились выделять гласные и согласные буквы, звонкие и глухие согласные, учились делить слово на слоги с помощью хлопков, ставить ударения с помощью воображаемого молоточка. Так детям легче было определять ударный слог. Виктория запомнила несколько букв, произносит их, пытается читать слоги. Обучение проходило в игровой форме: мы ходили по нужным буквам,, искали из набора букв, читали надписи к картинкам и на доске.
При обучении математике дети с вариантом 8.3 освоили счёт в пределах 20 и обратно. Могут назвать с помощью числового ряда чётные и нечётные числа. Определяют состав числа по -порядку. Производят вычисления в пределах 20 без перехода через десяток. С решением задач сложнее. Дети научились в простых задачах выбирать действие. Выделяют главные слова в задаче с трудом . Дети с вариантом 8.4 могут посчитать до 5 или показать на пальцах с помощью педагога.
Виктория, девочка с вариантом 8.4 невербальная стала повторять за детьми и педагогами слова. Её запас слов стал обогащаться. Девочка начала обращаться к педагогам «мама» (пока ей сложно сказать хотя бы имя). Научилась собирать пазлы, которые раньше собирать не могла и сильно нервничала. После нескольких занятий и помощи ей, Вика начала собирать их сама. Девочка сопоставляет цвета, и картинки по любым тематикам. Но если ей что-либо не нравится, она браться за не будет. Девочка стала более самостоятельная: сама раздевается, обувается и разувается, сама наливает и пьёт воду, убирает за собой книги и игрушки. Вячеслав тоже выполняет задания, когда ему хочется , если нет – он закрывает глаза руками и ложится на парту. Этого мальчика приходиться постоянно чем-то занимать, чтобы он не расслаблялся.
Для коррекции поведения использовались поочерёдные вызовы к доске и уделялось одинаковое внимание. При агрессивном поведении использовался приём «Нарисуй своё настроение» и «Я тебя понимаю». Чтобы отучить девочку выбрасывать предметы использовался приём сначала «Салют», затем «Апплодисменты».Дети приучены здороваться и прощаться. В классе создана доска поведения и настроения. В начале каждого урока детям выставляются карточки с настроением и ставятся фото на полосу поведения (отличного, хорошего и плохого). Дети следят за сменой месяца и времени года. Сами меняют карточки. Майя всегда интересуется , сколько детей будет завтра и выставляет карточки. У этой девочки всега должно находиться всё по своим местам: она следит за порядком в классе, моет доску, застилает диван, убирает игрушки., раздаёт школьные принадлежности перед уроком и убирает.
С детьми с РАС работать трудно , но интересно. Очень важен для меня успех каждого ребёнка. Хочется социализировать и научить коммуникативным навыкам, которые им пригодятся в жизни. Важен даже минимальный результат, к которому мы идем маленькими шажками. Важно поддержать родителей, дать им надежду в воспитании детей.
Литература:
Книга Фрост Лори и Бонди Энди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (Пексы)».