Использование проектного метода в развитии восприятия музыки детьми младшего школьного возраста на внеурочных занятиях.
(Степанцова Светлана Валерьевна)
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких случаях долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС. Проектный метод обучения на является актуальным, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Успешное применение метода проектов в работе с младшими школьниками во многом обусловлено особым взаимопроникновением некоторых разделов программ. Например, давая детям представление о музыкальных и шумовых звуках, педагог знакомит их с историей создания и применения музыкальных инструментов. Поэтому основной целью проектного метода на музыкальных занятиях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
- Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения - план работы, а затем проект - как последовательность действий.
- Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Таким образом, в процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.
Одним из способов использования проектного метода является разработка тематического проекта, связанная с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что детям задаётся три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?
Приведу пример: на занятии поставлена цель - закрепить знания детей о танцевальных жанрах. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах?
На одном из занятий педагог обнаруживает письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки, и она их перепутала.
Такой прием наверняка окажется беспроигрышным, т.к. дети включатся в проблемную ситуацию. Педагогу в этом случае необходимо правильно организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход из создавшейся ситуации.
Реализуя проектный метод можно предложить ребятам составить ответ на письмо, рассказав им про основные направления танцев, историю их возникновения и провести беседу о впечатлениях изученного материала. Совместно с детьми можно составить ответ в виде коллажа, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра: вальс, полька, пляска и т.д. В итоге у ребят появляется желание и возможность рассказывали обо всем, что они узнали о танцевальных жанрах. Таким образом, процесс работы над подобным проектом позволяет решить целый ряд образовательных и воспитательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творческого развития, но самое главное, будет достигнута главная цель – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.
В итоге без натаскивания и муштры, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, педагог может получить прочные знания по определённой теме, а также раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал.
Положительные стороны использования метода проектов на внеурочных занятиях общекультурной направленности:
- увлеченность детей помогает решать вопросы дисциплины;
- организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
- максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания нужны детям и поэтому интересны;
- развитие у детей способности рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
- социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
В целом метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Использование метода проектов, по мнению известных педагогов, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
В заключении хочу сказать: изучив идеи и методы проектной деятельности, я считаю, что можно рекомендовать использовать данную технологию в работе с детьми.