kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектного метода в развитии восприятия музыки детьми младшего школьного возраста на внеурочных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектного метода в развитии восприятия музыки  детьми младшего школьного возраста  на внеурочных занятиях.

(Степанцова Светлана Валерьевна)

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких случаях долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС.  Проектный метод обучения на является актуальным, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Успешное применение метода проектов в работе с младшими школьниками во многом обусловлено особым взаимопроникновением некоторых разделов программ. Например, давая детям представление о музыкальных и шумовых звуках, педагог знакомит их с историей создания и применения музыкальных инструментов.  Поэтому основной целью проектного метода на музыкальных занятиях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов  предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состо­ящую из  3-х этапов:

  • Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  • Педагог вносит предложение, которое  является от­правной идеей для совместного обсуждения с детьми.          Результат обсуждения - план работы, а затем проект  - как последовательность действий.
  • Реализация проекта детьми в соответствии с намечен­ным планом, при необходимой помощи педагога.

Таким образом, в процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.

Одним из способов использования проектного метода является разработка тематического проекта, связанная с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что детям задаётся три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?

Приведу пример: на занятии поставлена цель -  закрепить знания детей о танцевальных жанрах. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах?

На одном из занятий педагог обнаруживает письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки, и она их перепутала.

Такой прием наверняка окажется беспроигрышным, т.к. дети включатся в проблемную ситуацию. Педагогу в этом случае необходимо правильно  организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход из создавшейся ситуации.

Реализуя проектный метод можно предложить ребятам  составить ответ на письмо, рассказав им про основные направления танцев, историю их возникновения и провести беседу о впечатлениях изученного материала. Совместно с детьми можно составить  ответ в виде коллажа, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра: вальс, полька, пляска и т.д. В итоге  у ребят появляется желание и возможность рассказывали обо всем, что они узнали о танцевальных жанрах. Таким образом, процесс работы над подобным проектом позволяет решить целый ряд образовательных и воспитательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творческого развития,  но самое главное, будет достигнута главная цель – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.

В итоге без натаскивания и муштры,  создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, педагог может получить прочные знания по определённой теме, а также раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал.
Положительные стороны использования  метода про­ектов на внеурочных занятиях общекультурной направленности:

  • увлеченность детей помогает решать вопросы дисциплины;
  • организация обучения обеспечивает сочетание интере­сов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
  • максимум действия при отсутствии созерцательности. Зна­ния нужны детям и поэтому интересны;
  • развитие у детей способности  рас­суждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
  • социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
     

В целом метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Использование метода проектов, по мнению известных педагогов, не только подготавливает ребенка к жизни в бу­дущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

В заключении хочу сказать: изучив идеи и методы проектной деятельности, я считаю, что можно рекомендовать использовать данную технологию в работе с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектного метода в развитии восприятия музыки детьми младшего школьного возраста на внеурочных занятиях. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»»



Использование проектного метода для развития восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях общекультурного направления развития личности.

(Степанцова Светлана Валерьевна)


Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких случаях долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС. Проектный метод обучения на является актуальным, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Успешное применение метода проектов в работе с младшими школьниками во многом обусловлено особым взаимопроникновением некоторых разделов программ. Например, давая детям представление о музыкальных и шумовых звуках, педагог знакомит их с историей создания и применения музыкальных инструментов. Поэтому основной целью проектного метода на музыкальных занятиях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состо­ящую из  3-х этапов:

  • Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.

  • Педагог вносит предложение, которое  является от­правной идеей для совместного обсуждения с детьми.          Результат обсуждения - план работы, а затем проект - как последовательность действий.

  • Реализация проекта детьми в соответствии с намечен­ным планом, при необходимой помощи педагога.

Таким образом, в процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.

Одним из способов использования проектного метода является разработка тематического проекта, связанная с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что детям задаётся три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?

Приведу пример: на занятии поставлена цель - закрепить знания детей о танцевальных жанрах. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах?

На одном из занятий педагог обнаруживает письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки, и она их перепутала.

Такой прием наверняка окажется беспроигрышным, т.к. дети включатся в проблемную ситуацию. Педагогу в этом случае необходимо правильно организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход из создавшейся ситуации.

Реализуя проектный метод можно предложить ребятам составить ответ на письмо, рассказав им про основные направления танцев, историю их возникновения и провести беседу о впечатлениях изученного материала. Совместно с детьми можно составить ответ в виде коллажа, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра: вальс, полька, пляска и т.д. В итоге у ребят появляется желание и возможность рассказывали обо всем, что они узнали о танцевальных жанрах. Таким образом, процесс работы над подобным проектом позволяет решить целый ряд образовательных и воспитательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творческого развития, но самое главное, будет достигнута главная цель – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.

В итоге без натаскивания и муштры, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, педагог может получить прочные знания по определённой теме, а также раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал.
Положительные стороны использования метода про­ектов на внеурочных занятиях общекультурной направленности:

  • увлеченность детей помогает решать вопросы дисциплины;

  • организация обучения обеспечивает сочетание интере­сов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.

  • максимум действия при отсутствии созерцательности. Зна­ния нужны детям и поэтому интересны;

  • развитие у детей способности рас­суждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

  • социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.


В целом метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Использование метода проектов, по мнению известных педагогов, не только подготавливает ребенка к жизни в бу­дущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

В заключении хочу сказать: изучив идеи и методы проектной деятельности, я считаю, что можно рекомендовать использовать данную технологию в работе с детьми.











































Приложение.

Разработка проектного занятия по теме «Знакомство с морскими животными».


Тема: «На морском дне»


Задачи: развитие коммуникативных навыков; развитие творческого мышления; развитие целостного восприятия музыкального произведения; развитие способностей элементарного анализа музыкального произведения.

Ход занятия
(под фонограмму шума моря дети заходят в зал, оформленный под морское дно)


Педагог: Ребята, посмотрите, какие чудеса произошли в нашем классе, сегодня утром здесь я оставила блюдечко с волшебной водой, и, посмотрите, она каким-то чудесным  образом превратила наш класс в подводное морское царство! (дети осматривают класс).
Посмотрите, как изменилось все вокруг. Вы знаете, в жизни человека тоже постоянно происходят изменения, например, очень часто меняется настроение. Только что  мальчик или девочка были грустными, но вот они улыбнулись, грустное настроение куда-то исчезло, и они стали веселыми. Вот и наше морское царство целый день не может все время находиться в одном и том же настроении. Сейчас мы попробуем почувствовать эти волшебные перемены. А помогать нам в этом будет музыка. И вы через движения покажете мне, как от изменения характера музыки меняется настроение воды.

Музыкально – ритмическая импровизация
«Старинная французская песенка» П. Чайковский
(после импровизации дети садятся на стулья)

Педагог: Я до сих пор еще удивляюсь, какие чудеса произошли сегодня в нашем классе. Какое красивое морское царство: посмотрите: вот это морские водоросли; приветливые  и ласковые волны гуляют по морскому дну; смешные, озорные воздушные пузырьки плавают на поверхности; и даже удочки со сверкающими, но острыми крючками закинули рыбаки в море, чтобы…. Ой, а вам не кажется, что в нашем подводном царстве чего-то не хватает? Как – то пусто вокруг! (дети отвечают, что нет вокруг рыб и других морских жителей).
Что же получается! Здесь нет ни одной рыбки, ни одной медузы, ни морских звезд, ни крабов, ни маленькой улиточки! Ни кого! Такая красота вокруг, и никто из морских обитателей ее не видит! Ну вот я расстроилась…. Что же делать? Как сделать, чтобы в нашем прекрасном подводном царстве появились жители? (дети дают варианты ответов).

Педагог: Правильно, наше морское царство нужно обязательно сделать живым, шумным, радостным и веселым! И ведь я не случайно наш подводный мир все время называю волшебным: я думаю, что сегодня чудеса продолжаются!

Сейчас нам с вами предстоит встреча с волшебством музыки. Музыка нам повстречается разная: и зависимости от характера звучащей музыки, в нашем подводном мире будут появляться разные морские обитатели. Вы готовы внимательно слушать? Помните: от того, как вы охарактеризуете музыкальный характер зависит: появится ли на нашем морском дне жители и какие!!!




«Марш» Д. Шостакович
(после прослушивания музыки дети ее характеризуют)


Педагог:
Сильный, твердый,
Волевой, упорный.
Когда характер таким бывает
То важный краб по дну шагает.
         (ставит краба на пол)

Педагог: А вот и следующий морской житель! (играет вступление песни, дети по вступлению отгадывают, что это рыбка)

Песня « Рыбка» музыка Т. Попатенко

Педагог:  
Песенка нам слышится,
Плавники колышутся.
Вот золотая рыбка,
Она быстра и гибка!
(подвешивает рыбку к гелиевому шару, таким образом создается впечатление, что рыбка плавает)
Педагог: Ну вот, в нашем царстве поселились крабы и золотые рыбки. Ребята, а вам интересно, кто еще из морских жителей появится у нас на морском дне? (дети отвечают) Тогда слушайте внимательно!

«Вальс» музыка П. Чайковского
(после прослушивания музыки дети ее характеризуют)


Педагог:  
Легкая, воздушная, мягкая,
Солнечная, яркая.
Лучики золотые в волнах сверкают,
Медузы в царстве подводном  играют.
(вешает медузу на гелиевый шар)

Педагог: 
Волшебство у нас продолжается,
Снова волны морские качаются.
Это звезды морские явились,
В танце они закружились.

Музыкально-ритмическая композиция « Сны, сны»

(после композиции педагог вешает звезды)
(Фонограмма шума волн)

Педагог:
Посмотрите, как радостно и весело стало в нашем морском царстве. Но, к сожалению, все чудеса когда – нибудь заканчиваются, и наше с вами увлекательное приключение подошло к концу. Как жаль!!! Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в кабинете всегда было также красиво, как здесь!

Педагог: Тогда возьмите этот волшебный аквариум, возьмите в руки волшебные палочки! (карандаши, фломастеры) и нарисуйте наш волшебный аквариум! (Дети выполняют рисунок аквариума)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанцова Светлана Валерьевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233111


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства