kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность опыта

 Развитие творческих способностей школьников является основой процесса обучения, педагогической проблемой, не теряющей с течением времени актуальности. Творческие люди, мыслящие не шаблонно, во все времена определяли прогресс цивилизации, могли увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 села Покойного Буденновского района»

356824, Ставропольский край, Буденновский район, с.Покойное, ул.Ленина,41, тел/факс.(86559)94-4-92

E-mail: [email protected]

ОКПО 51981882, ОГРН 1022603229054 ИНН/КПП 2624024221/262401001













Опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».










Выполнила

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 села Покойного

Халикова Мадина Рамазановна









2021 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Тема опыта

2. Актуальность опыта

3. Условие возникновения, становления опыта

4. Ведущая педагогическая идея опыта

5. Технология опыта

6. Диапазон опыта

7. Длительность работы над опытом

8. Результативность































  1. Тема опыта

- Здравствуйте! Уважаемые коллеги и члены жюри! Сегодня на методическом объединении мне хотелось бы поговорить о важной, на мой взгляд, теме. Теме «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». Слайд 1



Окрыляет меня мечта,

К звездам путь освещая.

Так я творчество вижу всегда,

Жизни смысл для себя постигая.

  1. Актуальность опыта

Развитие творческих способностей школьников является основой процесса обучения, педагогической проблемой, не теряющей с течением времени актуальности. Творческие люди, мыслящие не шаблонно, во все времена определяли прогресс цивилизации, могли увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. (Сл. 2) Сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности.

И для меня, как для учителя очень важным является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, умеющей творчески подойти к выполнению поставленных заданий.



3. Условие возникновения, становления опыта

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. (Сл. 3)

Творческие возможности учащихся важно развивать на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный смысл - одна из основных трудностей детского мышления.

Каждый творчески работающий учитель использует свои приёмы для развития творческих способностей и познавательных интересов учащихся, активизируя познавательную деятельность, создает ситуацию заинтересованности, ищет путь к сердцу каждого ученика и пытается раскрыть его творческие способности.



4. Ведущая педагогическая идея

Как же развитие творческого мышления и творческих способностей происходит на уроках литературного чтения? Уроки литературного чтения представляют собой уроки по УМК и уроки внеклассного чтения.

Большую роль в развитии творчества учащихся играют уроки внеклассного чтения, где ребёнок не пассивный читатель или слушатель, а соавтор. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения включает освоение всех форм драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование литературного произведения; творческий пересказ разных видов; собственные высказывания на основе прочитанного, сочинения на основе литературных впечатлений.

При разработке уроков я обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдаю принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития способностей и индивидуальных особенностей детей.



5. Технология опыта



Чтобы найти правильные пути развития творческих способностей младших школьников, необходимо придерживаться следующих истин: (сл. 4)

 верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;

 быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;

 не давать ему останавливаться, пробуждать интерес ко все более трудным задачам;

 обучать в активном действии и в живом непринужденном общении;

 сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним.

В своей работе пытаюсь организовать учебный процесс так, чтобы он был радостным и творческим, а уроки интересными. В этих целях использую все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. Урок строю так, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу.

При проведении урока, придерживаюсь основных правил: (Сл. 5)

 Учу детей действовать самостоятельно, независимо.

 Не сдерживаю инициативы детей.

 Не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно.

 Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации;

г) быть творцом своей деятельности.

1.Творческие задания на уроках литературного чтения. (Сл. 6)

Особенностью ребенка младшего школьного возраста является непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия. Поэтому необходимо это использовать в учебном процессе.

С первого класса мои ученики рисуют литературных героев, иллюстрации к произведениям, пишут стихи, сочиняют загадки, т е выполняют такие творческие задания, которые рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся. Дети с желанием выполняют данные задания.

Например:

 Иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста

 Серия рисунков к одному тексту.

 Портрет героя.

 Составления писем и телеграмм от имени героев. .

 Книжки-малютки и т.д.

Для развития внимания, памяти, наблюдательности, скорости и гибкости мышления, усвоения и понимания изученного произведения, самоконтроля и проверки домашнего задания, умения входить в тему урока я использую:

1) проверочные и контрольные работы различного характера. Некоторые из них выполняются после того, как в течение нескольких уроков велась работа по анализу какого-то крупного, значительного произведения. В другом случае это обобщающая работа по сравнению нескольких произведений одного и того же писателя (по произведениям А.П. Чехова, К.Г. Паустовского). Целесообразно иногда поручать составление небольших проверочных работ по литературному чтению учащимся.

2)тестовый материал, который обладает огромной развивающей и обучающей силой. На уроках литературного чтения использую несколько видов тестов:

 Тест на усвоение содержания.

 Тест на усвоение описания.

 Тест на усвоение лексического значения слов.

 Тест на усвоение значений фразеологизмов.

Составляю тесты сама, а в 3-4 классах дети могут составить его сами. Дети могут работать индивидуально, в парах, группах.

Так по моей просьбе ребята составляли тесты по материалам сказки Д. Мамина-Сибиряка “Серая Шейка”. На доске записаны варианты ответов. Нужно выбрать ответ, записать ту букву, рядом с которой он записан. Вопросы воспринимаются ребятами на слух: (Сл. 7)



1.Серая Шейка не смогла лететь так, как у нее:

Е- сломано крылышко

Н- перебиты лапки;

Б- сломаны оба крылышка.

2. Серая Шейка– это птица:

К- гусь

М- лебедь;

Е- утка.

3. Из скольких птиц состоял косяк?

М- из 100;

Н- из 300;

Л- из 200.

4.Полынья– это…

Г- замерзшее место у берега;

Ч- замерзшее место на реке;

Н- не замерзшее место среди реки.

5. Кто первый из животных заговорил с Серой Шейкой?

У- лиса;

П- белка;

С- заяц.

6. Лиса не съела Серую Шейку, так как:

А- Серая Шейка улетела;

И- испугал выстрел охотника;

О- устала ждать, когда замерзнет река.

- Из данных букв соберите слово и сообщите тему урока.

(Есенин. Мы будем вести работу по творчеству С.Есенина).

Прекрасным способом разнообразить учебную деятельность, расширять кругозор и словарный запас учащихся является разгадывание и составление кроссвордов.

Кроссворды можно использовать на любом уроке, но я больше применяю их на уроках литературного чтения с целью расширения кругозора, развития памяти, внимания, проверки знаний, сообразительности, творчества.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой “есть соучастие в творчестве”.

Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности. Особое место на уроках отвожу беседе.

Беседа – это самый трудный момент урока и в подготовке к нему нельзя руководствоваться только вопросами из учебника. Беседа – всегда “диалог на равных”.

Вопросы для беседы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать, делать выводы. Например: Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе? Что бы ты мог посоветовать герою? Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении? И т.д.

Введение в тему урока: Г.Х. Андерсен “Дикие лебеди”.

Я начала урок с вопроса “Без чего человек не может прожить как человек?” Ответы детей были разнообразные. Они спорили, доказывали, и вот последний ответ:

- “Без любви. Ведь у человека есть сердце, а именно им мы любим своих родных, близких”.

Постановка вопросов определяется конкретной ситуацией, задачами данной беседы. Ценны, например, и вопросы, развивающие навыки сравнения различных произведений:

- Вы уже читали раньше о событиях, похожих на описанные в этом произведении? Можешь о них рассказать? Сравни их (сходство и отличие).

Я считаю, что беседа по прочитанному художественному произведению, в которой дети свободно говорят о своих чувствах, делятся мыслями, является основным фактором в развитии творческой личности ребенка. Самое главное на уроках литературного чтения то, что детей нужно заинтересовать произведением, “разбудить” каждого ребенка.

Еще один метод, который я использую на уроках, это метод прогнозирования. Т.е. работа с заголовком. Ведь заголовок — это дверь в литературное произведение. Например, “Лягушка-путешественница” (варианты вопросов, составленных детьми): (Сл.8)



–Выяснить, к какому виду творчества относится данное произведение.

–К какому жанру относится произведение?

–Если это авторское произведение, то познакомиться с творчеством данного автора, узнать о его жизни.

–Рассказать, все, что знаем о лягушках.

–Поработать с энциклопедиями, словарем.

–Объяснить слово “путешественница”.

–Познакомиться с содержанием произведения.

Часть вопросов мы открываем на уроке, а часть открывают дома. Дети с желанием, с творчеством подходят к таким заданиям. Выполняют их как в группах, так и в парах, индивидуально. На их материалах, самостоятельно добытых и приготовленных, может пройти весь урок. Я здесь выступаю в “роли ученицы” (предварительно, конечно, просмотрев их материалы).

Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.

При изучении сказок на уроках обучения грамоте и чтения не только читаем и пересказываем, но еще учимся составлять свои сказки. Это как раз тот путь, который помогает развитию творческого воображения у детей.

Виды работ над сказкой: (Сл. 9)

 Учимся сочинять сказки.

Например, при рассказывании и инсценировании русской народной сказки “Репка” мы внесли некоторые изменения:

- Кого еще можно позвать на помощь? И позвали курочку, потому что она может тоже жить в доме, так как является домашней птицей. Некоторые дети попытались сочинить свою сказку, изменив действующих лиц.

 Придумываем счастливый конец для отрицательного героя из знакомой сказки.

Придумать сказку про трех поросят, Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

 Учимся придумывать сказки по плану.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6- 8. Такие задания даю с учетом уровня способностей детей и индивидуальных особенностей.

 Составляем текст по вопросам.

Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ребенку удерживать общую логику рассказа или сказки. В эту игру можно играть вдвоем: по очереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

- Кто это был?

- Как выглядел?

- Куда пошел?

- Кого встретил?

- Что ему сказали?

- Что он ответил?

- Что ему сделали?

- Какова была его реакция?

- Чем вся история закончилась?

- Вывод или мораль.

Такие задания способствуют развитию творческого воображения и интереса детей к обучению.

Особое место на уроках отвожу пословицам. На уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации. (Сл.10)

К пословицам даю следующие задания:

1. Что объединяет данная пословица?

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а грызет.

Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела.

Без совести и при большом уме не проживешь.

2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

3. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.

Например: (Сл.11)

Даны пословицы и названия произведений

В споре и белая ворона черна, и черная бела.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Слово – не стрела, а сердце насквозь ранит.

С. Могилевская “День рожденья”.

А. Гайдар “Чук и Гек”.

А. Барто “Друг”.

Дети сопоставляют произведения и пословицу, доказывают, спорят, делают выводы.

С большим увлечением ребята выполняют такие задания (в парах, группах):

1. составить пословицу по картинке (по картинкам и подсказкам);

2. выполнить рисунок к пословице;

3. инсценировать пословицу;

4. Отгадывание пословиц:

Дело – потеха (Делу время, а потехи час) (Сл.12)

6. Диапазон опыта.

Каждый работающий учитель использует свои приёмы для развития творческих способностей и познавательных интересов учащихся, активизируя познавательную деятельность, создает ситуацию заинтересованности, ищет путь к сердцу каждого ученика и пытается раскрыть его творческие способности. При разработке уроков я обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдаю принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход.

7. Длительность работы над опытом.

На протяжении всей своей педагогической деятельности веду постоянную регулярную работу по развитию творческого потенциала младших школьников именно по средствам развития их литературных навыков, что позволяет обучающимся вести более продуктивную, индивидуально осмысленную творческую работу на других уроках. Анализируя свою работу, делаю вывод: что непрерывная работа в данном направлении дает большой простор для развития творческого мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создает условия для их самореализации и проявления индивидуальности.

8. Результативность опыта. (Сл.13)

Проводимая мною работа показала, что у младших школьников повышается уровень творческого развития и уровень общего умственного развития. Заметно возрастает так же работоспособность. А также:

1. Повысился уровень самостоятельности, улучшилось продуктивное воображение, появились такие качества как беглость, лёгкость, гибкость, точность.

2. Повысилась оригинальность творческой фантазии, интерес к литературе, способность к литературному творчеству.

3. Появился творческий подход к решаемым задачам.

4.Обогатился словарный запас, увеличился темп чтения, улучшились пространственное воображение и представление, появились умения предвидеть результаты своих действий.


- Своё выступление мне бы хотелось закончить словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…» (Сл.14)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Халикова Мадина Рамазановна

Дата: 13.12.2021

Номер свидетельства: 594498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "« Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии»"
    ["seo_title"] => string(118) "razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "191543"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427318319"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства