Оптимальное развитие личности младшего школьника на основе интеграции современных образовательных технологий
Оптимальное развитие личности младшего школьника на основе интеграции современных образовательных технологий
Доклад носит методический характер. Обобщает знания о современных педагогических технологиях, реализуемых в начальной школе и способствующих оптимальному развитию обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оптимальное развитие личности младшего школьника на основе интеграции современных образовательных технологий»
Оптимальное развитие личности младшего школьника
на основе интеграции современных образовательных технологий
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, мы стремимся к тому, чтобы дети хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.
Современная реформа образования, продолжающаяся в Российских школах уже десятый год, определила серьезные изменения в привычной практике обучения и воспитания детей:
- обновлено содержание образования;
- внедряются новые педагогические технологии,
- реализуется деятельностный подход в обучении.
Все это обеспечивает в образовательном процессе оптимальное развитие личности каждого школьника, т.е. отвечающее целям обучения и психическим особенностям растущей и изменяющейся личности.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает на реальные результаты деятельности педагога с целью оптимального развития личности младшего школьника. Постоянная переоценка ценностей, перестройка взаимоотношений ребенка с миром, с другими людьми, с обществом - постепенно трансформируются в такое понятие - как оптимальное развитие личности младшего школьника.
Оптимальный (словарь) - значит наиболееприемлемый, самыйблагоприятный, наилучший для чего-либо.
Условиями формирования личности школьника является, в первую очередь - сам учитель, эталон, образец для подражания ребенка. Важную роль в этом процессе играют субъективные условия - личностные особенности школьника, и его окружение - сверстники, семья, родственники.
Для младшего школьного возраста характерно включение ребенка в целую систему коллективов, в новый вид деятельности - учение. Это решающим образом сказывается на формировании и закреплении в нем новой системы отношений к людям, к учению, к своим обязанностям.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию современных людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, сколько мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их, на решение сложных педагогических задач направлен образовательный процесс в школах.
При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать эту работу.
Организовать обучение через желание, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний позволяют современные образовательные технологии.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Технология обучения – это то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Технология основана на дидактическом применении научного знания, научных подходов к организации учебного процесса и направлена на достижение высоких результатов в развитии учащихся, получении ими качественного образования.
К числу современных образовательных технологий относятся:
- здоровьесберегающие технологии,
-технологии проектной деятельности,
- технологии исследовательской деятельности,
- информационно–коммуникативные технологии,
- личностно-ориентированные технологии,
- игровая технология,
- развивающие технологии,
- технология ТРИЗ и др.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном - понимание. Основная установка педагога на общение с детьми, взаимопонимание, на их освобождение для творчества. Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный, он является целью всей образовательной системы.
Школа продолжает выступать для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь ученику осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Поэтому мы продолжаем обращать особое внимание на деятельностный подход, на использование продуктивных методов преподавания. Современный урок отличается тем, что включает в себя создание учениками собственного образовательного продукта. Эврестический эффект коллективных классно-урочных занятий достигается во многом благодаря сформулированным на них проблемам. Занятия становятся эффективны, если учитель грамотно организует деятельность учащихся: учащиеся сами ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшую проблему, распределяют работу в рамках запланированного времени. Затем контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность. Используя в обучении метод проектов педагоги добиваются того, что учащиеся проходят весь путь от постановки проблемы до представления результата деятельности.
Основным фактором личностного развития является учебно-исследовательская деятельность, которая является смежной по своему характеру с проектной. Во внеурочное время в каждом классе нашей начальной школы организована такая исследовательская работа, итогом которой служит ежегодная школьная практическая конференция «Моё первое исследование». С результатами своих работ учащиеся выступают на городских практических конференциях, всероссийских дистанционных конференциях, показывая хорошие результаты.
Исследовательские работы, защита рефератов, проектов формируют и развивают жизненно важные качества личности: умение решать проблемы, договариваться, работать в группе, свободно держаться в любом обществе, учиться жить в конкурентных условиях, уметь преподнести себя. Наряду с хорошим образованием эти качества сегодня необходимы для успешной жизненной и профессиональной карьеры.
Коллективно-групповые технологии:
a) оказывают эмоциональную и содержательную поддержку ребенку, включенному в коллективный диалог,
б) предоставляют возможность утвердиться в себе, в своих силах,
в) дают опыт выполнения рефлексивных функций контроля и оценки, целеполагания и планирования;
г) демонстрируют возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание''.
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон.
Моделирование уроков в различных технологиях - дело непростое, но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, интегрируя современные технологии, методы и приемы работы. Но основная его задача состоит в том, чтобы включить каждого ребенка в разные виды деятельности для обеспечения развития его личности.
Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Основным результатом образования младших школьников являются предметные результаты, качество знаний школьников. За последние годы показатель освоения ООП в начальных классах нашей школы стабильно высокий и составляет 53%, 60%, 66% (2015-16, 2016-17, 2017-18г.г.).
Овладение УУД дает учащимся младших классов возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Порождает мотивацию к обучению и к ориентации в различных предметных областях познания, позволяет ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, способствующие формированию успешной личности младшего школьника.
Показатели сформированности УУД выпускников начальной школы за последний год (2018-2019 уч.г.). Общий уровень сформированных УУД: коммуникативные - 99%, познавательные - 99%, регулятивные - 96%, личностные - 83%. Качественный уровень УУД составил: коммуникативные - 63%, познавательные - 31%, регулятивные - 75%, личностные - 48%.
Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. Конфуций писал: "Ученик и учитель растут вместе". Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.