kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Оконное кружево"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать знания учащимся о ставнях и наличниках твеерской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Оконное кружево"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тверская школа – интернат № 1»


Технологическая карта воспитательного занятия «Оконное кружево»


Воспитатель

Жималина Татьяна Николаевна

Учебный предмет

Воспитательное занятие «Оконное кружево»

Класс

4-1 класс

Тип занятия

Комбинированное занятие

Цель

познакомить обучающихся с элементами декоративного оформления окон русских домов в виде наличников и ставень

Задачи занятия:

образовательная:

  • продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны.

  • расширять знания учащихся о народных промыслах.

воспитательная:

  • воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны;

  • воспитывать усидчивость и трудолюбие.

коррекционно-развивающая:

  • развивать мышление и речь учащихся посредством ответов на вопросы; заучивания стихотворений.

  • коррекция и развитие мелкой моторики рук через творческое упражнение «Украшаем окна»

Предметные результаты

Предметные (ПР):

-получить возможность научиться понимать значение в жизни человека такого природного материала, как дерево;

-овладеть умением творческого видения т.е умением сравнивать, анализировать разнообразие форм наличников и ставень.



Личностные (ЛР):

  • выражать положительное отношение к процессу познания;

  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • формировать чувства гордости за народ и историю родного края, развитие эмоционально-нравст­венной отзывчивости.

Организация пространства

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование:

- интерактивный комплекс

  • слайдовое сопровождение (презентация)

  • авторские фотографии улиц города Твери

  • авторский видеоролик созданный из авторских фотографий улиц города Твери


Электронные образовательные ресурсы:

  • https://profildoors62.ru/wp-content/uploads/22-17-735x470.jpg - 1 слайд

  • https://klbsh.ru/wp-content/uploads/2020/08/723c38afe3b857c4939a62e18df0c140-1024x768.jpeg - 2 слайд

  • https://tverigrad.ru/wp-content/gallery/tver_1/tver-43.jpg - 3 слайд

  • https://sun9-23.userapi.com/impg/hnicHsLHs1BkAEAmkGDM2_L9qPKKPK_LElOhUQ/2A5id0Ert40.jpgsize=604x449&quality=95&sign=2113917f3852f55310f30844a677fa00&type=album - 4 слайд

  • https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-c713c584-89f3-44b3-8ebe-51c0cab08913 - 5 слайд

  • https://stihi.ru/pics/2022/09/05/3079.jpg - 6 слайд

  • https://i03.fotocdn.net/s131/e3559737f6c850e2/public_pin_l/2956938225.jpg - 7 слайд

  • https://fs.znanio.ru/d5af0e/90/90/cc7726105503b1ab8e7eab44a2dd825141.jpg - 8 слайд

  • https://molibden-wolfram.ru/wp-content/uploads/f/8/9/f89fb584cad59717e38ccc1bbc4d4fd8.jpeg - 10 слайд

  • https://banzai-vrn.ru/wp-content/uploads/9/2/2/922377463367e8694b319bdce817f1ab.jpeg - 11 слайд

  • https://ic.pics.livejournal.com/ivan_hafizov/18294918/326952/326952_original.jpg - 12 слайд

  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Дом_Обуховой_из_деревни_Ульянково_Городецкого_района_Нижегородской_области_в_музее-заповеднике_Щёлоковский_хутор.jpg - 12 слайд

  • https://www.cromalacke.com/uploads/diy/product_category/photo/18/fancybox_maintenance_window_oil.jpg - 12 слайд

  • https://i2.wp.com/rmnt.ru/pub2/zr/5Q/zr5QvgwS.png - 12 слайд

  • https://cs5.livemaster.ru/storage/f6/fe/8d614df1797809d8e496d2c303u0--materialy-dlya-tvorchestva-tkani-s-russkimi-uzorami-okna-tere.jpg - 14 слайд

  • https://i.historical-facts.com/images/002/image-5755-20.jpg - 15 слайд



Организация деятельности на занятии

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающих

Использование медиаресурсов





I Вводная часть

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)











II Основная

Часть








Динамическая пауза




















































































































III Заключительная часть


Приветствует, проверяет готовность обучающихся к занятию, создает положительный эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём занятие с доброй улыбки товарищам, подарим друг другу хорошее настроение!

Ребята, мы живем в красивой и могучей стране- России! У нас есть возможность учиться, играть и путешествовать, но мы всегда возвращаемся туда, где живёт наша семья. Называют это место одним словом - дом. Название одно, но у каждого из нас дом свой, отличающийся от других домов, но не всегда люди жили в таких красивых и многоэтажных домах, ваши родители бабушки дедушки, ваши предки жили по-другому, и дома у них были не такие как сейчас, а какие? вот об этом мы с вами и поговорим на нашем занятии.

В жизни русского человека было много радостей, роса на траве, голубое небо над головой, пахучая земляника в лесу, а значит и то, что человек делает своими руками. И дома, конечно, в первую очередь. Русские люди понимали жизнь только так, и поэтому строили дома сами с любовью, выглядели их дома величественно и нарядно, каждый уважающий себя хозяин любил свой дом и старался, чтобы дом был красив и внутри, и снаружи.

Физкультминутка "Строим дом"

- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

Рубим деревья (тук-тук-тук).

Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик)

Укладываем бревна в сруб (раз-два)

Возводим крышу (раз-два)

Прорубаем окна (раз-два)

Моем в доме полы (шух-шух-шух).

Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку)

Кричим "С новосельем!"

По внешнему виду избы, судили о хозяевах, недаром о нерадивом хозяине говорили «хоромы кривые, сани лубяные, слуги босые, собаки борзые. Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали.  Женщины в гадание никогда не участвовали, например, вечером оставляли на ночь мел на месте будущего дома. Если мел привлек муравьев, то это считалось хорошим знаком. Если же муравьи не живут на этой земле, то лучше дом здесь не ставить. Жилища свои люди строили из дерева, особенно это было распространено в России, так – как дерево в наших краях основной строительный материал. Дома свои они называли избами. Привязанность к дому, забота о нем считались добродетелью. Дом и русская изба - воплощение родного, безопасного пространства. Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили: «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи.

Первые избы, которые строили люди, были без окон, согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так. Одна женщина чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно. Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы).

В обязательном порядке наши предки на окна устанавливали оконные ставни. Ставни выполняли защитную функцию. Первым делом отметим то, что они защищали дом от палящих солнечных лучей, что позволяло сохранить прохладу в доме в жаркое летнее время, в холодную погоду они защищали жилье от ветра и дождей. Ставни защищали не только от капризов природы, но и от любопытных человеческих глаз, ведь штор в то время не было, а ограждать свою личную жизнь от соседей и прохожих как-то приходилось. Также ставни помогали защитить дом от воришек в то время, когда хозяева отсутствовали. Ставнями можно было интересно украсить свой дом. Ведь они могли быть любой формы и любого цвета. Что явно добавляло ярких красок облику жилища.

Игра «Найди 5 отличий»

На доске 2 дома посмотрите внимательно и найдите отличия.

Молоды, всё правильно.

Со временем люди стали украшать окна в своих домах при помощи резьбы по дереву, так появились деревянные наличники. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице", наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка, они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Резное деревянное кружево делало окошко веселым и приветливым, наличники закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, их обязательно изготавливали точно по нужным размерам.

Ребята, как вы думаете, как называют людей, которые делают такую красоту?

Дети: Резчик по дереву.

Да, ребята, это резчик по дереву. В давние времена наличники вытёсывали топорами, но время шло и для своей работы мастера стали использовать разные инструменты: стамески различной формы, ножи, пилки.



Педагог показывает инструменты для работы с деревом


Если мы с вами посмотрим на современные резные наличники, то удивимся разнообразию их узоров, это связано и с тем, что появилось много электротехники для обработки дерева, но и ручной труд по сей день имеет огромное значение при изготовлении наличников.

Предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Волшебные слова»

Посмотрите ребята перед вами картинки с предметами

Назовите их (Изба, окно, ставни, наличники), а теперь подумайте какими могут быть эти предметы. Подберите слова, которые к ним подходят. (Деревянная, светлое, закрытые, резные) Изба – деревянная, окно – светлое, ставни – закрытые, Наличники – резные. Молодцы все сделали правильно!

С давних времён наши предки старались защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями, которые делали на наличниках. В разных регионах России они разные. В Тверской области можем увидеть коней, фигурки змей (в том числе с крыльями). Большую группу образуют дома, украшенные наличниками с ящерками, напоминающими динозавров с длинными шеями и маленькими головками, толстыми короткими лапками. Давайте с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по улочкам Твери, где сохранились домики с расписными наличниками.


Видео 3.09 мин


Пройдут года, и может быть, кто-то из вас захочет получить профессию резчика по дереву, и вы сохраните традиции и культурное наследие, наших предков. Но уже сегодня мы с вами можем украсить окна домов так, чтобы хотелось на них любоваться вновь и вновь.

У вас на партах изображение изб, одна сторона окна украшена наличником, а другая нет. Найдите вторую часть наличника и украсьте другую сторону окна.


Дети украшают окна домов под музыкальное сопровождение


Ваши дома готовы.

Давайте работы повесим на доску, и ещё раз полюбуемся разнообразием и красотой наличников. Посмотрите, какие резные и красивые окна у ваших домов, получилась целая улица, предлагаю дать название нашей улице Ажурная


Чтобы грустно не смотрели

Окна рубленой избы,

Их в наличники одели

Незатейливой резьбы.


И теперь они глядятся

Добрым, ласковым лицом,

С ними хочешь улыбаться,

Перекинуться словцом.


Все молодцы, всем спасибо до новых встреч!

Слушают педагога, приветствуют друг друга.




Слушают педагога. Смотрят кадры презентации





Слушают педагога. Смотрят кадры презентации











Повторяют за педагогом движения и слова










Слушают педагога.

Смотрят кадры презентации















Слушают педагога.

Смотрят кадры презентации























Играют в игру «Найди 5 отличий»




Смотрят на экран




Слушают рассказ педагога. Отвечают на вопрос




Смотрят кадры презентации

















Играют в игру «Волшебные слова»





















Дети смотрят видео

























Дети читают стихи






Дети читают стихи


















































































































































































2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Оконное кружево"

Автор: Жималина Татьяна Николаевна

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Интерьер жилого дома "
    ["seo_title"] => string(24) "intier-ier-zhilogho-doma"
    ["file_id"] => string(6) "114957"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411749307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Цаган Сар - калмыцкий праздник весны. "
    ["seo_title"] => string(38) "tsaghan-sar-kalmytskii-prazdnik-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "103197"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402571918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Цаган Сар - калмыцкий праздник весны" "
    ["seo_title"] => string(40) "tsaghan-sar-kalmytskii-prazdnik-viesny-1"
    ["file_id"] => string(6) "103261"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402575396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Творческие задачи к ЕНТ "
    ["seo_title"] => string(28) "tvorchieskiie-zadachi-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "132083"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416284717"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Русская изба. Традиции деревянного зодчества "
    ["seo_title"] => string(51) "russkaia-izba-traditsii-dierieviannogho-zodchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "145256"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418884983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства