kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окончание. Состав слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет учителям в проведении урока по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончание. Состав слова.»

Тема: Части слова. Окончание.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2016

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3


Цели- планируемые результаты:

а)образовательные:

- Развивать умение анализировать формы одного и того же слова,

находить и выделять окончание.


б)развивающие:

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Находить ответы на вопросы задания

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Умение работать в паре, в группе


в)воспитательные:

-выполнять правила учебного сотрудничества;

-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Материально – техническое обеспечение:

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. - М.: Просвещение, 2016г.;

- В.П.Канакина. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1- М.: Просвещение, 2016г.;

- карточки для работы в группе;

- презентация, проектор.



Этап урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I этап. Самоопределение к учебной деятельности


– Прочитайте девиз урока (на доске)

-Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.  Р.Декарт.

– Как понимаете слова?

(ум помогает человеку только тогда, когда он обдумывает свои действия, учится новому)

- Правильно. Сегодняшний урок потребует от нас мыслительной деятельности при изучении нового материала.

Мы будем работать не только индивидуально, но и парами, группами. При этой работе вам пригодится умение продуктивно сотрудничать в работе с одноклассниками.
– Начинаем работу!

Фронтальная

-готовятся к выполнению учебной деятельности;

-строят речевое высказывание


Знать:

- языковые единицы речи

Уметь:

- выстраивать речевые высказывания

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли .

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Личностные:

-самоопределение.
















II этап. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию


  • Возникновение проблемной ситуации

ЖЁЛТЫЕ ЗЕМЛЮ ПОКРЫЛИСЬ ЛИСТЬЕВ

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему? (Нет связи слов в предложении)

  • Постановка проблемы

Что необходимо сделать, чтобы установить эту связь?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении?

(Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах.



В чем затруднение?

Почему?

(Предлог не нужен, а надо изменить конечную часть некоторых слов).









Парная

-воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,

-активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

-пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

-фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.


Знать:

- понятие о частях речи

Уметь:

- устанавливать связь слов в словосочетаниях по вопросам


Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.


III этап. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы


- Какое получилось предложение?

(Земля покрылась жёлтыми листьями)

Письмо с комментированием. (проговариваем орфограммы).

- Какая часть слов не изменяется? (Корень)

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете об окончании? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить- для чего изменяем и как найти).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

(Часть слова – окончание.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой для установления связи слов в предложении?

(Узнать, для чего нужно окончание и научиться находить его в словах).

А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи – составим план работы над темой урока.

Чему мы должны научиться на этом уроке?

1.Что такое окончание?

2. Для чего служит

окончание?

3. Как найти окончание в слове?




Фронтальная. Парная.

-анализируют шаг за шагом и проговаривают вслух, что и как они делали

-фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения),

-соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)


Знать:

- понятие о корне слова, родственных словах

- орфографические правила



Уметь:

- составлять из слов предложения

- устанавливать связь слов в словосочетаниях при помощи вопросов


Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

IV этап. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы)


Начинаем работу над этапами нашего плана.

Разделимся на группы и определимся с заданием. (У каждой группы на отдельном листе имеется составленный план работы:

1.Что такое окончание?

2. Для чего служит окончание?

3. Как найти окончание в слове?)

- Нам нужно понаблюдать: изменяются ли окончания у предложенных частей речи?

- У вас на парте лежат карточки со словами и конверты с названиями частей речи.

- Сгруппируйте данные слова по частям речи (Проверка – отчёт по группам)

Каждой группе предлагается работа со словами определённой части речи.

- Измените слова, используя предлоги про, к, со, о. Запишите полученные слова.

Представители каждой группы отчитываются о выполнении задания.

Что вы заметили?

(У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание.)



Вывод: Окончание – изменяемая часть слова.

(Ставим в планах отметку о выполнении первого задания).


Групповая. Фронтальная.

-на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы,

-при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.,

-применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

-фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи, преодоление возникшего ранее затруднения.


Знать:

- понятие о корне слова, родственных словах

Уметь:

-классифицировать слова по частям речи


Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.


V этап. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма)




Давайте ещё раз повторим, какие мы знаем части слова. (Корень, окончание)

Теперь мы должны узнать для чего служит окончание (второй пункт плана).

Посмотрите, пожалуйста, на запись (слайд):

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

—Прочитайте предложения.

— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)

Прочитаем получившиеся предложения.

- Что мы изменили у слов в скобках? (Окончание.)

— А смысл слов от этого изменился? (Нет.)

— А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

— Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предло­жении.)

Делаем отметку о выполнении второго задания в плане.



А теперь прочитайте пары слов

МАМА– МАМЫ

ЛАМПА - ЛАМПЫ

проанализируйте, сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания.

Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова.)

Делаем отметку о выполнении задания в плане.

Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы.

(Правила с.80-81)


Фронтальная. Парная.

-Решают (фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Знать:

-какая часть слова называется окончанием

Уметь:

- находить в словах окончание путём изменения формы слова


Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.



 


VI этап. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий


1.Упр.142 с. 79

-Прочитайте текст.

- Что можно сказать о выделенных словах?

(Имеют одно лексическое значение)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

- Выделите корень.

- Обозначьте в словах изменяемую часть так:

2. Задание:

1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.



Подкрался к (лиса)

Увидел (белка)

Увидел (лиса)

Дупло

( белка)

Охотился за

( лиса)

Любовался

( белка)

Хвост (лиса)

Думал о

( белка)



- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка

- Что происходило с окончанием?


3. Упр. 143 (с. 79).

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Спишите пословицы.

— Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

— Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понра­вилась.

4. Упр. 144 (с. 80).

— Прочитайте. Это словосочетания? Почему?(Слова не связаны по смыслу)

— Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и за­пишите их. Выделите окончания.

(Проверка.)





Индивидуальная. Парная.

-самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия;

-самопроверка учащимися своих решений по эталону;

-выявляют причины ошибок и исправляют их.



Знать:

- понятие – лексическое значение слова

- понятие о корне слова и окончании

Уметь:

- выделять в словах корень и окончание

- применять изученные орфографические правила

- различать родственные слова и формы слова

- выделять графически окончание



Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

VII этап. Рефлексия деятельности





Ответьте на вопросы:

• Окончание – часть слова? (Да)

• Окончание – изменяемая часть слова? (Да)

• Окончание служит для связи слов в предложении? (Да)

• У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да)

• С помощью окончания образуются новые слова? (Нет)

Обратимся к плану работы:

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

Оцените свою работу на уроке.

• Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и помочь другим – зелёный кружок.

• Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах, но иногда вам ещё нужна помощь – жёлтый.

• Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке – красный.

Дома: Упр. 145, опираясь на сформулированные на уроке понятия и выводы.

Фронтальная.
- соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

-намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)



Знать:

- для чего служит окончание

-как выделить окончание в слове

Уметь:

- определять, что называется окончанием

-выделять окончание в изменяемых словах



Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.











Список используемой литературы:

  1. Канакина В.П. Русский язык в начальной школе: Поурочные разработки. 3 класс. Москва «ВАКО», 2018г..

  2. Русские пословицы и поговорки. Школьная библиотека.

  3. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2016

  4. Лекция по теме «Технологии проблемного обучения с позиций реализации системно-деятельностного подхода. Модели проблемного обучения в подходах Матюшкина А.М., Махмутова М.И.» Хижнякова О.Н. проректора по учебно-организационной работе, доцента кафедры начального образования СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

  5. Лекция по теме «Проектирование проблемного урока с использованием технологий проблемного обучения» Ранюк В.В., доцента кафедры начального образования СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окончание. Состав слова.

Автор: Овчинникова Ольга Александровна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Состав слово "
    ["seo_title"] => string(12) "sostav-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "205387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429873985"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423940510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства