находить и выделять окончание.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. - М.: Просвещение, 2016г.;
- В.П.Канакина. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1- М.: Просвещение, 2016г.;
- презентация, проектор.
Этап урока | Содержание заданий (для обучающихся) | Виды деятельности учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Виды УУД, характеристики |
I этап. Самоопределение к учебной деятельности | – Прочитайте девиз урока (на доске) -Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт. – Как понимаете слова? (ум помогает человеку только тогда, когда он обдумывает свои действия, учится новому) - Правильно. Сегодняшний урок потребует от нас мыслительной деятельности при изучении нового материала. Мы будем работать не только индивидуально, но и парами, группами. При этой работе вам пригодится умение продуктивно сотрудничать в работе с одноклассниками. – Начинаем работу! | Фронтальная -готовятся к выполнению учебной деятельности; -строят речевое высказывание | Знать: - языковые единицы речи Уметь: - выстраивать речевые высказывания | Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли . Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Личностные: -самоопределение. |
II этап. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию | ЖЁЛТЫЕ ЗЕМЛЮ ПОКРЫЛИСЬ ЛИСТЬЕВ - Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему? (Нет связи слов в предложении) Что необходимо сделать, чтобы установить эту связь? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах. В чем затруднение? Почему? (Предлог не нужен, а надо изменить конечную часть некоторых слов). | Парная -воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, -активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) -пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке -фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. | Знать: - понятие о частях речи Уметь: - устанавливать связь слов в словосочетаниях по вопросам | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
III этап. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы | - Какое получилось предложение? (Земля покрылась жёлтыми листьями) Письмо с комментированием. (проговариваем орфограммы). - Какая часть слов не изменяется? (Корень) - В какой части слова происходят изменения? (В окончании). - Что вы знаете об окончании? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить- для чего изменяем и как найти). - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Часть слова – окончание.) - Какие учебные задачи мы поставим перед собой для установления связи слов в предложении? (Узнать, для чего нужно окончание и научиться находить его в словах). А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи – составим план работы над темой урока. Чему мы должны научиться на этом уроке? 1.Что такое окончание? 2. Для чего служит окончание? 3. Как найти окончание в слове? | Фронтальная. Парная. -анализируют шаг за шагом и проговаривают вслух, что и как они делали -фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения), -соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения) | Знать: - понятие о корне слова, родственных словах - орфографические правила Уметь: - составлять из слов предложения - устанавливать связь слов в словосочетаниях при помощи вопросов | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
IV этап. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы) | Начинаем работу над этапами нашего плана. Разделимся на группы и определимся с заданием. (У каждой группы на отдельном листе имеется составленный план работы: 1.Что такое окончание? 2. Для чего служит окончание? 3. Как найти окончание в слове?) - Нам нужно понаблюдать: изменяются ли окончания у предложенных частей речи? - У вас на парте лежат карточки со словами и конверты с названиями частей речи. - Сгруппируйте данные слова по частям речи (Проверка – отчёт по группам) Каждой группе предлагается работа со словами определённой части речи. - Измените слова, используя предлоги про, к, со, о. Запишите полученные слова. Представители каждой группы отчитываются о выполнении задания. Что вы заметили? (У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание.) Вывод: Окончание – изменяемая часть слова. (Ставим в планах отметку о выполнении первого задания). | Групповая. Фронтальная. -на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, -при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д., -применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, -фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи, преодоление возникшего ранее затруднения. | Знать: - понятие о корне слова, родственных словах Уметь: -классифицировать слова по частям речи | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
V этап. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма) | Давайте ещё раз повторим, какие мы знаем части слова. (Корень, окончание) Теперь мы должны узнать для чего служит окончание (второй пункт плана). Посмотрите, пожалуйста, на запись (слайд): Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). —Прочитайте предложения. — Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.) Прочитаем получившиеся предложения. - Что мы изменили у слов в скобках? (Окончание.) — А смысл слов от этого изменился? (Нет.) — А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы слова в предложении были связаны между собой по смыслу.) — Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.) Делаем отметку о выполнении второго задания в плане. А теперь прочитайте пары слов МАМА– МАМЫ ЛАМПА - ЛАМПЫ проанализируйте, сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания. Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова.) Делаем отметку о выполнении задания в плане. Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы. (Правила с.80-81) | Фронтальная. Парная. -Решают (фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. | Знать: -какая часть слова называется окончанием Уметь: - находить в словах окончание путём изменения формы слова | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
VI этап. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий | 1.Упр.142 с. 79 -Прочитайте текст. - Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение) — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов. - Выделите корень. - Обозначьте в словах изменяемую часть так: 2. Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание; 2) Выделите корень; 3) Обозначьте окончания. Подкрался к (лиса) | Увидел (белка) | Увидел (лиса) | Дупло ( белка) | Охотился за ( лиса) | Любовался ( белка) | Хвост (лиса) | Думал о ( белка) | - Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка - Что происходило с окончанием? 3. Упр. 143 (с. 79). — Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. — Спишите пословицы. — Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов. — Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась. 4. Упр. 144 (с. 80). — Прочитайте. Это словосочетания? Почему?(Слова не связаны по смыслу) — Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания. (Проверка.) | Индивидуальная. Парная. -самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия; -самопроверка учащимися своих решений по эталону; -выявляют причины ошибок и исправляют их. | Знать: - понятие – лексическое значение слова - понятие о корне слова и окончании Уметь: - выделять в словах корень и окончание - применять изученные орфографические правила - различать родственные слова и формы слова - выделять графически окончание | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
VII этап. Рефлексия деятельности | Ответьте на вопросы: • Окончание – часть слова? (Да) • Окончание – изменяемая часть слова? (Да) • Окончание служит для связи слов в предложении? (Да) • У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да) • С помощью окончания образуются новые слова? (Нет) Обратимся к плану работы: - Какую цель мы ставили? - Достигли цели? - К какому выводу пришли? - Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? - Над чем еще надо поработать? - У кого не было затруднений по новой теме? Оцените свою работу на уроке. • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и помочь другим – зелёный кружок. • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах, но иногда вам ещё нужна помощь – жёлтый. • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке – красный. Дома: Упр. 145, опираясь на сформулированные на уроке понятия и выводы. | Фронтальная. - соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, -намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Знать: - для чего служит окончание -как выделить окончание в слове Уметь: - определять, что называется окончанием -выделять окончание в изменяемых словах | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |