Просмотр содержимого документа
«Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.»
Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.
Автор: Винокурова И.Ю., учитель начальных классов
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Виды одарённости:
интеллектуальная
академическая
творческая
социальная
художественная
психомоторная
Особенности личности одарённого ребёнка
перфекционизм
самооценка
ответственность за поступки и их последствия
повышенная впечатлительность
независимость (автономность)
лидерство
соревновательность
особенность эмоционального развития
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
Проблемы одарённых детей
- общение, социальное поведение,
- дислексия - слабое развитие речи
- эмоциональное развитие,
- дисинхронизация развития
- физическое развитие,
- саморегуляция,
- отсутствие творческих проявлений,
- трудность профессиональной ориентации,
- дезадаптация
Взаимодействие педагога с одарённым учеником
Личность педагога является ведущим фактором любого обучения.
Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Большинство педагогов старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а педагоги одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от самого педагога
Формы работы с одаренными учащимися:
Факультативы,
групповые занятия,
работа по индивидуальным планам,
участие в олимпиадах,
курсы по выбору,
конкурсы,
кружки и секции по интересам,
предметные кружки
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Поэтому так важно именно в детском саду, школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. С целью дополнительного образования, а это - выявление, развитие и поддержка одаренных детей, для учащихся начальных классов работают внеурочные кружки:
Духовно – нравственное
- Музыка для всех
Спортивно-оздоровительное
- Подвижные игры
Общеинтеллектуальное
- Шахматы-шашки
- Робототехника
- Занимательная информатика
- Компьютерный калейдоскоп
- Занимательная грамматика
- Гимнастика для ума
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми: –обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области: – система творческих конкурсов, фестивалей.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер как школы, так и детского сада, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. И понятно, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для педагога, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.