Просмотр содержимого документа
«Одаренные дети: мотивация к обучению»
Одаренные дети: мотивация к обучению
«В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ - СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ».
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одарёнными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться у детей. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает его интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.
В урочной деятельности развивать математические способности помогают занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках танграмы, занимательные вопросы, задачи – шутки, логические задачи на поиск недостающих фигур, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности. Применяю на уроках математические софизмы (умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного). Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает ее от повторения в других математических рассуждениях. Разбор таких софизмов, помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут, и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4 слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов. Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.
На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания материала, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Использую разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола».
Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах, группах.
Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.
Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Это способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Сознание ребенка находится на стадии становления, и поэтому, необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал его не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. Благодаря системной работе одаренные дети становятся более успешными. И естественно такая работа дает свои результаты. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, межрегиональных предметных олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру».
Главная формула моего профессионального успеха — это признание(успехи моих учеников), когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.
В статье представлены следующие виды работ на уроках математики: решение задач на сообразительность, развивающих задач-минуток, поиск ошибок в софизмах, выполнение упражнений на развитие мышления, дифференцированных и разноуровневых заданий, а также применение на уроках элементов проблемного обучения и учебно-исследовательской деятельности. Работа с одаренными детьми на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Методы выявления одаренных детей :
Наблюдение;
Общение с родителями;
Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что учитель должен создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мои учебные предметы – русский язык и математика обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь реализуются межпредметные связи.
Школа- это образовательный центр, где учат жить, любить, творить, закладывают фундамент, а каждый прожитый день впечатляет и радует каким-нибудь новым открытием или исследованием. Мир вечного детства и взрослеющей юности строят вместе и дети, и педагоги; это наше красивое, прочное и светлое будущее, всегда востребованное в жизни.
Наша школа реализует программу работы с одаренными детьми, и каждый педагог нашей школы использует те или иные методы и приемы работы с одаренными детьми. Вот почему целью своей работы считаю – деление опытом работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка. Чтобы достичь своей цели мне нужно решить следующие задачи: дать определение понятия одаренности ребенка, показать отдельно формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка (первая часть работы), на уроках математики (вторая часть работы), а так же во внеурочной деятельности (третья часть работы) и проанализировать полученные результаты.
Формы работы, которые применяю в своей работе.
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме с родителями;
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;
- родительские собрания;
- научные кружки, дискуссии;
- театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.
Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка.
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.) Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Должны получить широкое распространение следующие формы и методы работы: - групповые формы работы, - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, - дискуссии, диалоги, - творческие задания, - семинары, практикумы. Так как русский язык – это наука изучающая, информационные процессы, то материал насыщен разного рода схемами, схемами передачи и получения информации, блок-схемами, семантическими сетями и графами, с которыми можно работать по-разному. Среднему ученику можно предложить сделать доклад по схеме, одаренному же ребенку, наоборот, можно предложить по тексту составить схему. Любую научную, да и жизненную ситуацию, в обработки информации, круговорот воды в природе) – одаренный ребенок ее составляет, обычный ученик – читает. Логические задачи – неотъемлемая часть русского языка. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают правила и пояснения к упражнениям. Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми. Школьная программа по русскому языку затрагивает изучение не всех возможностей словарей и др. литературы, а вот одаренные дети эти возможности изучают и на мастер-классе показывают то, чему научились самостоятельно, тем самым вызывая интерес одноклассников и к предмету и чему-то неизведанному. Ни для кого не будет новостью то, что исследовательская и проектная деятельность – это так же формы работы с одаренными детьми. На уроках русского языка, я стараюсь включить всех детей в проектную деятельность – объединяю в группу одного одаренного ребенка и несколько менее успевающих. Здесь одаренный ребенок выступает в виде тьютора, то есть направляет работу группы, ну и выполняет сложную часть проекта. На практических заданиях я заготавливаю карточки для нескольких вариантов, которые состоят из нескольких заданий. Под текстом задания даю разъяснения – сколькими баллами оценивается то или иное задание. Как правило последнее задание – это задание для сильного ребенка. (подобное использую и в тестировании). Часто на уроках даю олимпиадные задания, но справляются с этими заданиями только сильные.
Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я использую на уроках математики. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
При выполнении контрольных и самостоятельных работ, для одаренных детей стараюсь делать отдельный вариант с более сложными заданиями или с заданиями на смекалку.
В среднем звене одаренного ребенка можно попросить выполнить частично роль учителя, то есть, после выполнения обязательных заданий, проверить эти же задания у отстающих учеников, постараться разъяснить им непонятные моменты. На уроках использую творческие работы. Творческие работы школьников могут быть представлены в следующих формах: информационно – реферативные, проблемно – реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские.
И так как математика является обязательным предметом итоговой аттестации, то на уроках часто даю задания из ВПР, которые уже подразделяются на базовые и углубленные. Группа детей посещает занятия в ГЦИР –Эрудит. Там проводят занятия по углубленной математике. Также проводят олимпиады. Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах, работать в онлайн – уроках. . Почти 50% из класса участвуют в Онлайн олимпиадах, занимаются на школьных платформах « Учи ру», «ЯКласс», «Фоксфорд»и т.д.
Чем хороша площадка:
Интернет-кружки для школьников по олимпиадным программам по математике, , по русскому языку. окружающему миру, шахматам и программированию.
Онлайн-курсы по школьной программе.
индивидуальная траектория обучения для каждого ученика.
Бесплатные интернет-олимпиады и конкурсы по различным предметам, в которых принимают участие русскоговорящие школьники из различных стран.
Заключение.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. Вот почему целью моей работы было стремление показать формы, методы и приемы работы с одаренными детьми. Так как русский язык на прямую связана с правилами, Интернетом, различными словарями здесь важно не упустить одаренных детей, так как интерес к русскому языку может затеряться в социальных сетях и компьютерных играх. Что же касается математики, то эта наука всегда будет важной и всегда будет важно уметь считать, кем бы ты ни стал в будущем.
В целом хорошая работа с одаренными детьми позволит:
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников;
с успехом пройти аттестацию и поступить в престижное ВУЗ.
Национальная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях: 1) выявление детских талантов и талантливых детей; 2) поддержка развития талантов; 3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Литература:
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.
Интернет-материалы.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006,
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468751-rabota-s-odarennymi-detm