kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение проектной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфической особенностью организации проектной деятельности в начальной школе является отсутствие или недостаточная сформированность у детей необходимых для этой деятельности умений и навыков, а именно:

-умения самостоятельно осуществлять поиск нужной информации,

-умения анализировать и фиксировать информацию;

-умения распределять обязанности в рабочей группе,

-умения вести конструктивное обсуждение и выбирать рациональное зерно из большого объема собранного материала.

В связи с этим, на наш взгляд, актуальна проблема разработки в начальной школе цикла занятий, обучающих проектной деятельности. Каждое из этих занятий должно предоставлять возможность смоделировать ситуацию проектной деятельности. Общий цикл занятий представляет собой определенную систему, построенную по принципу постепенного усложнения учебных задач и увеличения доли самостоятельности участников проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение проектной деятельности в начальной школе»

Обучение проектной деятельности путем моделирования учебных ситуаций.


Специфической особенностью организации проектной деятельности в начальной школе является отсутствие или недостаточная сформированность у детей необходимых для этой деятельности умений и навыков, а именно:

-умения самостоятельно осуществлять поиск нужной информации,

-умения анализировать и фиксировать информацию;

-умения распределять обязанности в рабочей группе,

-умения вести конструктивное обсуждение и выбирать рациональное зерно из большого объема собранного материала.

В связи с этим, на наш взгляд, актуальна проблема разработки в начальной школе цикла занятий, обучающих проектной деятельности. Каждое из этих занятий должно предоставлять возможность смоделировать ситуацию проектной деятельности. Общий цикл занятий представляет собой определенную систему, построенную по принципу постепенного усложнения учебных задач и увеличения доли самостоятельности участников проектной деятельности.

Рассмотрим последовательность моделирования учебных ситуаций в ходе обучения проектной деятельности.

1 класс.

Дети еще не обладают никакими навыками проектной деятельности. Поэтому моделируемые ситуации должна помочь ввести учащихся в совершенно новый для них вид деятельности. Моделирование ситуации заключается в том, что учитель искусственно создает условия, похожие на условия проектной деятельности, но при этом выполняет пока еще ведущую роль, обучая детей новому виду деятельности.

С этой целью нами были выбраны уроки по следующим темам:

«Гласная буква Ю. Изготовление опорной схемы для рассказа-сообщения о букве Ю и звуках, которые она обозначает» (Обучение грамоте).

«Обозначение мягкости согласных на письме. Создание тренажера». (Русский язык)

«Лес – наш друг. Оформление альбома». (Окружающий мир)

«Обобщение по разделу «Ребятам о зверятах». Изготовление дидактической игры по произведениям этого раздела в ходе проектной деятельности». (Литературное чтение)

На этих уроках выполняется решение двоякой задачи: обучение основам проектной деятельности и создание определенного продукта. Таким образом, сама структура урока – это модель работы над проектом, а этапы урока соответственно – это этапы работы над проектом. Рассмотрим эти этапы.

Организационный момент. Его особенности зависят от места урока в общей системе. Если это один из первых уроков, учитель в ходе организационного момента больше внимания уделяет распределению детей по ролевым группам. Можно выделить следующие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Детей нужно пересадить в соответствии с выбранной ролью. В первом классе такое распределение проводит учитель, так оно выполняется с целью дифференцировать работу в соответствии с возможностями детей. В группу «аналитиков» входят дети, умеющие делать выводы, формулировать их в словесной форме. В группу «экспериментаторов» можно включить детей, обладающих навыками работы с учебным материалом, но затрудняющихся делать обобщения. «Иллюстраторы» должны иметь склонности к оформлению работы, рисованию, работе с бумагой. В роли «испытателей» могут выступить наиболее подготовленные учащиеся, способные провести своеобразную презентацию созданного классом проекта.

Если данный урок проводится в условиях существования у детей определенного опыта проектной деятельности, этап распределения по группам может быть короче. Следует отметить, что состав групп не постоянен. Лучше организовывать группы с подвижным составом. Таким образом, в дальнейшем, каждый ребенок может попробовать свои силы в выполнении разных функций.

Создание проблемной ситуации.

На этом этапе, как правило, детей надо поставить перед выбором формы проекта. Если старшие дети сами являются инициаторами определенных идей о форме проекта, то в условиях моделирования ситуации в первом классе направляющая роль принадлежит учителю. Но при этом необходимо помнить, что учитель должен лишь сформулировать определенные требования, предъявляемые к проекту, а дети сами должны выбрать его форму. Так, например, требования могут быть следующими:

  • является дидактическим пособием;

  • помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

  • интересный и увлекательный;

  • работать с ним может сразу несколько человек;

  • использовать можно многократно;

  • можно даже определить победителя.

Это требования, предъявляемые к игре. Можно сформулировать требования к опорной таблице или книге и так далее. Такой подход позволяет приучать детей к дальнейшему осознанному самостоятельному выбору, который они будут делать в ходе настоящей проектной деятельности.

Выбор происходит в условиях «мозгового штурма». Дети предлагают различные идеи, а «аналитики» выбирают из них наиболее подходящие. Конечно, на первых уроках общего цикла учитель может корректировать деятельность детей.

Формулирование целей и задач проектной деятельности на уроке.

Этот этап целеполагания важен при формировании навыков дальнейшей самостоятельной деятельности детей. В ходе него дети определяют, зачем им необходимо создавать это проект. В условиях начальной школы целеполагание осуществляется с помощью учителя. Например, учиться работать совместно или обрабатывать полученную информацию.

Подготовка к созданию проекта.

На этом этапе урока происходит уточнение задач каждой ролевой группы и распределение учебного пространства доски. Все пространство разделено на три части: «Экспериментальная лаборатория», «Сборка», «Площадка испытателей». Это своеобразная модель условий дальнейшего самостоятельного поиска, сбора, обработки и презентации материалов. Разделение учебного пространства на части позволяет структурировать проектную деятельность детей, приучать их к планированию своей деятельности. Такой вид работы является необходимым условием адаптированного варианта педагогической технологии в условиях начальной школы. Планирование работы закрепляется в виде визуально представленной последовательности действий:

1.Обдумывание проекта и составление плана.

2.Сборка.

3.Испытание проекта.

Основной этап создания проекта.

Этап заключается в участии всех групп в разработке проекта. Дети еще не обладают навыками работы в группе. Поэтому предлагаемая модель представляет собой адаптивную форму работы в группе, которая отличается от общепринятого представления о таковой. В данном случае работа в группах проводится не одновременно, а последовательно. И участники из разных групп могут наблюдать за процессом работы всех создателей проекта. Кроме того, результат работы одной группы часто становится заданием для другой.

Все многообразие видов работ на основном этапе создания проекта можно свести к общей схеме.

В «Экспериментальную лабораторию» поступают различные материалы для наблюдений. Например, группы слов, иллюстрации, текстовые фрагменты, аудиозаписи. Могут быть представлены инсценированные диалоги, тестовые задания. Выбор материала зависит от темы проекта и целей урока. С этими материалами работают дети из группы «экспериментаторов». Если рассматривать их участие с точки зрения дидактики, то оно заключается в выполнении упражнений, связанных или с наблюдениями, или с выявлением определенной закономерности. Характер закономерности в большинстве случаев детям знаком. Они должны лишь подтвердить это на примерах. Таким образом «экспериментаторы» выполняют эмпирическую работу, подготавливая материал для «аналитиков». Деятельность «аналитиков» в этом случае носит теоретический характер.

После проведенной работы материалы поступают в пространство «Сборка». Здесь ведущую роль играют «иллюстраторы». Они графически оформляют результаты работы предыдущих групп. Это могут быть схемы с использованием кодирования информации для лучшего запоминания.. В роли фиксации полученной информации могут выступать иллюстрации рукописной книги, рисунки создаваемого альбома. Здесь следует опять обратить внимание на возрастные особенности детей. Поэтому часть иллюстративных материалов создается учителем заранее. Детям необходимо лишь выбрать нужный материал или составить с опорой на имеющиеся детали одно целое и так далее.

После окончания сборки проекта, он поступает на «Площадку испытателей». Здесь в главной роли выступают «испытатели». Они должны преподнести результаты коллективного труда, показав проект в деятельности. Так, если это опорная таблица, рассказать по ней о каком-либо объекте или явлении. Если это книга, сделать небольшую аннотацию. Если игра – показать сам процесс игры. В ходе испытания проекта выясняются его положительные стороны и недостатки, которые анализируются во время следующего этапа.

Необходимо отметить, что в зависимости от характера проекта распределение ролей может быть организовано по-разному. Так, при разработке проекта в виде альбома по окружающему миру дети образуют несколько групп, в составе каждой из которых находятся аналитик, иллюстратор, экспериментатор и испытатель.

Итоги урока. На этом этапе выполняется не только анализ созданного проекта, но и анализ самой деятельности. Дети под руководством учителя определяют, в чем заключались трудности, как их преодолеть в дальнейшем. Отмечают, что было успешным. Можно в ходе этого этапа поставить приблизительные цели на следующие уроки с применением проектной деятельности.

2 класс.

Во втором классе продолжается обучение проектной деятельности путем моделирования учебных ситуаций, но учебные задачи носят более конкретный частных характер. В ходе урока вновь моделируется ситуация, когда дети должны работать со справочной и художественной литературой. При решении учебных задач происходит овладение элементарными способами получения информации (чтение текста, прослушивание аудиозаписи, анализ инсценированного диалога, анализ цветового решения иллюстраций) и обработки информации (составление схем, выбор условных знаков). Задачи, стоящие перед учителем на этом этапе обучения детей проектной деятельности, определили следующий выбор тем уроков:

«Сказка как литературный жанр. Создание опорной таблицы по теме». (Литературное чтение)

«Обобщение знаний по изученным орфограммам. Создание дидактической игры». (Русский язык)

Обобщение по темам «Как мы говорим», «Учусь слушать». Создание книги «Руководство молодому ритору». (Риторика)

В результате были получены продукты проектной деятельности в соответствии с темами уроков.





3 класс.

Возрастные особенности третьеклассников, а также накопленный ими опыт в решении учебных задач, связанных с проектной деятельностью, позволяет разработать проекты так называемого переходного характера. К ним относятся:

«Экологические системы». Справочник. (Окружающий мир).

«Волга – великая русская река». Дидактическая игра. (Окружающий мир. Внеклассная работа).

«Хочу выступить в защиту». Телепередача. (Окружающий мир. Внеклассная работа).

Выпуск классного журнала «Умка». (Окружающий мир. Внеклассная работа).

Справочник «Экологические системы».

Отличительной особенностью этого проекта является его переходный характер. Данный проект можно осуществлять как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этот проект, в отличие от проектов предыдущих лет, уже имеет подготовительный этап, связанный с поиском детьми необходимой информации. В то же время, он содержит элементы так называемых «домашних заготовок», выполненных учителем. То есть, как и предыдущие проекты, является не совсем настоящим проектом, а лишь его обучающей моделью. Работа детей организуется в соответствии с основными этапами проектной деятельности. При этом учитель моделирует различные учебные ситуации, относящиеся к каждому из этих этапов. Основной целью такого моделирования является обучение детей работе с информацией: поиску, обработке, фиксированию результатов с использованием различных видов наглядности. Это умение пригодится затем в следующих проектах, требующих большей доли самостоятельности. Переходный характер проекта позволяет сочетать дополнительную информацию с базовой, усвоенной детьми из курса окружающего мира (авт. А.А.Вахрушев).

Моделирование учебных ситуаций, приближенных к проектной деятельности, в соответствии с дидактическими целями можно представить в виде следующей таблицы:

Модель учебной ситуации

Дидактическая задача

Выбор из предлагаемой в текстовой форме информации определения.

Обучение работы с текстовой информацией, отбору понятий.

Составление схемы.

Обучение фиксированию информации в схематической форме.

Анализ готовых результатов эксперимента.

Обучение анализу уже составленных схематических рисунков и формулированию выводов.

Составление схемы.

Обучению самостоятельной обработке информации путем составления схемы.

Классификация фотографий.

Обучение выполнению классификации с последующей аргументацией.

Установление причинно-следственных связей.

Обучение поиску причин происходящих явлений и фиксированию установленной закономерности с помощью схематического рисунка.

Поиск черт сходства и различия в сходных явлениях.

Обучение проведению сравнительной характеристики и формулированию выводов по ее результатам.

Осуществлению обучающих функций данного проекта помогает использование интерактивной доски. С помощью нее дети демонстрируют результаты работы в группах. Проект создания дидактической игры «Волга – великая русская река».

Этот проект больше подходит для внеклассной работы. Отличительной особенностью является увеличение протяженности во времени. В ходе создания дидактической игры дети проявляют большую долю самостоятельности. Искусственно созданной остается лишь ситуация получения самой информации. Так как дети не сами осуществляют ее поиск, а используют материалы, подготовленные учителем в виде презентации. Но такой способ работы с информацией оправдан, так как пока еще необходима корректирующая деятельность учителя. Кроме того, сама презентация является некоторым ориентиром для детей в их дальнейшей работе.

Телепередачей «Хочу выступить в защиту».

В отличие от всех предыдущих проектов продуктом деятельности в данном случае является не пособие, а совместное действие. Такая форма тоже применима во внеклассной работе и вызывает живой интерес у детей. Дети привыкли участвовать в разных мероприятиях, но по готовым сценариям. Здесь же они самостоятельно разрабатывают сценарий, который потом используют. Именно в ходе этой деятельности отрабатываются навыки, полученные в результате моделирования учебных ситуаций в предыдущих проектах. Этот проект уже максимально приближен к собственно проектной деятельности.

Классный журнал «Умка».

Данный проект в полной мере является долгосрочным. Он осуществляется в течение всего года. Но так как, журнал выходит дважды в год, появляется возможность подводить промежуточные итоги, получив первый продукт деятельности в конце первого полугодия. В рамках работы над этим проектом дети могут уже самостоятельно проводить отбор необходимой информации.

Данный журнал является своеобразным связующим звеном между различными формами кружковой работы. Он помогает не только привлечь детей к работе в роле корреспондентов, редакторов, художников, но и популяризирует деятельность самого кружка.


Таким образом, систематическое проведение уроков с применением моделирования учебных ситуаций, создающих условия, приближенные к условиям проектной деятельности, способствует формированию у детей необходимых умений и навыков. Эти умения и навыки являются базой, необходимой для самостоятельного участия детей в проектной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обучение проектной деятельности в начальной школе

Автор: Полянина Наталия Борисовна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnye_tekhnologii_obucheniia_chteniiu_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "516907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563475376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhinformatikivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457791468"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Проектная деятельность в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "109124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404138041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проектная деятельность в образовании "
    ["seo_title"] => string(40) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "109126"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404138509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства