kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей с аутистическим спектром развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с аутистическим спектром развития»

Залесская Нелли Петровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №2 г.Владивостока»
г.Владивосток
Приморский край

Обучение детей с аутистическим спектром развития

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии довольно часто диагностируются у детей. Аутистический спектр: что это такое?

Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдает около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже. За последние два десятилетия случаи подобных нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становится более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, «шизофрения»).

С ребенком трудно наладить зрительный контакт. Он не смотрит в глаза. Часто отсутствует и привязанность к матери или отцу — малыш не плачет, когда они уходят, не тянет ручки. Вполне возможно, что ему не нравятся прикосновения, объятия.

Имеется задержка в развитии речи — к 12-16 месяцам ребенок не издает характерных звуков, не повторят отдельные небольшие слова.

Дети с нарушением аутистического спектра редко улыбаются.

Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Это может быть связано с гиперчувствительностью.

Ребенок ведет себя неадекватно по отношению к другим детям, не стремится к общению или играм с ними.

Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до 2–3 лет дети развиваются нормально, а затем происходит регресс, они утрачивают ранее приобретенные навыки.

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному. На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий. Люди с таким диагнозом не могут распознавать невербальные сигналы, не чувствуют состояния и не различают эмоций окружающих людей, что вызывает трудности в общении. Такие дети, даже подрастая, не проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Проблемы с речью также присутствуют. Ребенок гораздо позже начинает говорить, или же речь отсутствует вовсе (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Дети не понимают шуток, сравнений, воспринимают все буквально. Имеет место эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи).

Аутистический спектр у детей может проявляться нехарактерной жестикуляцией, стереотипическими движениями. В то же время им трудно сочетать разговор с жестами.

Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Например, ребенок быстро привыкает ходить одной дорогой и отказывается свернуть на другую улицу или зайти в новый магазин. Часто формируются так называемые «ритуалы», например, сначала нужно надеть правый носок и лишь затем левый, или сначала нужно бросить в чашку сахар и только потом заливать водой, но ни в коем случае не наоборот. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, припадками гнева, агрессией.

Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмету. Игры малыша часто лишены сюжета, например, он не разыгрывает бои с игрушечными солдатиками, не строит замки для принцессы, не раскатывает машинки по всему дому.

Дети с аутистическими расстройствами могут страдать от гипер- или гипочувствительности. Например, есть дети, которые усиленно реагируют на звук, причем, как отмечают уже взрослые люди с подобным диагнозом, громкие звуки не только их пугали, но вызывали сильную боль. То же может относиться к кинестетической чувствительности — малыш не чувствует холода, или, наоборот, не может пройтись босиком по траве, так как ощущения его пугают.

У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные), отдают предпочтение какому-то одному блюду.

Принято считать, что аутисты обладают некой гениальностью. У аутистов уровень интеллекта, как правило, средний или чуть выше нормы. А вот при низкофункциональных расстройствах вполне возможна задержка развития. Лишь 5–10 % людей с подобным диагнозом действительно обладают сверхвысоким уровнем интеллекта (Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Чарльз Дарвин, Сьюзан Бойл, Лионель Месси и др.).

Дети с аутизмом не обязательно имеют все вышеперечисленные симптомы — у каждого ребенка свой набор нарушений, причем разной степени выраженности.

Классификация аутистических расстройств (классификация Никольской)

Аутистический спектр можно разделить на четыре группы:

Для первой группы характерны самые глубокие и сложные нарушения. Дети с подобным диагнозом не способны обслуживать себя, у них полностью отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими. Пациенты невербальные(взаимодействие без использования слов).

У детей второй группы можно заметить наличие жестких ограничений в моделях поведения. Любые изменения в схеме (например, несоответствие в привычном режиме дня или обстановке) могут спровоцировать приступ агрессии и срыв. Ребенок достаточно открыт, но речь его проста, построена на эхолалии. Дети из этой группы способны воспроизводить бытовые навыки.

Для третьей группы характерно более сложное поведение: дети могут быть очень увлечены каким-либо предметом, выдавая потоки энциклопедических знаний при разговоре. С другой стороны, построить двусторонний диалог ребенку сложно, а знания об окружающем мире фрагментарные.

Дети четвертой группы уже склонны к нестандартному и даже спонтанному поведению, но в коллективе робкие и стеснительные, тяжело идут на контакт и не проявляют инициативу при общении с другими детьми. Могут испытывать трудности с концентрацией внимания.

Черты ребенка-аутиста

- разбирает вещи по частям,

- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,

- любит играть на барабанах или стучать,

- повторяет одни и те же слова или предложения,

- выполняет одни и те же механические движения,

- играет только с определенными игрушками,

- использует постоянные ритуалы,

- выстраивает предметы в ряд,

- избирателен в еде,

- плохо спит,

- играет один,

- фантазирует,

- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),

- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,

- сопротивляется переменам,

- выполняет действия в определенном порядке,

- совершает действия, приносящие вред ему

самому,

- боится громких звуков, закрывает уши руками,

- избегает яркого света,

- быстро утомляется,

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Что делать, если у ребенка диагностировали аутизм? Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятия с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствии ощущения собственного тела). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутистическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе.

К сожалению, далеко не все образовательные заведения (особенно государственные) могут предоставить квалифицированных специалистов для работы с аутистами.

Педагогика и обучение

Основной задачей коррекции является обучение ребенка социальным взаимодействием, развитие способности к произвольному спонтанному поведению, проявлению инициативы. На сегодняшний день популярной является инклюзивная система образования, которая предполагает, что ребенок с расстройствами аутистического спектра будет обучаться в окружении нормотипических детей. Конечно же, такое «внедрение» происходит постепенно. Для того чтобы ввести ребенка в коллектив, нужны опытные преподаватели, а иногда и тьютор (человек со специальным образованием и навыками, который сопровождает ребенка в школе, корректирует его поведение и следит за взаимоотношениями в коллективе).

Вполне вероятно, что детям с подобными нарушениями понадобится обучение в специализированных профильных школах. Тем не менее есть обучающиеся с расстройствами аутистического спектра и в общеобразовательных заведениях. Здесь все зависит от состояния ребенка, степени выраженности симптомов, его способности учиться.



В гимназии №2 г.Владивостока, где я работаю, при составлении программ для учащихся мы исходим из возможностей ребенка, а не из того, чем он может овладеть, определяем «зону ближайшего развития» ребенка и ставим соответствующие цели и задачи обучения. Для детей с трудностями в обучении школьная программа должна быть нацелена, прежде всего, на то чтобы максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению.

Я обучаю и воспитываю ребёнка-аутиста.

Семён поступил в нашу школу в 2015 году в возрасте 8.5 лет.

При довольно крупном телосложении имеет слабое физическое развитие. Испытывает трудности при выполнении работ, требующих использования функций кистей рук и мелких мышц пальцев. Недостаточный уровень произвольности поведения, памяти, внимания. Это говорит о низком уровне волевой готовности к обучению.

Ребенок отрешен и безразличен к окружающему миру, старается уйти от контакта с окружающими его людьми. Подолгу совершает однотипные бесцельные движения: постукивания пальцем по столу, открывает и закрывает тетрадь, не слушая учителя, и не выполняя его задания. Он может громко смеяться и плакать без причины. Мальчик не говорит совсем и не пытается быть понятым. В контакт со сверстниками не вступает, созерцая со стороны. При попытке увлечь каким-нибудь занятием, у ребенка возникает тревога и напряжение.

Для Семёна была составлена программа индивидуального обучения. За время первого года обучения у мальчика не наблюдается никаких положительных сдвигов в учебной деятельности. Он не умеет обводить и раскрашивать. Приходится в буквальном смысле «работать » его руками, писать вместе с ним, держа ручку «рука в руке».

В начале 1 класса ученик, не обращал внимания на меня, мои призывы поработать, выполнить то или иное задание. При моих многократных, однообразных повторениях задания, и постоянной посадке его за стол, он выходил из этого состояния на 3 — 5 минут и снова отвлекался. Реакцией были вспышки самоагрессии и агрессии, направленной на меня. Позже, когда ребенок принял меня и доверился мне, для снижения тревожности, я использовала свои педагогические «секреты». Например, ребёнку разрешалось на уроке занять на какое — то время удобное положение: постоять, порисовать, полежать на столе. Так же я использовала телесный контакт: поглаживание по голове, спине. Так постепенно время нашего взаимодействия увеличивалось. Я изо дня в день вела работу по снижению уровня тревожности, созданию положительных эмоций и положительной психологической атмосферы для занятий.

Семён не любит рисовать, лепить из пластилина. Зато очень увлечён компьютерными играми и просмотром зарубежных мультфильмов, содержание которых знает наизусть.

При работе с таким ребенком нужно проявлять гибкость, не надо заставлять делать его запланированное, лучше следовать его интересам и стремлениям, не форсировать события, быть последовательной, действовать поэтапно.

Привыкание — не единственная причина того, что поведение таких детей постепенно становится все более нормальным. Самым важным является то, что они постепенно усваивают стереотип урока и следование этому стереотипу начинает охранять их от поведенческих срывов. Программу 1 класса Семён усвоил частично, во втором классе успеваемость значительно улучшилась, но некоторые трудности в обучении сохраняются.

Главная моя задача – вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяю самые разнообразные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Ведущее направление – развитие навыков социального взаимодействия.

В начале обучения аутичный ребенок часто ведет себя с людьми как совсем маленький: со взрослыми может дичиться, стесняться или, наоборот, быть слишком доверчивым, открытым. Детей может тоже либо бояться, либо использовать самые примитивные формы контакта: бегать вместе, обнимать, толкать, заглядывать в глаза и смеяться. Отношения с учителем довольно быстро налаживаются. Ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем. Вместе с тем без специальной работы сложившиеся отношения могут в дальнейшем не развиваться.

Наблюдаются положительные результаты: повысился уровень произвольности, лучше стал владеть руками, ориентироваться в пространстве, повысилась эмоционально-волевая устойчивость, успешно проходит формирование поведенческой саморегуляции.

Работа с детьми, страдающими аутистическими расстройствами должна быть последовательной. Вначале я предлагаю ребенку что-то простое, например, попросить о чем-то. Далее усложняю задачу, к примеру, предложить сделать более сложные действия. И так постепенно сменяю простые действия сложными. Таким образом, полученные знания и навыки со временем заполнят психику и жизнь человеку, у которого диагностируют аутизм.

Провожу занятия в одно время и в одной и той же обстановке. Также очень важно, чтобы работа проходила пошагово. Первый шаг – постановка конкретной задачи. Необходимо объяснить малышу, страдающему аутизмом, что он должен сделать. На втором шаге необходимо детально продемонстрировать то, что нужно сделать аутисту. На третьем шаге можно поэтапно выполнить действия вместе с малышом, страдающим аутизмом, и при необходимости задействовать его руки. Все сложные операции и действия необходимо разбивать на простые операции, иначе ребенок с аутизмом не сможет их выполнить.

При правильном подходе к ребенку, можно достигнуть хороших результатов. Конечно, педагог должен понимать, что результаты у всех детей будут разными, поскольку это индивидуальные показатели. К тому же периоды прогресса могут сменяться регрессом, так происходит даже у здоровых детей.

Учитель, работающий с детьми, у которых диагностируют аутизм, должен обладать твердым характером, настойчивостью и быть требовательным педагогом. Ему необходимо добиться от ребенка правильного поведения, чтобы у ребенка с аутизмом сформировался соответствующий стереотип, который поможет ему познавать мир, учиться и взаимодействовать с другими людьми.

В процессе своей работы я стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно–деятельностного и личностно – ориентированного подходов.

На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым заболеванием. Прогнозы благоприятны не для всех. Дети с нарушением аутистического спектра, но со средним уровнем интеллекта и речью при правильном обучении и коррекции вполне могут стать самостоятельными в будущем. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

● по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

● помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

  • Принимайте его таким, какой он есть.

  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

  • Придерживайтесь определенного режима дня.

  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.

  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

«Детей нет, есть люди, но с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Я. Корчак.

Стараюсь узнавать. Для этого постоянно работаю над самосознанием (осознанием себя).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение детей с аутистическим спектром развития

Автор: Залесская Нелли Петровна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Применение методов альтерантивной коммуникации (PECS) в работе с детьми с растройствами аутистического спектра "
    ["seo_title"] => string(120) "primienieniie-mietodov-al-tierantivnoi-kommunikatsii-pecs-v-rabotie-s-diet-mi-s-rastroistvami-autistichieskogho-spiektra"
    ["file_id"] => string(6) "185255"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426162598"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Особенности нарушения коммуникативной функции у детей с аутизмом"
    ["seo_title"] => string(67) "osobennosti_narusheniia_kommunikativnoi_funktsii_u_detei_s_autizmom"
    ["file_id"] => string(6) "580396"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620955491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)."
    ["seo_title"] => string(80) "struktura_i_sodierzhaniie_adaptirovannoi_obrazovatiel_noi_proghrammy_dlia_obucha"
    ["file_id"] => string(6) "445135"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513619496"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Развитие речи и мыслительной деятельности при подготовке к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_rechi_i_myslitelnoi_deiatelnosti_pri_podgotovke_k_obucheniiu_v_shkole_d"
    ["file_id"] => string(6) "593071"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638255907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства