Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (III и IV группы по отечественной психологической классификации аутичных детей), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе здоровых детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).»
Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (III и IV группы по отечественной психологической классификации аутичных детей), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе здоровых детей.
Целью адаптированной образовательной программы для обучающихся с РАС является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.
Основные задачи адаптированной образовательной программы:
- определение особых образовательных потребностей детей с РАС;
- определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС;
в соответствии с возрастными, типичными (в целом, свойственными детям этой категории)
и индивидуальными особенностями психофизического развития;
- определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной
программы для детей с РАС;
- создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;
- индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
- поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы);
- мониторинг достижений планируемых результатов;
- оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.
В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.) используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха (Зикеев А.Г., Корсунская Б.Д. и др.); для школьников с нарушением интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г., Козырева О.А.Кутакова К.A. и мн. др.). При возникновении трудностей в обучении математике могут использоваться учебники, рабочие тетради на печатной основе, разработанные для учащихся специальных (коррекционных) школ VII -VIII вида (Алышева Т.В., Перова М.Н., Хилько А.А. Яковлева И.М. и др.). В соответствии с требованиями ФГОС НОО детей с РАС образовательная организация может создавать вариант АООП – В или Программу коррекционной работы (вариант А - в условиях инклюзии) с учетом особых, образовательных, потребностей, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Нормативные документы для разработки АОП обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Нормативно-правовую базу разработки АОП детей с расстройствами аутистического спектра составляет нормативно-правовая база разработки АОП для детей с ОВЗ и примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПрООП) на основе проекта ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.
В структуре АОП для обучающихся с РАС представлены:
1. Пояснительная записка, в которой подробно раскрыты следующие положения: цели реализации АОП, задачи АОП, срок освоения АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП (вариант В). Результаты освоения обучающимися с РАС АОП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с расстройствами аутистического спектра трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АОП включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования, которые отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АОП, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных дисциплин.
3. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АОП.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных, достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АОП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений, обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений, обучающихся с РАС в овладении АОП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых, образовательных, потребностей, обучающихся с РАС;
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с РАС, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Программа формирования УУД у обучающихся с расстройствами аутистического спектра должна содержать:
описание ценностных ориентиров образования обучающихся с РАС на уровне начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе обучающихся с РАС от дошкольного к начальному общему образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования УУД самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательных потребностей, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
4. Содержание программы:
Программы учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения проекта АООП детей с РАС и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа учебного предмета должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане;
3) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В данном разделе Примерной основной образовательной программы начального общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени начального общего образования (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), которое должно быть в полном объеме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников. Основное содержание курсов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» разрабатывается и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учетом требований Стандарта к результатам освоения данных курсов и программы формирования универсальных учебных действий, а также специфики содержания и особенностей их изучения.
Программа нравственного развития обучающихся с РАС на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся с расстройствами аутистического спектра к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение режима дня;
формирование негативного отношения к факторам риска для здоровья обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование у обучающегося потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа должна содержать: цель и задачи, планируемые результаты, основные направления работы, перечень и характеристику организационных форм. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательных потребностей, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Программа коррекционной работы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с РАС заключаются в следующем:
необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;
при выраженности проблем, связанных с развитием социально бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятии заданий и инструкций педагога, должна быть подключена дозированная и временная помощь тьютора;
в связи с трудностями формирования учебного поведения у инклюзированного ребенка с РАС в начале обучения он должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в контакт, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной;
специальное внимание к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи учителя;
значимость для ребенка с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временно- пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением, обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной Программы;
для успешного обучения в условиях инклюзии ребенок с РАС требует индивидуального подхода;
значимость на начальном этапе обучения специальной организации на перемене, включения его в мероприятия, позволяющие отдохнуть и получить опыт в контактах со сверстниками;
необходимость введения в Коррекционную Программу специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем; развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта; развитию самосознания на основе проработки воспоминаний, представлений о будущем;
развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинно- следственные связи в происходящем;
необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления;
необходима специальная коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;
развитие внимания к близким взрослым и соученикам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний;
создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях. Трансляция этой установки соученикам ребенка с РАС с подчеркиванием его сильных сторон. Демонстрация симпатии к нему через свое отношение в реальном поведении;
процесс обучения в начальной школе ребенка с РАС должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Программа внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, лагеря, походы, проекты и т. д. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ОВЗ и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с РАС, так и их обычно развивающихся сверстников.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание начального общего образования обучающихся с РАС реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
5. Условия реализации ООП:
Кадровые условия. В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу обучающихся с РАС, должны входить учителя-дефектологи, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу начального общего образования, должны иметь квалификацию не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии);
по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика;
по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специального (дефектологического) образования (степень бакалавр).
Воспитатели, занятые в образовании обучающихся с РАС, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального:
по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
В варианте В детям с РАС может потребоваться временное подключение тьютора. Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального:
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии);
по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
Учитель физкультуры, рисования, трудового обучения, занятые в образовании обучающихся, с РАС, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной, психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с обучающимися с РАС.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с РАС должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с РАС, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.
При обучении по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (вариант В) школьники обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием здоровья и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 12 обучающихся.
Временной режим образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного обучающегося устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности нахождению в среде сверстников без родителей. Целесообразно обучение в первую смену по режиму продленного дня с организацией прогулки, трехразового питания, необходимых оздоровительных мероприятий. При организации рабочего места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка.
Технические средства обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей.
Информационно-образовательная среда ОО должна включать в себя: совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.);
культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
наличие служб поддержки применения ИКТ.
Требования к учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.
При освоении АОП (вариант В) дети с РАС обучаются по специальным учебникам для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих поддержку освоения АОП и реализацию коррекционной работы, направленной на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и содействие более успешному продвижению в общем развитии.