Обучение и развитие одаренных детей на уроках математики. (Из опыта работы).
Обучение и развитие одаренных детей на уроках математики. (Из опыта работы).
Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются методы решения целого класса задач. В соответствии с этим одним из принципов развития творческого, продуктивного мышления является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности: алгоритмического типа и эвристического. ?В школьных учебниках математики мало задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии, индукции, эксперимента. Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение и развитие одаренных детей на уроках математики. (Из опыта работы). »
Развитие одаренности на уроках математики.
Учителя лицея№4 г. Славянска-на- Кубани Шпак Татьяны Алексеевны.
В любом классе нет даже двух учащихся, идентичных друг другу по особенностям своей психики; каждый по- своему усваивает учебный материал. Естественно, возникает мысль о том, что в условиях массового обучения, работа с одаренными детьми не может быть реализована. Однако Л. К. Таракановой экспериментально доказана не только возможность, но и высокая эффективность реализации в школе принципа проблемно-индивидуального обучения. При такой форме работы, более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Существует множество видов одаренности, которые можно представить в виде определенной упорядоченной системы. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.
Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются обобщенные приемы, методы решения целого класса задач. Формирование такого рода обобщенных приемов умственной деятельности чрезвычайно важно, так как оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия. В соответствии с этим одним из принципов развития творческого, продуктивного мышления является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности: алгоритмического типа и эвристического. Алгоритмические приемы обеспечивают правильное решение задач известных учащимся типов; они учат школьников логике рассуждений, служат фоном, который возможно использовать при поисках решения проблем. Эвристические приемы позволяют действовать в условиях неопределенности, в принципиально новых ситуациях, облегчая поиск решения новых проблем.
К сожалению, в практике обучения математике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство сознательного усвоения школьниками программного материала. И даже задачи повышенной трудности специальных сборников, предназначенных для внеклассной работы, в основном имеют целью закрепление умений и навыков учащихся в решении стандартных задач, задач определенного типа. А между тем функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие.
Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов.
В школьных учебниках математики мало задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии, индукции, эксперимента. Исходя из этого, необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности.
Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использование в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.
Как показали проведенные занятия, рассмотрения на уроке математического софизма, для разгадки которого недостаточно известного учащимся материала, вызывает естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к определению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей.
Виды заданий для развития одаренности на уроке математики.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
Задания, направленные на развитие математической логики:
1. Задачи на смекалку.
2. Задачи — шутки.
3.Числовые фигуры.
4.Задачи с геометрическим содержанием.
5. Логические упражнения со словами.
6. Математические игры и фокусы.
7.Кроссворды и ребусы.
8.Комбинаторные задачи.
Память является одним из основных свойств личности. Она является одним из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Задания для развития памяти:
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5.Запомни и воспроизведи рисунки.
6.Зрительные диктанты.
7.Слуховые диктанты.
Исходя из вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Существуют специальные программы, разработанные для развития математической одаренности в школе.
2.Регулярное использование на уроках математики специальных задач и заданий, учить их наблюдать , пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
3. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
Литература
1. 3ак А.З.Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
2.Тараканова Л. К. Основные принципы проблемно- индивидуального обучения.// Начальная школа. 1990.№5