Просмотр содержимого документа
«Обучение с применением электронных форм учебников.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад по теме:
Обучение с применением электронных форм учебника
Учитель начальных классов: Белова Ж.В.
г. Старый Оскол 2018 г.
Аннотация
Доклад посвящён теме использования электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС. В нём раскрывается понятие «электронного учебника», его обязательные составляющие, определены основные функции, а также в каких видах существуют учебники и учебные пособия. В докладе определены цели внедрения средств информатизации в образовательный процесс, в соответствии с которыми сформулированы общие дидактические и частные методические задачи, успешно решаемые на уроке с помощью электронных учебных пособий. А также озвучены проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач.
Тема: Обучение с применением электронных форм учебника
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Каковы обязательные составляющие учебника?
В учебнике находят отражение такие этапы обучения:
постановка задачи
предъявление информации
раскрытие путей решения проблем
обобщение и систематизация
закрепление и контроль
самостоятельная работа.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
В каких видах существуют учебники и учебные пособия?
учебных книгах и текстах
хрестоматиях
задачниках
практикумах
дидактических пособиях
книгах для дополнительного чтения
картах
учебных видеофильмах
компьютерных программах на компакт-дисках
базах данных на веб-сайтах
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в
обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью
средства информатизации включаются в образовательный процесс:
наиболее эффективная реализация «знаниевого» подхода;
внедрение личностно-ориентированного обучения.
В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.
Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:
– расширение спектра источников учебной информации;
– развитие познавательных интересов младших школьников;
– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае –
фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа.
Среди проблем, связанных с таким подходом, назовем злоупотребление
наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации,
снижение внимания к учебному материалу у детей с преимущественно кинестетическим восприятием информации. Профилактикой является
соблюдение рекомендуемого временного режима и придание беседе, проводимой с опорой на электронную наглядность, развивающего характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.
В случае если электронные учебные пособия планируется применять
на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
– работа в парах для получения консультативной помощи, развития
навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат
и др.;
– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;
– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,
При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере
две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.
Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.
Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.
Частные методические задачи применения электронных учебных пособий на уроках в начальной школе могут быть сформулированы, например, так:
– расширение числа средств для развития умений работы над языковыми явлениями;
– автоматизация вычислительных навыков, развитие навыков анализа
математических текстов;
– формирование навыков моделирования явлений, процессов, объектов и т.д.
В качестве иллюстрации возможностей применения электронных учебных пособий рассмотрим особенности разработанного нами комплекта для обучения младших школьников математике.
Ориентация на развитие логического и образного мышления посредством использования выразительной наглядности на уроках математики нашла отражение в создании специфического иллюстративно-справочного материала, помещенного в раздел «Учись» каждой темы. Например, при изучении задач, в которых необходимо найти неизвестное слагаемое, использованы flash-ролики с растущими на клумбе цветами, плывущими по реке корабликами, опадающими листьями. Сочетание звукового сопровождения, анимации, краткого пояснения и символьно - знаковых записей позволяет применять эти материалы для фронтальной и индивидуальной работы.
В качестве тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях выступают задания, направленные на усвоение названий
компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в
виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления
занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру. При этом символы, обозначающие неверный выбор, в соответствии с законами эргономики размещаются в правом верхнем углу экрана.
Особое место в электронных учебных пособиях по математике занимают задания, направленные на усвоение алгебраического материала.
Например, при изучении или повторении правил умножения и деления чисел с нулем можно предложить младшим школьникам набор электронных упражнений разного уровня сложности. В одних требуется продемонстрировать знание правила умножения на нуль, деления нуля на другое число. Другие, более сложные, направлены на завершение незаконченных формулировок или определений, выбор верного или, наоборот, ошибочного равенства или неравенства и т.п. Следует отметить, что выполнение вычислительных упражнений не предполагает дополнительного использования калькулятора. Как правило, все вычисления производятся устно, чаще всего с использованием приемов рационального счета.
Одним из преимуществ электронного пособия также является возможность проанализировать выбор, сделанный учеником в процессе выполнения отдельных заданий. Это обеспечивается не только фиксацией количества ошибочных ответов и их характеристикой, но и сохранением в оперативной памяти компьютера учебной ситуации в целом, решаемой задачи, анализируемого математического текста или теста.
Важное значение приобретают электронные учебные пособия при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников. В отдельных заданиях используют прием «прозрачных мешков», позволяющий не только организовать интерактивное взаимодействие школьника с изучаемым материалом, но и провести последующий фронтальный анализ результатов выполненной им классификации математических объектов. В этом случае задействуется проекционная аппаратура. В других ситуациях больший эффект может дать акцент на слуховое восприятие математических выражений и развитие навыков устного счета, например, при проведении так называемой «работы с оператором». По мере взросления школьников этот прием, а также эстафета и индивидуальные задания всё чаще дополняются работой в парах или небольших группах с целью проведения мини- исследования, классификации виртуальных объектов, символов и знаков, математических выражений. Обязательным условием такой работы является представление ее результатов классу или, реже, учителю.
Вывод
Электронный учебник необходим, потому что он:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
Литература:
1. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям; том II : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.: НФПК, 2003. 530 с.
2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.
3. Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы : справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. –Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос.
для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 576