Просмотр содержимого документа
«Обучение младших школьников описанию картины»
Обучение младших школьников описанию картины
Васильева Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
Выступление на методическом объединении
Сочинение – один из видов работы, направленной на обучение созданию высказывания.
Существует много классификаций сочинений. Но мне бы хотелось остановиться на классификации сочинений, которую выделяет профессор М.Г. Львов. (слайд)
I. По источникам:
1) сочинения на материале непосредственного опыта учащихся, то есть сочинения о походах, прогулках, на материале экскурсий;
2) сочинения на книжном материале, а также по диафильму, кинофильму, спектаклю;
3) сочинения по одной картине или по серии картин на основе воображения учащихся;
4) сочинения с использованием материала разных источников(например, сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюденийсо взятым из книг или других источников).
II. По степени самостоятельности, по методам подготовки к письму сочинений:
1)сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всего класса и требующие общеклассной подготовки;
2)сочинения индивидуальные, самостоятельные.
III. По жанру:
1) повествовательные сочинения;
2) описания;
3) рассуждения.
IV. По стилю:
1) эмоционально-образные, преимущественно сочинения о различных событиях, описания природы.
2) сочинения типа деловой статьи (планы, отчеты о проделанной работе, объявления, арифметические задачи)
Из этой классификации огромное значение для развития речи обучающихся имеет сочинени е по картине.
Сочинение по картине – это небольшое по объему письменное высказывание учащихся в связной форме по какой-либо картине, выбранной учителем. Выполняются они на уроке в течение 10-15 минут (слайд)
Сочинения по картинам имеют свою типологию:
- описание картины;
-сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников;
- сочинение по серии из 2–5 картин, выполняющих роль картинного плана;
- сочинение о художнике и об истории создания картины;
- сочинение по портрету: раскрытие характера героя и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения) (слайд)
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, тему картины; ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; действующих лиц, действие, если оно есть; идейный смысл, «настроение» картины.
Уже во 2 классе проводится устное описание картины. Учащиеся только начинают получать представление об описании, и знакомятся с пейзажной живописью. И от класса к классу требования к описанию картины усложняются.
Сочинения во втором классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся.
В третьих и четвертых классах сочинения записываются полностью.
.
В третьем классе знания о связи слов в предложении расширяются в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации.
Также учащиеся 3-го класса учатся составлять небольшие тексты по картинке или серии картинок. Учащиеся работают над сочинениями типа рассказа по картинке. Учатся составлять тексты-описания на определенную тему.
Для написания сочинений по репродукции картины в третьем классе детям предлагаются такие репродукции картин, как, «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Золотая осень» В.Д. Поленова, «Цветы и плоды» И.Т. Хруцкого,«В голубом просторе» А.А. Рылова,«Снегурочка» В.М. Васнецова, «Иван-царевич и лягушка-квакушка» И.Я. Билибина, «Конец зимы. Полдень» К.Ф. Юона», «Царевна лебедь» М.В. Врубеля, «Девочка с персиками» В.А. Серова.
Немного остановлюсь из практики на вопросе письма сочинений по картине в 3 классе. На уроках использую презентации по данному виду работы. В этих презентациях есть готовые вопросы слева, а справа – даны опорные слова и словосочетания для ответа на данные вопросы. Дети легко отвечают устно на данные вопросы, затем сказанные устные ответы оформляют письменно в тетрадь. Приведу несколько скриншотов подобной работы над сочинениями по картинам (слайд. ) Благодаря данной работе, дети, действительно, лучше начинают писать сочинения. (слайд. ) Вот для примера работы учеников класса: тема «Иван Царевич и Лягушка – Квакушка», «Конец зимы. Полдень», «Царевна – Лебедь».
В четвертом классе в связи с изучением падежных форм имен существительных и имен прилагательных знания учащихся несколько углубляются. Новым для обучающихся является изучение предложений с однородными членами.
В четвертом классе детям предлагаются такие репродукции картин, как, «Иван Царевич на Сером волке» В.М. Васнецова, «Первый снег» А.А. Пластова, «Весна. Большая вода» И.И. Левитана, «Заморские гости». Н.К. Рериха.
Все сочинения по картине в начальных классах составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений по картине.
С дистанционным обучением мы столкнулись впервые. И, конечно, я перед собой ставила вопрос «Как научить писать сочинения по картине моих учеников?». Для того, чтобы понять, каким образом это сделать, я должна четко проанализировать, кто передо мной сидит. И уже впоследствии на основании этих выводов строить свою работу.
На уроках русского языка по развитию речи, где темой было сочинение по картине, я обращала своё внимание на уровень развития речи на каждом этапе работы над сочинением. (слайд. )
Этапы работы над сочинением
1. Подготовка учащихся к восприятию картины.
2. Молчаливое рассматривание картины.
3. Беседа по картине. Коллективный ее анализ под моим руководством
4. Коллективное составление плана сочинения.
5. Определение совместно с учащимися типа текста и стиля сочинения.
6. Коллективное составление устного описания.
7. Орфографическая подготовка.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением.
9. Самопроверка учащимися полученного результата.
Я для себя составила такую таблицу с краткой характеристикой уровня развития речи. Представила её в виде такой таблицы. (слайд. )
Таблица уровня развития умений при написании сочинения по картине в 3 «А» классе
№
ФИ ребенка
Умение понять тему
Умение собирать материал для сочинения
Умение систематизировать материал
Умение использовать средства языка
Иван З.
–
-
–
+
Николай К.
_
-
-
-
Никита К.
+
-
–
–
Александр М
+
–
–
–
Кирилл П.
_
–
–
–
Влад С.
+
–
+
+
Владимир Щ.
-
-
-
-
Из семи учащихся:
Высокий уровень -
Средний уровень – 3 ученика (42, 9%);
Низкий уровень – 4 ученика (57, 1%).
Всё это отображено в такой диаграмме: (слайд. )
Уровень развития умений при написании сочинения по картине
Изучив причины возникновения затруднений у учащихся при написании сочинений по картине (а это такие умения как собрать материал для сочинения, систематизировать материал и использовать средства языка) , в дальнейшем, мною были подобраны различные упражнения по обучению ребят сочинениям – описаниям картины и использованы в настоящем 3 – ем классе.
Содержание работы по обучению третьеклассников сочинению по картине
Рассмотрим различные виды упражнений, которые использовались на уроках по развитию речевых умений третьеклассников. (слайд. )
1. Упражнения, направленные на развитие умения понять тему: (слайд. )
Определение темы сочинения на основе отрывка из литературного произведения.
Определение темы сочинения на основе фактов из биографии художника.
В процессе рассказа учителя об интересных фактах из жизни писателя дети узнают, как создавалась картина, почему художник ее так назвал, какие, может быть, события в жизни художника связаны с этой картиной. Тем самым дети могут добыть больше информации о картине, по которой они собираются писать сочинение и соответственно могут наиболее полно раскрыть тему сочинения.
Молчаливое рассматривание картины.
2. Упражнения, направленные на развитие умения собирать материал для сочинения(слайд. )
Сопоставление основной мысли картины со стихотворением. Составление рассказа на определенную тематику.
В этом упражнении школьникам нужно прочитать стихотворение И.А. Бунина, определить главную мысль стихотворения и выделить в нем слова, которые автор употребляет для описания первого снега. Затем дети описывают, что изображено на картинке, как изменяется все вокруг с появлением первого снега. Предлагается представить, какой на ощупь первый снег и, какие эмоции дети испытывают, глядя на него. Дети сравнивают содержание картинки со словами из стихотворения. После чего ребятам предлагается составить небольшой рассказ (4-5 предложений) о своих впечатлениях на тему «Первый снег». Учащимся дается время на составление рассказа, затем несколько работ зачитываются.
Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика и взаимодействия с другими героями картины.
Для выполнения данного упражнения школьникам была предложена картина И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Учащиеся внимательно рассматривают картину, определяют тему картины. Учитель просит учащихся рассказать, где и как стоит Иван-царевич, во что он одет и какой головной убор у него на голове, что держит в руке, какое выражение лица у героя, какое настроение. Школьники рассказывают, кого встретил Иван-царевич. Дают характеристику внешнего вида лягушки, почему она держит стрелу. Учитель обращает внимание на то, что вся картина изображена в едином старинном стиле.
«Вхождение» в картину
Для выполнения задания детям была представлена картина В.М. Васнецова «Снегурочка». Учитель просить учащихся представить и рассказать, что можно услышать, если они окажутся в этой картине (шумит лес, скрипит снег под ногами, крадётся лиса или волк, шуршат ветвями берёзки и т.д.), какие запахи они ощущают (запах хвои, берёзки, морозного свежего воздуха и т.д.), что они ощущают лицом и руками (холодный снег, он тает в руках; колючая ёлочка; шершавый ствол берёзки; мягкая шубка Снегурочки; мороз щиплет за нос и щёки и т.д.).
3. Упражнения, направленные на развитие умения систематизировать материал:
Составление плана сочинения.
Первичное составление рассказа по картине.
Составление связного текста из деформированных предложений.
4. Упражнения, направленные на развитие умения использовать средства языка
Соотношение картинки с предложением.
Ребятам предлагается рассмотреть картинки и прочитать предложения. Совместно с учителем ребята выделяют главную мысль каждого предложения, определяют, что изображено на каждой картинке, какое настроение они передают. Также проводилась работа над лексическим значением одинаковых по звучанию слов. После этого дети соотносят каждую картинку с подходящим по теме предложением. Цель упражнения – научить выделять главную мысль предложений и тему картинки, сопоставлять картинки с текстом.
Объяснение значений слов с помощью подбора синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.
Учащиеся читают предложения и подбирают как можно больше синонимов к выделенным словам. Затем даются две группы слов, к которым дети подбирают антонимы. При выполнении задания учащиеся объясняют значение слов. Так же учащимся предлагается подобрать несколько эпитетов и сравнений для опорных слов. При выполнении этого задания дети заполняют небольшую табличку. Я просила их не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
Сочинение младшего школьника должно содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины.)". Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Поскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то я оказывала индивидуальную помощь тем ученикам, которые испытывают затруднения.
И, действительно, уровень умений по описанию картины детей класса повысился. (слайд. )
Таблица уровня развития умений при написании сочинения по картине в 3 «А» классе после использования упражнений
№
ФИ ребенка
Умение понять тему
Умение собирать материал для сочинения
Умение систематизировать материал
Умение использовать средства языка
1
Иван З.
+
+
+
+
2
Николай К.
+
-
-
-
3
Никита К.
+
+
+
–
4
Александр М
+
+
–
+
5
Кирилл П.
+
–
–
–
6
Влад С.
+
+
+
+
7
Владимир Щ.
+
-
-
Если провести сравнительный анализ, то можно представить его в виде такой таблицы (слайд. )
Сравнительная таблица уровня развития умений при написании сочинения по картине
№
Уровни
Класс до использования упражнений
Класс после использования упражнений
Кол-во чел.
%
Кол-во чел.
%
1.
Высокий
-
-
-
-
2.
Средний
3
42, 9
4
57, 1
3.
Низкий
4
57, 1
3
42, 9
Итого:
7
100
7
100
Исходя из результатов сравнительной таблицы, я построила наглядную сравнительную диаграмму. (слайд. )
Сравнительная диаграмма уровня развития умений при написании сочинения по картине до и после использования упражнений
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемый комплекс упражнений способствует развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Благодаря таким упражнениям младшие школьники учатся свободно использовать речевые умения при описании картины, ее анализе.
Подводя итог, мы можем свидетельствовать, что такая работа в этом направлении положительно повлияла на развитие у младших школьников умений для написания сочинений по картине.