kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа программы- это постепенность погружения в мир декоративно-прикладног искусства, в особенности его связей с жизнью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зубово-Полянская гимназия»






РАССМОТРЕНО


на заседании кафедры

начального образования

Протокол №1

Руководитель кафедры

Автаева Т.И./_________/


От « 30 » августа 2018 г.

СОГЛАСОВАНО


Зам.директора по НМР

Лёвина Л.Н./____________/


« 30 » августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО


Директор гимназии

Балашкина Н.В. /___________/


«___» ______________2018 г.






Образовательная программа

Лысяковой Натальи Александровны

по внеурочной деятельности

«Город мастеров»












Возраст детей: 7-8 лет.

Срок реализации: 1 год.








2018 - 2019 учебный год

п. Зубова Поляна




Пояснительная записка


Программа разработана на основе программ:

  1. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. 2-е издание. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов – Москва «Просвещение» 2011.

  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Пособие для учителя. В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов – Москва, «Просвещение», 2010.


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.


Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.


С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.


Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.


Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Город мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.


Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Цель программы: -постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей; - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; - развитие самостоятельности анализа и мышления; - - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.


Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.


Задачи программы:

- обучение конкретным трудовым навыкам;
- обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; -  воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека декоративно-прикладного искусства; - формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; - воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, умения выражать в художественных образах решение творческих задач; - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радости от совместного творчества; -формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности; - формирование всесторонне развитой личности.

Обучение делится на два этапа.

I Этап. Задачи I этапа:

  • формировать художественно-творческую активность ребенка;

  • духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук,

  • обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;

II Этап. Задачи II этапа:

  • развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;

  • развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;

  • учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное;

  • развить стремление ребенка к созданию образов;

  • учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;

  • учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;

  • воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.

Общая характеристика кружка «Город мастеров»


На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, квиллинг и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.


Особое внимание на занятиях уделяется беседам. Беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.


Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.


Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.


  Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.


В программу кружка «Город мастеров» входит ряд разделов «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг», «Работа с бросовым материалом», «Работа с пластическим материалом», «Нетрадиционные техники рисования».


      В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к выполнению изделий из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.


Один из разделов программы «Нетрадиционные техники рисования». Новизна данного раздела заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании, которые не применяют на уроках изобразительного искусства. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники “кляксография”, “рисование мыльной пеной” и т.п.


Современные педагоги и психологи, в частности Д. Фильдштейн, отмечают, что в обществе: “Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности”. Данный раздел направлен на создание образовательной среды, в которой дети младшего школьного возраста общаются и имеют возможность проявить себя, самоутвердиться, получают возможность решить свои эмоциональные проблемы через творчество.


Нетрадиционное рисование – искусство, не основанное на традициях. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к творческой деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению собственных ощущений, настроения; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.


Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:


- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы школьников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел.


Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.


В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму “изучения и обучения”. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.


Основные виды деятельности – практическая художественно – творческая деятельность обучающегося и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.


Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.


Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Основа программы – это постепенность погружения в мир декоративно-прикладного искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Единство их в каждом занятии обязательно.

Занятия построены в виде игры “Путешествие к мастерам”. Каждый урок – это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Основная цель этого путешествия – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.

Программа основана на педагогических принципах:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;


- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

- единство и постепенность погружения в мир декоративного искусства;

-сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях мастеров.


Психологическое обеспечение программы


Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.


Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.


Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-частично- поисковый;

-практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  Важным на занятиях кружка «Город мастеров» является организация проектной деятельности учащихся.

Средства обучения:

Для осуществления работы кружка необходимо:

  1. Краски (гуашь), клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин, нитки, шнурки, ленты.

  2. Природные материалы.

  3. Бросовые материалы: пуговицы, фантики, карандашные стружки.

  4. Наглядные пособия.


Место программы кружка «Город мастеров « в учебном плане:

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности», рекомендованной ФГОС.


Преподавание программы «Город мастеров» проводится во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 год, 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). Продолжительность занятия 45 минут.

Возраст детей, участвующий в реализации данной программы, учащиеся 8-9 лет (2 класс).


Планируемые результаты


Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты


- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.




Метапредметные рузультаты

Регулятивные


- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;


Познавательные


- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.


Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.


Коммуникативные


-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;


Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.


Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.


Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.


Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.


Учащиеся должны знать: - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

- особенности построения композиции;

- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции;

-технологию создания панно;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс; -цветовое и композиционное решение;

-сувенир, виды и назначение сувениров.

Учащиеся должны уметь: -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, - наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.

Ожидаемые результаты:

1.Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства. Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).

2.Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, нитками, бросовыми материалами.

3. Ученик умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

осуществляет творческий подход к каждой работе.

4. Ученик владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

5. Ученик проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

6. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры.

7.Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.


Тематическое планирование


п/п

Название раздела


Количество

часов

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Техника безопасности на занятиях.

Сбор природных материалов.

1

2

Работа с природным материалом.

20

3

Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг.

31

4

Работа с пластическим материалом.

16

5

Работа с бросовым материалом.

17

6

Нетрадиционные техники рисования.

16

7

Итоговое занятие.

Выставка творческих работ.

1

8

Итого

102


Содержание программы


Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природных материалов. (1 час)

Тема 1. Работа с природными материалами. (20 часов)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Поделки из природных материалов – камни, ветки, шишки, гербарии– в сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, сувениров, предметов интерьера, икебаны.


1. Моделирование сувениров ( с использованием веток, семян, камешков, ракушек, шишек, каштанов, листьев).

2. Аппликация из листьев и семян.

3. Мозаика из крупы.

Темы для бесед: «Флористика».
Выставка «Узоры матушки природы».


Тема 2. Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг. (31час)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.


Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами. Поделки из разных видов бумаги – аппликации, бумагопластика.

Аппликация из кусочков бумаги – мозаика. Технология бумагокручения – кливлинг . Украшение предметов обихода из бумаги.
1. Оригами. «Кораблик», «Тюльпан», «Лилия».

2. Бумагопластика. Животные. Объемная водяная лилия.

4. Мозаика из кусочков цветной бумаги. «Божья коровка». 5. Квиллинг. «Гроздь винограда», «Цветы». 6. Объёмные ёлочные шары, фонарики.

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы», «Виды бумаги», «Оригами», «Аппликация», «Квиллинг».

Выставка «Бумажная страна».

Тема 3. Работа с пластическим материалом. (16 часов)

Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.


Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».


Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка формирует эстетические вкусы, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.


  1. Знакомство с пластилином и соленым тестом.

  2. Основные формы и приемы лепки.

  3. Лепка «Улиточка», «Разные коты», «Золотая рыбка».

  4. Рельефная лепка «Волшебный лес».

  5. Пластилиновая аппликация на стекле.

 Темы для бесед: «Виды пластических материалов».

Выставка «Пластика из соленого теста и пластилина»


Тема 4. Работа с бросовым материалом. (17 часов)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.


Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.


Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.


 1. Аппликация из фантиков.

2. Панно из карандашных стружек.

3. Картины из пуговиц.

Темы для бесед: «Бросовый материал».

Выставка «Чудеса из ненужных вещей».


Тема 5. Нетрадиционные техники рисования. (16 часов)

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.


Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.


  1. Пальцевая живопись.

  2. Рисование ладошкой.

  3. Рисование точками.

  4. Кляксография.

  5. Рисование по мокрой бумаге.

  6. Рисование нитью.

  7. Техника «Рисование мыльной пеной».

Темы для бесед: «Нетрадиционные техники рисования».

Выставка «Мир фантазий».


Итоговое занятие. Выставка творческих работ. (1 час)







































Календарно-тематическое планирование «Город мастеров» (102 часа)


№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Планир


Фактич


1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.

1

4.09




I. «Работа с природным материалом» (20 ч)





2-3-4

Сбор природного материала. Способы заготовки материала. Методы сушки цветов и листьев. Техника безопасности при работе с природными материалами.

3

5.09

6.09

11.09


5

Работа с засушенными растениями. Панно.

1

12.09


6

Работа с засушенными растениями. Композиция.

1

13.09


7

Работа с засушенными растениями. Аппликация «Береза».

1

18.09


8

Биологическая викторина.

1

19.09


9

Аппликация из засушенных листьев «Ёжик».

1

20.09


10

Аппликация из засушенных листьев «Рыбка».

1

25.09


11

Аппликация из засушенных листьев «Перепелка».

1

26.09


12

Аппликация из круп «Полосатый кот».

1

27.09


13

Аппликация из круп «Гроздь винограда».

1

2.10


14

Панно из тыквенных семечек «Цветы».

1

3.10


15

Беседа «Флористика».

1

4.10


16

Картина из тыквенных семечек «Осень».

1

9.10


17

Панно из семечек «Подсолнух».

1

11.10


18

Панно из семечек «Аист».

1

12.10


19

Панно из тыквенных семечек «Пшеница».

1

16.10


20

Панно из семян «Наседка».

1

17.10


21

Создание сувенира с использованием всех природных материалов «Сова».

1

18.10




II. «Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг» (31 ч)





22

История возникновения оригами.

Техника складывания бумаги – «оригами».

Квадрат – основная фигура оригами.

1

23.10


23

Базовые формы оригами.

1

24.10


24

Поделка в технике «оригами». Изделие «Кораблик».

1

25.10


25

Поделка в технике «оригами». Изделие «Тюльпан».

1

6.11


26

Поделка в технике «оригами». Изделие «Лилия».

1

7.11


27

Создание поздравительной открытки в технике оригами

1

8.11


28

Беседа «История создания бумаги».

1

13.11


29

Изготовление животных из бумаги. Изделие «Цыпленок».

1

14.11


30

Беседа «Как появились ножницы». Изделие «Объемная водяная лилия».

1

15.11


31

Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Композиция и аппликация.

1

20.11


32

Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Божья коровка».

1

21.11


33

Аппликация из ладошек «Цветочная поляна».

1

22.11


34

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинг.

1

27.11


35

Основная форма квиллинга «Ролл».

1

28.11


36

Основная форма квиллинга «Капелька».

1

29.11


37

Основная форма квиллинга «Глаз».

1

4.12


38

Изделие в технике квиллинг «Гроздь винограда».

1

5.12


39

Основная форма квиллинга «Долька».

1

6.12


40

Основная форма квиллинга «Треугольник».

1

11.12


41

Основная форма квиллинга «Квадрат».

1

12.12


42-43-44

Изготовление простых несложных цветов в технике квиллинг.

3

13.12

18.12

19.12


45-46

Изделие в технике квиллинг «Ежик».

2

20.12

25.12


47

Создание объемных форм из бумаги «Шар».

1

26.12


48-49

Аппликация «Снегири».

2

27.12

9.01


50-51

Фантазии из «ладошек».

2

10.01

15.01


52

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы

1

16.01



III. «Работа с пластическим материалом»(16 ч)





53

Знакомство с пластилином. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.

1

17.01


54

Основные формы «шар», «овал», «диск», «оттягивание частей».

1

22.01


55

Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы.

1

23.01


56

Применение стеки (работа с шаблонами). Изделия «Лимон», «Апельсин».


1

24.01


57-58

Лепка из целого куска «Ёжик» (соленое тесто).

2

29.01

30.01


59

Свеча из вощины.

1

31.01


60-61

Лепка из нескольких частей «Рыбка», (соленое тесто).

2

5.02

6.02


62-63

Лепка из соленого теста «Любимые ладошки».

2

7.02

12.02


64-65

Рельефная лепка «волшебный лес».

2

13.02

14.02


66

Пластилиновая аппликация на стекле.

1

19.02


67

Пластилиновая аппликация на стекле.

1

20.02


68

Пластилиновая аппликация на стекле.

1

21.02




IV. «Работа с бросовым материалом» (17ч)





69

Аппликация из фантиков «Сова».

1

26.02


70

Аппликация из фантиков «Зонтик».

1

27.02


71

Аппликация из фантиков «Береза».

1

28.02


72

Аппликация из фантиков «Букет цветов».

1

5.03


73

Аппликация из конфетной фольги «Паучок».

1

6.03


74

Панно из карандашных стружек «Дерево».

1

7.03


75

Панно из карандашных стружек «Клоун».

1

12.03


76-77

Портрет человека из карандашных стружек.

2

13.03

14.03


78

Аппликация из карандашных опилок «Панда».

1

19.03


79

Картина из пуговиц «Воздушные шары».

1

20.03


80

Картина из пуговиц «Животные».

1

21.03


81

Картина из пуговиц «Животные».

1

3.04


82

Картина из пуговиц «Животные».

1

4.04


83

Аппликация из ватных дисков «Каллы».

1

9.04


84

Аппликация из ватных палочек «Овечка».

1

10.04


85

Аппликация из бумажных форм для выпечки «Весенний букет».

1

11.04




V. «Рисование нетрадиционными методами» (17ч)




86

Пальцевая живопись. Рисование на тему «Цветы».

1

16.04


87

Пальцевая живопись «Лилия».

1

17.04


88

Рисование ладошкой «Весенний пейзаж».

1

18.04


89

Рисование отпечатками пальцев «Одуванчик».

1

23.04


90-91

Рисование точками «Ваза с ягодами».

2

24.04

25.04


92

Рисование точками «Утро».

1

30.04


93

Набрызг «Звездное небо».

1

7.05


94

Кляксография трубочкой «Подводный мир».

1

8.05


95

Кляксография трубочкой «Пейзаж».

1

14.05


96

Рисование «по-сырому» «Букет».

1

15.05


97

Рисование по мокрой бумаге «Букет».

1

16.05


98

Рисование по мокрой бумаге «Закат».

1

21.05


99

Рисование нитью «Цветок»

1

22.05


100

Рисование поролоном

1

23.05


101

Техника «рисование мыльной пеной» «Сирень».

1

28.05


102

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1

29.05





Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:


  1. Андреева Р.П. «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.

  2. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.

  3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.

  4. Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.

  5. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). –    М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)

  6. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.

  7. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.

  8. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

  9. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ — М., 2009

  10. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

  11. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте­ева. —М., 2003.

  12. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009

  13. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

  14. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.

  15. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.

  16. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 1999 г.


  1. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.

  2. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.

  3. Тарабарина Т.И.«Оригами и развитие ребенка»,«Академия развития»,Ярославль, 1996 г.

 


















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


1. Печатные пособия

1

Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы.

2

Книги о художниках и художественных музеях.

3

Словарь искусствоведческих терминов

4

Портреты русских и зарубежных художников.

5

Таблицы по цветоведению, построению орнамента.


2. Технические средства обучения

1

Мультимедийный компьютер с программным обеспечением.

Мультимедиа-проектор

2

Персональный компьютер

3.

Телевизор

4

Фотоаппарат

5

CD/DVD-проигрыватели


3. Экранно-звуковые пособия

1

CD «Оригами»

2

CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером.

3

CD «Квиллинг»

4

DVD -Декоративно-прикладное искусство

5

DVD-фильмы- художественные музеи;


4. Оборудование класса

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

2

Книги.

3

Наборы открыток.

4

Коллекции.

Список источников

http://stranamasterov.ru

http://allforchildren.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Автор: Лысякова Наталья Александровна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа внеурочной деятельности "Город мастеров""
    ["seo_title"] => string(49) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_gorod_masterov"
    ["file_id"] => string(6) "555262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1596280896"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "рабочая программа  внеурочной деятельности в 1 классе «Город мастеров» "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-1-klassie-gorod-mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "239705"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444840984"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Город мастеров»"
    ["seo_title"] => string(54) "programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_gorod_mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "342996"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473439757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства