kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В средней школе №16 учителями накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно- воспитательного процесса. Наша школа создаёт все необходимые условия и механизмы для обеспечения возможности получения качественного доступного образования детей. Педагогический коллектив школы считает, что процесс воспитания должен стать одной из органичных составляющих целостной системы педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Целью воспитания является ориентация развивающегося ребёнка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учётом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта.»









Групповая форма работы на уроках в начальной школе





(из опыта работы Силиной О.Н., учителя начальных классов СОШ №16 г Уральска.






2014 г.





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Организация групповой работы в классе…………………………..4

1.1.Формы деления групп…………………………………………………………7

1.2.Роли в группе………………………………………………………………. …8

1.3.Правила работы в группе……………………………………………………..9

Глава 2.Моделирование современного урока для работы в группах……………………………………………………………………………11

2.1.Варианты заданий для групповой работы………………………………….16

2.2.Приемы групповой работы…………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………...19

Приложение………………………………………………………………………..21

Литература…………………………………………………………………………35



























«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцце

Введение

В современной педагогической литературе нет единого мнения о категории групповой работы. Её рассматривают как форму, метод, технологию обучения.

На мой взгляд , групповая работа – педагогическая технология. Это означает, что она имеет определенную цель, есть принципы измерения. И самое, пожалуй, главное – определенное требование к содержанию. Таким образом, групповая работа – целостная система, со своей целью, содержанием, методами и формой организации обучения, процедуры контроля и оценки, направленность на развитие личности обучающегося. Вопрос использования или адекватности групповой работы очень важен для её эффективности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и ,пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

Глава 1.Организация групповой работы в классе.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества – воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться и сформироваться в процессе обучения, начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в парах, группах совместно работающих детей. Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

Цель данной работы – обобщить имеющийся опыт организации групповых форм обучения, а также представить свои наработки по данной теме.





Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Какие положительные аспекты можно выделить при работе детей в группах, какие возможности дает групповая работа? Во-первых, снижается уровень тревожности у ребенка, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Во-вторых, в группе, когда дети совместно работают над темой , эффективность усвоения и актуализации знаний становится выше и плодотворнее. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, такая работа способствует личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Только благодаря организации групповой работы можно улучшить психологический климат в классе, научить грамотно вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. На уроках я использую групповую форму работы, потому, что считаю, они имеют ряд преимуществ. Во-первых, при традиционной форме обучения на каждого ученика приходится не более 2-х минут учебного времени. Во-вторых, не все дети одинаково активны и не всегда отвечают, даже когда знают, и, наконец,

в - третьих, в классе обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Положительными моментами групповых форм работы являются развитие мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке технологии, работа с пластилином, тема «Чайный сервиз». Сначала каждый делает свое изделие, а потом еще 4 всей группой. Или на уроке окружающего мира при работе над темой «Домашние животные», каждый ребенок называет домашнего животного, а потом все вместе проверяют и дополняют свой список. Перед началом работы с детьми оговариваются правила общения:

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом

будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью. Группы могут различаться по типу работы (то есть одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему), по теме работы, по уровню сложности задания. Группы из 5-8 человек могут назначаться учителем (постоянный состав), а также дети сами могут образовать группу по интересам (переменный состав).

У группы должна быть ориентация на мыслительную деятельность: «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, взявшись за руки, перед началом работы.

Группы различают по цвету кружков, по порядку экипажей, по названию

зверей. При работе в группе так же я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные

и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу

детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы

классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе

группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее

продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими

группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная

выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряем

совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При

такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает

индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со

стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при

этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания

актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для

групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих

собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа

бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах

досягаемости всех участников.

Место групповой работы в организации учебной деятельности.

  Работа  в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности  при:

- изучении нового материала

- закреплении полученных знаний

- повторении  изученного

- проведении контроля знаний

- организации творческих работ

- организации проектной деятельности

1.1. Формы деления групп.

Формы деления групп стараюсь менять.  

 1. На первом этапе лучше распределять детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2 Учитель делит на группы, назначая cорганизатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам, и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7) Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

8)  Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе. Приведу пример деления на группы на уроке литературного чтения, когда я стараюсь «убить двух зайцев», проверить пройденный материал и тем самым еще разделить на группы: на столе у каждого ребенка лежат строчки из сказок, которые мы читали на прошлых уроках, я показываю название сказки, а дети читают из этой сказки отрывок. Ребята, у которых был отрывок из сказки «Чудесная шуба» садятся за 1-ый стол, у кого «Хитрая лиса» садятся за 2-ой стол, у кого «Хаврошечка» за 3 стол.

У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:

•Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.

•Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он

сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом,

то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.

•Сигнал «готовы» - все участники группы берутся за руки.

1.2. Роли в группе.

Здесь возможны разные варианты.

Например:

- Капитан - отвечает за работу группы в целом.

-Докладчик - выступает перед классом.

-Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

-Секретарь - записывает высказанные идеи

-Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Или:

Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.

Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.

Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.

Эксперт -  дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.

Консультант – дает советы, рекомендаци.

Сначала роли распределяет учитель, затем дети  делают это самостоятельно. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях. Одновременно каждый участник группы должен выступать в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Определяя целесообразность использования на уроке групповой работы, на разных уровнях можно использовать и разные методы обучения. Например, исследовательский, проблемный методы оправдывают свое применение в коллективных формах обучения. 

1.3.Правила работы в группе.

Хочу отметить, что при групповой работе не следует забывать и о казалось бы такой мелочи как повторение правил работы в группе: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Важным этапом является обсуждение групповой работы с учащимися.

Обсуждение организуется следующим образом.

1. Каждый из участников должен поделиться своими впечатлениями от хода и

результатов работы: что понравилось, что не понравилось и почему.

2. Высказываясь, надо строго придерживаться следующих правил:

- все дети говорят по очереди;

- запрещается перебивать выступающего;

- нельзя обсуждать или оценивать мнение другого;

- необходимо ограничиться выражением собственного мнения о выполненной

работе.

Предлагается примерный перечень вопросов для каждого участника. Ответы

могут быть более или менее подробными (по обстоятельствам).

Какую часть работы сделал ты (покажи)?

Понравилась ли тебе эта работа (трудились ли вы дружно?)

Нравится ли тебе то, что у вас получилось?

Нравится ли тебе то, что сделал ты сам?

Что можно сделать лучше (что тебе не понравилось?)

Что ты хотел бы изменить или чем дополнить работу?

Если ребенку трудно рассказать о своем опыте, учитель может сам кратко

сообщить, на что он обратил внимание по ходу работы и видит сейчас, а

также уточнить необходимые нюансы.


В завершение, после того как все выступили, учитель может кратко резюмировать высказывания: что получилось; что понравилось; какие встретились трудности и как они преодолевались; как лучше поступать в таких случаях.

Такие беседы не только учат ребят, как надо поступать в тех или иных ситуациях, но и позволяет обиженным и неудовлетворенным "выпустить пар" и не копить обиду. Дети на опыте убеждаются в том, насколько полезно и эффективно обсуждать свои действия, учатся этому. Опыт показывает, что в дальнейшем дети сами начинают использовать обсуждение не только после завершения работы, но и на других ее этапах: по ходу выполнения, а позже – и при планировании.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и,пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся. Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.


Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции мои, как педагога, заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Я контролирую ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. При  оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Особое внимание!

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Глава 2.Моделирование современного урока.

Организация современного урока

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с  уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются  по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Требования к современному уроку

1. Современный урок – развивающий урок.
2. Современный урок – целесообразный урок. Целесообразность выстраивается постановкой целей и задач (перспективой) урока.

Перспектива урока:

– что должен ученик узнать на данном уроке?
– чему научиться (каким умениям должен научиться ученик в границах данного урока)?

3. Современный урок – урок, на котором созданы условия для усвоения учебного материала в индивидуальном темпе.
4. Современный урок обязан создавать условия для поэтапного контроля за качеством усвоения.
5. Современный урок – урок, на котором созданы условия для формирования рефлексивной оценки деятельности, как учащихся, так и учителя.

Три постулата современного урока

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в «роли» цели и никогда не выступая в «роли» средства.

Что можно и что нельзя на уроке:

– нельзя не работать;
– нельзя посягать на другого человека;
– все остальное – можно.

Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и ни кто никого не боится.

Организационные основания урока

1. Работают все, и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Система организационных правил на уроке

1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
3. Раскрывать  положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
4. Не предъявлять детям непосильных требований.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока

1. Поведенческие.
2. Предметно-вещевая среда. (характеристика объектов, окружающих участников образовательного процесса в классном помещении), предметно- вещевой комплекс, интерьер классной комнаты.
3. Учебный материал – отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям, как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
4. Эмоциональная окрашенность урока.

Правила совместного общения на уроке

1. Не произносить резких категоричных суждений.
2. Не подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
3. Не пренебрегать мнением других.
4. Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
5. Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Типы урока

1. Классический, традиционный.
2. Интегрированный.
3. Проектные уроки.

К учебному занятию ставится две цели.

1. Цели, ориентированные на развитие личности.

– на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
– на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
– на развитие у школьников интеллектуальной культуры;
– на развитие исследовательской культуры;
– на развитие культуры самоуправления учебной деятельностью;
– на развитие информационной культуры;
– на развитие коммуникативной культуры;
– на развитие рефлексивной культуры.

2. Предметные цели.

– организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы, изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, положений, способов действий;
– обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;
– обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий;
– организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

Примерная структура современного учебного занятия.

(Опорная таблица для конструирования учебного занятия)

Цели и задачи этапа

Используемые методы и приёмы

I. Организационный момент

Организация внимания, проверка подготовленности учащихся к уроку

1. Рапорт дежурного.
2. Психологический настрой.

II. Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и устранить их.

1. Тест.
2. Разноуровневые самостоятельные работы.
3. Продолжи ответ
4. Составление плана ответа и опрос по отдельным пунктам плана.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию учения, принятие учащимися целей урока. Актуализация субъектного опыта.

1. Сообщение темы урока и цели:

в виде проблемного задания;
– в виде эвристического вопроса;
– через показ конечных результатов;
– использование технологической карты;
– составление карты мысли-деятельности;
– составление кластера.

IV. Освоение новых знаний и способов действий

Содействовать усвоению способов, которые привели к определённому выводу.

1. Работа с определениями.
2. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме. 
3. Представление изучаемого материала в сравнительных и классификационных таблицах.
4. Использование проблемного, модульного, проектного обучения.
5. Построение структурно-логических схем.

V. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы и провести их коррекцию

1. Подготовка учащимися своих примеров, опорный текст.

VI. Закрепление новых знаний и способов действий

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубину его понимания.

1. Использование взаимообратных задач.
2. Составление карты мысли-деятельности.
3. Беседа.
4. Придумай свои задания.
5. Разбери слово по буквам (записывается термин и на каждую букву слова придумываются различные слова).

VII. Применение знаний и способов действий

Обеспечить формирование умений, самостоятельно применять знания в различных ситуациях.

1. Деловая игра.
2. Учебные ситуации.
3. Групповая работа.
4. Задания по кругу.
5. Тесты.
6. Разноуровнеаые самостоятельные работы.

VIII. Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить установление внутри-предметных и межпредметных знаний, обобщённых понятий.

1. Построение «дерева» темы.
2. Учебные станции.
3. Пересечение тем.
4. Рефлексивная дискуссия: «за», «против».

IX. Контроль и самоконтроль

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям.

1. Контрольные и самостоятельные работы.
2. Тесты.
3. Задания на поиск нескольких способов решения.
4. Задания с избыточными и противоречивыми данными.

X. Коррекция знаний и способов действий

Провести коррекцию выявленных пробелов.

1. Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем.
2. Задания с пропусками.
Структурно-логические схемы с пропусками.

XI. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. 3 уровня домашнего задания:
– минимум
– повышенный
творческий
2. Задания массива (масса)

XII. Подведение итога занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

1. Сообщение учителя.
2. Подведение итогов самими учащимися.

XIII. Рефлексия

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1. Рефлексивный алгоритм:

«Я»                 «Мы»              «Дело»

Жирным шрифтом выделены те аспекты, которые непосредственно применяются на уроках с групповой формой работы. Благодаря данной структуре урока он, урок, получается интересным, захватывающим, эмоциональным, продуктивным и запоминающимся. А это сейчас самое главное в построении урока для его продуктивности, чтобы он запомнился и надолго остался в памяти и практике учащихся.

2.1.Варианты заданий для групповой работы

Предлагаю основные моменты , для групповых форм, которые я использую непосредственно на своих уроках.


Русский язык.

Составление слов по звуковой схеме.Составление предложений по схеме.

Проверка орфограмм.Выбор способа проверки орфограмм.Деление текста на логические части.Составление плана.Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Математика.

Поиск способа решения:

-примеров с переходом через разряд;

-способов проверки результатов вычисления.

Составление и решение задач:

-к одной схеме на разные темы;

-к разным схемам на одну тему;

-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.



Познание мира.

Составление плана текста. Решение кроссвордов. Проведение опытов

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи. Одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла». Вторая группа – текст - описание «Зимний лес». Третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»При изучении произведения А.Чехова «Каштанка», первая группа рисует обложку для книжки или самой Каштанки, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.




2.2.Приёмы групповой работы.

На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы:

Приём "Мозговой штурм"Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Дети учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.

Приём «Снежный ком»

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.

Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.

- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения, представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Приём "Лови ошибку!"

Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Приём "Пресс-конференция".

Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга

Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • говорить спокойно и ясно;

  • говорить только по делу;

  • не говорить всем сразу;

  • реагировать жестами и знаками;

  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")


На интерактивной доске показываем правила работы в группах и вспоминаем

правила перед тем, как дети начнут работать.

Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы,

регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь

отдельным ученикам или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо

организовать обсуждение результата работы групп. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю . Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Наблюдения на уроках показали, что ребятам в классе лучше предлагать несколько вариантов соорганизации, позволяя каждой группе использовать наиболее удобную форму совместной деятельности. Так, например, работая над составлением предложения по схеме, одни группы работают «хором»: дети вместе произносят слово, затем берут нужную карточку, дальше второе слово и т. д., после завершения работы вместе проверяют выполненное задание. Другие делят работу по частям: один ученик подбирает первое слово и карточку, затем дети обсуждают это, потом другой подбирает следующее слово и т. д. Третьи делят работу на этапы: один находит слово, другой ставит карточку и, наоборот, в конце работы дети обсуждают и проверяют задание. В результате такой деятельности учащиеся могут использовать и несколько вариантов совместной работы. Моя помощь здесь выражается лишь в том, что я фиксирую наиболее приемлемые стили работы, выношу их для общего ознакомления, обсуждения, а также  нахождения более удачных и оптимальных способов совместной деятельности.


Заключение.

Я начала вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми .Объективно урок – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех учащихся вместе с учителем и под его руководством. Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом. Все эти требования реализуются при правильной организации групповой работы.

Хочешь идти быстро - иди один,

хочешь идти далеко – пойдем вместе!



При условии адекватного  использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках в начальной школе, у младших школьников существенно повысятся:

1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,

2) успешность решения учебных задач,

3) уровень развития межличностных взаимоотношений.

Следовательно, преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

  2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

  3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

  5. Воспитывается взаимоуважение.

  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

  9. Реализуется принцип деятельности.

  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

  11. Учащиеся усваивают больший объем материала.

  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.

  13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

  14. Минимальный объем домашнего задания.

  15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.)

Поэтому, считаю, целесообразно сочетание на уроке индивидуальной и групповой работы, где будут внедряться учителем разные виды диалога, постановка вопросов высокого и низкого порядка, стратегии критического мышления, разноуровневые задания, использование на уроке ИКТ.

В заключении хочется отметить, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Считаю, организацию групповой работы важным компонентом урока и буду стремиться развивать его с целью повысить познавательное отношение учащихся к урокам, развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера, правильно реагировать на свои ошибки при выполнении заданий, продолжить развивать умения учащихся работать индивидуально, в парах и группах.

К. Ушинский говорил, что одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию. Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременны.





Приложение.

План-конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.

Неделя 3

День 24.10.13г.

Урок 1

Название занятия:


Обозначение мягкости согласных буквами Е,Ё,Ю,Я,И

Общая цель:



Формирование и совершенствование фонетико-графических знаний и умений учащихся в обозначении мягкости согласного звука гласными.

Ожидаемый результат:



Проверка знаний по теме «Алфавит»

Знать, как обозначается в слове мягкость согласного, умение находить гласные, которые делают мягкими согласными.

Тип урока:

Изучение новой темы

Задания:


 Групповая форма работы, индивидуальная форма работы.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:


Использование экрана, компьютер, разноуровневые карточки, словарные слова, таблица, лента букв, оценочный лист, бланки для тестов.

Ходурока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

5 мин


1.Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? Какая погода?

Улыбнитесь, чтобы плохая погода к нам не пробралась в класс.

Повернитесь к соседу и пожелайте удачи друг другу.

-Прочтите строки на доске. Объясните смысл.

-(имя), прочти, пожалуйста, вслух.

-Как Вы понимаете эти строки?

-Хотите взять это выражение девизом урока.

Запись числа, классная работа.

осень

Пасмурно, дождь, сырость

На экране:

Хочешь альпинистом стать - иди в горы,

Хочешь умным быть – стремись к знаниям.

(Чтение учеником)

Презентация


20 мин.

2.Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь!

Е ё ю я и

Какие буквы спрятались в узоре?

3.Словарная работа:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.

На доске карточки с окончаниями слов из словаря:

Ро (дина), окт(ябрь), ноя(брь), при(рода),яг(ода),спа(сибо),реб(ята).
- Какие слова были испорчены мышками? Какое слово здесь лишнее? Почему? -Запишите эти слова в тетрадь. После того, как учащиеся закончили словарную работу, открываю недостающие слоги в словах.2 мин.на проверку. Запишите в оценочный лист .Составьте небольшой рассказ используя эти слова.3 мин.

4. Ответы на вопросы (повторение)

- Принятый порядок расположения букв.

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Сколько гласных букв?

- Как проверить безударные гласные??

- Сколько всегда мягких согласных в русском языке?

Обозначение звуков на письме?

- Сколько пар по звонкости и глухости в русском языке?

- Буквы, которые не обозначают звука


Посмотрите, на карточке написаны буквы.

Распределяемся на группы.

- На какие две группы делятся звуки?

3. Постановка темы урока.

Фокусник

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

- Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Учитель на доску вывешивает буквы). Прилагательное Лысый, превратилось в Лисий, существительные Пыл, Пальцы, Нос, Воз, Лук – в Пил, Пяльцы, Нёс, Вёз, Люк. [В.В. Волина. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.]

- В чём секрет фокуса.

- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж, ш)

Какая тема урока? Цель урока.

А в конце урока вы выполните задание, где сможете проверить свои знания.

Физминутка.

«Дети карликами стали»


Родина, октябрь,ноябрь, природа, ягода, спасибо, ребята.

За каждое правильно написанное слово дети на полях тетради ставят плюсик. Взаимопроверка.

7 «+» - 5 баллов
6 «+» - 4 балла
5 «+» - 3 балла
4 «+» - 2 балла.

Эссе



Алфавит

(33)

(6)

(10)





(3) (й, ч, щ)

(буква)

(6)

. (ь, ъ)

Выставление баллов в оценочный лист.

1 группа – гласные, 2 группа – согласные

3 группа- ь ъ буквы не обозн.звуков

Составление интеллект –карты





















Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных

- Сегодня мы будем учиться обозначать мягкость согласных на письме

Основная часть

(15 мин)



Упр 131 с 52 -у доски

Упр 132 выполни сам, сверься с товарищем, проверьте в группе.

Упр 136 в группе (устно)

Составьте рассказ с данными словами.

День рождения.

Гости, сестра, тетя, дядя, чай, варенье, торт, цветы, подарок, друзья.

Тест

Вставить гласные.

Подчеркнуть, какие из них обозначают мягкость согласного звука.

Самостоятельно выполняют, проверяют в паре, в группе.

Подведение итогов

(5 мин)



Итог урока.

Интересно ли было на уроке?

Что понравилось больше всего?

Выставление оценок.

Составление «Вазы достижений»

Д.З. Задания по уровням на карточках



План-конспект урока по литературному чтению во 2-ом классе.

Неделя

День

Урок литературного чтения

Название занятия:

Ы. Алтынсарин «УМНЫЙ МАЛЬЧИК».

Общая цель:


Познакомить уч-ся с литературной сказкой «Умный мальчик».

Ожидаемый результат:



Совершенствовать умение анализировать худ. произведение, раскрывать его идею.

Формировать и развивать у детей осознанное чтение. Осуществлять нравственное воспитание через восприятие, понимание текста.

Тип урока:

Изучение новой темы

Задания:


 Групповая форма работы, индивидуальная форма работы, в парах

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Использование экрана, составление флипчарта, оценочные листы, «Гора знаний», портрет писателя.

Ход урока:

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

(3 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Желаю Вам успехов на этом уроке! Повернитесь к соседу и пожелайте удачи друг другу.

Прочтите строки на доске. Объясните смысл.

«Помни, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать».

Хотите взять это выражение девизом урока?





Садятся на свои места.

Желают удачи друг другу.

Ребёнок читает вслух.

Объясняют значение строк.

Показывают своё отношение

Презентация

(10-15)


-Перед вами названия сказок: «Подарки феи»

«Три дочери»

«Хитрая лиса»

Работа в группах.

Задание 1.Обсудить чему учит сказка?

Задание 2.

Составить модель обложки произведения.

-Оцените себя в оценочном листе.

Задание 3.

1 группа «Три дочери»- рисуют портреты героинь

Описывают словами из текста

2 группа «Хитрая лиса» -инсценировка

3. Подарки феи. Пересказ



 -Читаю из сказок отрывок.


Определите из какой сказки этот отрывок?

Деление на группы.

«Подарки феи»

«Три дочери»

«Хитрая лиса»

На флипчартах

Оцените свою работу.

Основная часть

(20 мин)



Знакомство с новой сказкой.

-Какая тема урока?

Как вы думаете, чему

мы будем учиться?

-Эту сказку написал Ы. Алтынсарин. Рассмотрите его портрет. Что Вы о нём можете сказать?

Прочитайте ещё раз название сказки. О чём она?

-Представьте, что Вы сказочники. Составьте сказку, используя опорные слова: Человек, дерево,споткнулся, собака, змея, мальчик, спорили.

-Расскажите друг другу сказку.

-(имя), расскажи свою сказку.

-Хотели бы узнать, о чём же сказка Ы. Алтынсарина?

Чтение учителем.Дети отмечают

– незнакомые слова

Лекс.работа.

-Встретились ли трудные слова?

-Кто сможет объяснить значения слов?

-Действительно ли человек сделал змее добро? Почему?

-А как считает змея? Почему?

-Почему они были вынуждены обратиться к верблюду?

-А мог ли верблюд разрешить их спор? Почему?

-Прочитайте 3 часть и узнайте, помог ли верблюд?

-Чьё мнение было ближе?

-Как мальчику удалось помочь человеку?

-Что помогло ему в этом?

-Кто из героев понравился больше? Почему?

Характеристика героев

Какой урок для человека даёт Ы. Алтынсарин?

-Расскажите друг другу, что Вы взяли для себя с этого урока?

Запишем «Дальнейшая судьба героев эссе»

-читают назв. сказки и объясняют.

-определим вид сказки, будем её анализировать…

(С ответами детей на доску вывешивается схема)

Педагог

Учёный

Просветитель

Автор учебников

-предположения детей.

-об уме, добре и т.д..

Составление сказки по опорным словам.









Самостоятельно сочиняют сказку.

Работа в паре.

2 ученика рассказывают сказку всему классу.

-обнаружил, обвилась,

взмолился.

Составление кластера

« человек, животные»

Подведение итогов

(5 мин)



Оценивание себя по оценочному листу.

У кого «5»-возьмите флажок и водрузите его на самую высокую гору. «4» -на среднюю, «3» -на низкую.

-Кто доволен своим результатом?

-Я рада за Вас.Спасибо за урок.

Д.З.пересказ.

Внеклассное мероприятие к 7 мая «А ну-ка мальчики!» во 2 классе.

Цели:

Образовательная: формирование умения работать в группе.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание

Воспитательная: воспитывать чувство солидарности и дружбы.

Ход мероприятия

(Звучит музыка. Мальчики входят в класс и рассаживаются, девочки хлопают в ладоши. Начинается праздник.)

Учитель:Ребята! Всё, что мы с вами видим на этих картинках (рассматривают иллюстрации Казахстана) – это наша Родина, наш Казахстан (место где мы родились и живём).

-Кто защищает нас и Родину?

Дети:Солдаты.

Учитель: Солдаты – защитники Отечества. В их честь есть праздник. День защитника Отечества — в Казахстане отмечается 7 мая. А вы знаете, почему этот праздник мы празднуем не 23 февраля, как раньше, а 7 мая? Дата связана с тем, что 7 мая1992 годапрезидент Казахстана (который является верховным главнокомандующим) Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании национальных вооруженных сил.Присвоение в этот день очередных воинских званий и вручение наград отличившимся военнослужащим стало традицией.. 4 октября 2012-го года Парламент Республики Казахстан рассмотрел и принял положение о "О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан». Согласно нему 7-е мая объявляется государственным праздником и является выходным днём.

Накануне этого замечательного праздника, мы хотим поздравить наших мальчишек. Вы пока еще маленькие, но когда подрастете, пойдете служить в Армию. И будете с честью защищать нашу Родину!

-Ребята, как вы считаете, какими качествами должен обладать солдат?

Дети. Солдат должен быть сильным, храбрым, ловким, смелым.

Учитель: Вы хотите стать настоящими солдатами?

Дети. Хотим. Но чтобы стать настоящими защитниками Отечества, каждый солдат должен не только быть сильным и смелым, но еще и умным, творческим, то есть разносторонне развитой личностью. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в конкурсной программе « А ну-ка мальчики!»

Готовы?

Мальчики: Всегда готовы!

(Исполняется девочками всем песня "Из чего же, из чего же?".)

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок,

Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков,

Из шоколадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Девочки хотят угостить вас конфетками (трех цветов- красные, желтые и синие). Мальчики, которые выбрали красный цвет конфетки садятся за первый стол, синий цвет- садятся за 2 стол, желтый цвет – за третий стол. Итак, у нас три команды, поприветствуем их.

Учитель: Чтобы стать настоящим солдатом предлагаем вам улучшить свою физическую подготовку.

Комплекс общеразвивающих упражнений.

Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе,
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражнение –
Руки к плечам круговые движения.
Вперёд-вперёд, назад-назад.
Это полезно для наших ребят.
На ноги свои обрати ты внимание.
Делай глубокие приседания!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

Молодцы! Вы в прекрасной физической форме. А помогут нам оценить способности наших мальчишек маршрутные листы, на которых написаны задания, которые вам предстоит выполнить.

В армии существует три рода войск: военно-воздушные силы – это лётчики, вертолётчики, сухопутные войска – это танкисты, пехотинцы, ракетчики; военно-морские силы – это моряки. Мы проведем жеребьевку и определим, как будет называться ваша команда.

1 лист «Здравия желаем»

На флипчарте изобразить эмблему выбранного вами рода войск и представить свою команду, выбрать командира.

Команде моряков дополнительные вопросы: Ребята, какими качествами должен обладать моряк?

Дети. Моряк должен быть внимательным, зорким, метким.

Выставляется картинка моряка.

Моряк в полосатой тельняшке,
Моряк в бескозырке и якорь на пряжке!

Учитель: На чём выходят в море моряки?

Дети. На военных кораблях.

Наш корабль плывёт по волнам
И гудит он то тут, то там.

Девочки исполняют «Матросский танец»

Команде танкистов: Как называется боевая машина у танкиста?

Дети. Танк.

Учитель: Танк боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.

Мальчикам дается текст песни «Три танкиста» вместе с девочками исполняют песню.

3 команда- летчики. Включается песня « Мы пилоты» Мальчики танцуют, имитируя движение самолета.

2 маршрутный лист «Строевой шаг»

Наши мальчики покажут, как солдаты маршируют. Но прежде мальчикам предстоит запомнить это стихотворение и шагать под эти слова.

Мы пока еще ребята,

А шагаем как солдаты.

Будем в Армии служить,

Будем Родину хранить.

3 маршрутный лист. «В десяточку» (Дротиками мальчики должны попасть в цель, какая команда больше набирает очков, побеждает в этом конкурсе)

Попавшему в «десяточку» вручается диплом «Меткий стрелок»

4 маршрутный лист. «Идем на урок». Солдат должен быть не только сильным, метким, но и умным. Капитаны выбирают лист с заданиями по математике, русскому языку, познанию мира. Выполняют задания и сдают свой лист жюри для проверки.

5 маршрутный лист. «Оч.умелые ручки»

Из бумаги, спичечных коробков каждая команда должна смастерить самолет- летчики, танкисты- танк, моряки- корабль.

6 маршрутный лист. «Конкурс капитанов»

А) ответить на вопросы «солдатского мешка» Б) «Шоферы» каждому капитану дается машинка, которую они должны от линии старта оттолкнуть, машина, первая пересекшая линию старта получает 5 очков, вторая- 3 очка, третья- 2 очка.

Победившему капитану вручается диплом « Лучшему капитану команды»

7 маршрутный лист. «Мастера на все руки».

Каждой команде дается 3 задания: 1конкурс «Повара», 2-ой «Конструкторы», «Художники». Ребята должны распределить обязанности, на каждый конкурс выдвигаются от команды 2 человека, задания выполняют одновременно.

«Повара» пишут рецепт любого блюда и представляют его, «Конструкторы» строят башню, «Художники» рисуют рисунок на тему «Мир глазами детей».

Подведение итогов конкурсов и награждение победителей. Каждая девочка мальчику готовит индивидуальное поздравление и дарит подарок (настольная игра)

Завершение праздника

Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,

 За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

 Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь:

 Говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

Родительское собрание на тему: «Эти трудные домашние задания»

Цель собрания:

1 Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.

Задачи:

1.Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.

3.Отработка приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.

Участники: классный руководитель, родители учащихся

Форма проведения: групповая работа

Ход собрания

Организационный этап

1. Встреча родителей (упражнение на сплочение группы и создание рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата)

Презентация



Скажите о своем ребёнке 4 лучших качества.

Затем целесообразно обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему? В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Повестка дня

  • Как правильно организовать подготовку домашних заданий

  • Итоги учебно-воспитательной работы

  • Организационные вопросы

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить ти­пичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке до­машних заданий и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. Не секрет, что школьные знания - это костяк, основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собст­венной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно. Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, мы поработаем в группах и вместе попытаемся «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно? Значимые для вас причины записывайте на «листьях» , а по выполнении задания прикрепите их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу 7 мин. Лидеры групп комментируют выбор.

Причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности:

Недостаточная, информация о том, как надо выполнять задание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками.

Отсутствие (в первую очередь у родителей) знаний о гигиениче­ских нормах при выполнении заданий.

Незнание оптимальной последовательности выполнения зада­ний по предметам.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.

Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Неосведомленность родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома.

Некоторые родители недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и им, наверняка следует изменить позицию и находить боль­ше времени для детей. Возможно, придется отказаться от привычного просмотра телепередач, меньше обращаться к любимым занятиям. Что ж, эти жертвы оправданы: ведь они ради будущего детей. А мы, педа­гоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся воору­жить вас практическими советами.

Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают

Если родители не помогают

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

•   на строчку, где допущена ошибка;

•   на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Подведение итогов коллективной работы.

Обсуждение ситуационной игры.

Учитель: Сейчас, уважаемые участники, каждая группа по­лучит вариант ситуаций. В течение 5 минут вы должны ознакомить­ся с ними и представить две короткие сценки, одна из которых пока­зывает - как не следует поступать в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации.­

Ситуация 1

«Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое- как». ,

Комментарий учителя: Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы пойме­те, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте опреде­ленную схему решений.

Ситуация 2

«У ребенка конфликт на почве учебы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу».

Комментарий учителя: У психологов есть понятие «тактиль­ный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормо­шите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения про­блем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присут­ствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обя­зательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности уча­стие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомле­ны в том, что происходит с ним в школе.

Ситуация 3

«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, со­чинения».

Комментарий учителя: Учите ребенка выражать мысли пись­менно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получа­ет, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Ситуация 4

«Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уро­ке, запускал бумажных голубей. А ведь столько времени накануне просидели за домашними заданиями вместе!».

Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении.

Общий вывод: нет правильных или неправильных решений в отношении сложностей в выполнении домашних заданий для ребенка. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

Учитель: Для того чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - выполнении домашнего задания - мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома - это получить за него «пя­терку», то мы явно не правы.

Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полу­ченному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И под­держать его в этой радости, научить его этому можете только вы, ро­дители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоцио­нальная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хо­рошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними спра­виться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участ­никам раздается их текст, либо просто озвучивается):

У родителей часто возникает вопрос о том, в каком порядке следует выполнять домашние задания: сначала устные, а потом письменные, начи­нать с легких или трудных? На это можно ответить, что единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчи­вости внимания, быстроте «вхождения» в работу, определенных пристрасти­ях. И все же некоторые советы есть. Учащимся 1-4 классов, тем, у кого воз­можности продолжительной сосредоточенной работы пока невелики, мы ре­комендуем начинать приготовление уроков с письменных заданий. И вот по­чему. Наши наблюдения показывают, что ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо. Выполнение пись­менных заданий требует определенной малопривычной позы, а мышцы кисти рук испытывают при этом значительное напряжение.

В выходные дни надо постараться, чтобы ребенок был свободен от уроков, чтобы это был день настоящего отдыха. Известно, что большинство школьников хронически недосыпает, поэтому в эти дни, во-первых, ребенку необходимо хорошо выспаться, по возможности побольше побыть на возду­хе. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную неделю. А если без учебных занятий совсем не обойтись, то постарайтесь, чтобы это были такие занятия, выполнение которых не только необходимо, но и интересно. Ведь прогуливаясь вместе с родителями парке, ребенок может даже больше узнать или лучше закрепить полученные на уроке знания. Здо­ровья и успехов вам, дорогие дети и родители!

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При уста­новке часа начала занятий необходимо определить разумное соотно­шение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанно­сти, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необхо­димые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для работы). Если нет возможности выделить постоян­ное место, то в определенный час должно быть, безусловно, выделено, освобождено место для занятий.'

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем доль­ше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который сис­тематически начинает работу без промедления, период «втягива­ния» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источ­ником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательно­стью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Памятка

«Хотите, чтобы ваш ребенок

ХОДИЛ   В   ШКОЛУ   С   УДОВОЛЬСТВИЕМ?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Рефлексия

Родители друг другу высказывают свои пожелания.


Список использованной литературы:

1.Государственный образовательный стандарт от 23 августа 2012 г.

2.Закон Республики Казахстан «Об Образовании» 27 июня 2007 г.

3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.

4.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

5.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/priyomy-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-chteniya-v-nachalnyh

6.http://www.openclass.ru/node/118806

7. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1987.

6.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988

8.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб. -метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.

9.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. - №5. – С. 99-101.

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15

11.Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с.

12. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщение опыта.

Автор: Силина Ольга Николаевна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Обобщение опыта Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_tema_razvitie_umstvennykh_sposobnostei_u_detei_doshkolnogo_vo"
    ["file_id"] => string(6) "482305"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540654765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "«Применение эффективных методов и приемов в учебном и воспитательном процессе » (обобщение  опыта). "
    ["seo_title"] => string(110) "primienieniie-effiektivnykh-mietodov-i-priiemov-v-uchiebnom-i-vospitatiel-nom-protsiessie-obobshchieniie-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "169197"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423385399"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обобщение опыта работы музыкального руководителя"
    ["seo_title"] => string(56) "obobshchieniie_opyta_raboty_muzykal_nogho_rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "346220"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474962078"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Результаты обобщения опыта мастер-класса по косметологии 'Уход за зрелой кожей' "
    ["seo_title"] => string(90) "riezul-taty-obobshchieniia-opyta-mastier-klassa-po-kosmietologhii-ukhod-za-zrieloi-kozhiei"
    ["file_id"] => string(6) "101253"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402411865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства