Просмотр содержимого документа
««Обобщение опыта деятельности учителя в качестве классного руководителя»»
«Обобщение опыта деятельности учителя в качестве классного руководителя» Ворониной Дианы Ташбулатовны
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка Оренбургской области»
.
Система воспитательной работы классного руководителя Ворониной Дианой Ташбулатовны строится на основе технологии нравственно-этического воспитания детей доктора педагогических наук Н.Е.Щурковой и методики И.П.Иванова. Основная деятельность классного руководителя направлена на максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Для реализации этих задач педагог строит свою деятельность поэтапно.
Первый этап – диагностирование: составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива, проведение социометрии и диагностики уровня воспитанности, что позволяют выявить проблемы, как всего классного коллектива, так и каждого члена в отдельности.
Второй этап – постановка целей и задач воспитания, при которых педагог учитывает проблему школы и результаты проведенных диагностик воспитанников.
Третий этап – планирование, подбор методов и средств реализации поставленных задач. При подборе методов и средств учитываются особенности классного коллектива и каждого ребенка. Сложилась система проведения классной и внеклассной работы по следующему алгоритму: от незначительной меры воздействия с целью формирования определенных умений и навыков воспитанности до ключевого мероприятия – КТД (коллективное творческое дело). У классного руководителя существует и определенная система проведения классных часов:
на 1 неделе проводится классный час по обсуждению плана работы на месяц, в котором принимают участие органы классного самоуправления;
на 2 неделе – это тематический классный час, который организуют и проводят учащиеся совместно с родителями;
на 3 неделе – организация и проведение КТД, участие в школьных делах;
на 4 неделе – встреча с интересными людьми города, посещение культурных центров, досуговые мероприятия.
Четвертый этап – анализ деятельности, в котором принимают участие и учащиеся, и педагог, и родители.
Работая по данной системе, классным руководителем Ворониной Дианой Ташбулатовной было выявлено, что основной проблемой воспитанности учащихся является их низкий уровень культуры. В связи с чем педагогом была разработана модифицированная программа воспитания «Воспитание человека культуры». Программа разработана на основе технологии нравственно-этического воспитания детей Н.Е.Щурковой. Результаты работы по данной программе – повышение уровня воспитанности учащихся:
Система ученического самоуправления строится классным руководителем по образцу работы школьного самоуправления: коллектив делится на сектора, в которых есть ответственные за порученное дело. Распределяя поручения в классе, классный руководитель дает предпочтение добровольному выбору ребенком вида деятельности.
Диана Ташбулатовна постоянно контролирует выполнение общественных поручений и поощряет инициативу, самостоятельность и желание выполнять общественное поручение (вручение грамот, дипломов, сюрпризов, занесение фамилий в почетную книгу класса).
Высшим органом самоуправления класса является классная администрация, которая постоянно меняется. Каждый учащийся учится руководить. Руководители ответственны за работу следующих направлений: учебное, спортивное, творческое, экологическое, экономическое, информационное.
Достижением классного самоуправления коллектива под руководством Ворониной Д.Т. является связь с межведомственными организациями в социуме:
классный коллектив совместно с библиотекой №2 проводит мероприятия для детей подшефного детского сада №37;
оказывает помощь в благоустройстве ДОУ, в проведении социальных акций и операций «Кормушка», «Вторая жизнь книге», «Помоги ближнему», «Дерево, посаженное тобой»;
посещает домовой клуб «Орленок», в котором проводятся различные конкурсы, выставки, соревнования.
Ребята ведут тимуровскую работу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн, участвуют в природоохранных акциях по очистке реки «Разбойка» и пришкольного участка, что помогает помощью в решении проблем местного социума.
Модифицированная программа «Воспитание человека культуры» предусматривает диагностику не только учащихся, но и их родителей, которая позволяет выявить:
степень удовлетворенности родителями воспитательным процессом класса и работой классного руководителя;
возможности родителей для оказания помощи в воспитании их детей,
возможности родителей в совместной деятельности по вопросам ведения здорового образа жизни,
актуальные проблемы семейного воспитания.
Сотрудничество классного руководителя и родителей проходит по различным направлениям деятельности:
помощь в формировании, воспитании детского коллектива (индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, встреча в семье с ребенком);
помощь в организации и проведении классных часов, праздников, творческих дел, спортивных мероприятий;
помощь в благоустройстве школы, класса;
помощь в укреплении материально-технической базы школы.
Основной акцент по взаимодействию с родителями Воронина Д.Т. делает на расширение контактов с ними в работе, связанной с пропагандой здорового образа жизни и укреплением здоровья их детей.
Результаты диагностики психологического климата в классе показывают, что отношения между членами коллектива, девочками и мальчиками доброжелательные. Учащимся присуще отзывчивость, внимательность друг к другу, взаимовыручка и поддержка, по данным социометрии – в коллективе нет отверженных и изолированных ребят, лидерский состав класса положителен. По результатам анкетирования отмечается у учащихся класса положительная мотивация к школе:
Обобщение опыта Ворониной Дианы Ташбулатовны в качестве классного руководителя:
выступления на заседаниях школьного методического объединения начальных классов с рекомендациями и предложениями по организации классного руководства на 1 ступени образования (в качестве руководителя ШМО);
«Формы внеклассной работы с младшими школьниками» - обмен опытом на городском методическом объединении классных руководителей
создание авторской программы «Здоровье и ЗОЖ» школьного оздоровительного лагеря
исследовательская работа по выявлению одаренных детей в начальной школе к педагогическому совету «Одаренные дети – будущее России»
выступление на педагогическом совете «XXI век: проблемы, пути решения (психологизация воспитательного процесса)»
методическая разработка «Связь школы и родителей по вопросам здорового образа жизни»
участие в работе школьного семинара «Активные формы обучения и воспитания»