Обобщение опыта работы по теме: "Информационные технологии в работе учителя начальных классов"
Обобщение опыта работы по теме: "Информационные технологии в работе учителя начальных классов"
Использование ИКТ прочно вошло во все сферы жизнедеятельности, не обошло стороной и образование.
Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс должно стать одним из направлений работы каждого учителя.
Использование ИКТ, помогают сделать образовательный процесс более эффективным, осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, добиться высокой степени его дифференциации.
Данное направление работы является приоритетным по обеспечению современного качества образования.
Учителя начальных классов нашей школы считают, что использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные возможности, так как позволяет применять совершенно новую методику обучения на школьном уроке, во внеурочной деятельности, ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм.
Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, повторить трудные для понимания моменты, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным участником учебной деятельности.
В реферате собран материал по данному направлению и намечены перспективы дальнейшей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Информационные технологии в работе учителя начальных классов" »
Применение новых информационных технологийдля совершенствования процесса обучения в начальной школеЛитвиненко О.П., г. Снежногорск
План работы над темой самообразования
Этапы
Содержание работы
Диагностический
Форма представления
2011-2012уч.г.
анализ затруднений;
постановка проблемы;
изучение литературы по проблеме и имеющего опыта
2. Прогностический
2011-2012уч.г.
определение цели и задач работы над темой;
разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
прогнозирование результатов
собеседование
выступление
с руководителем МО, зам. директора по УВР
на заседании МО
План работы над темой самообразования
3. Практический
2012-2013уч.г.
внедрение передового
формирование методического комплекса
отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
корректировка работы
4. Обобщающий
открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на семинарах, конференциях,
2013-2014уч.г.
подведение итогов
оформление результатов работы над темой
представление материалов
Использование ресурсов Интернет (слайд 12,13,14)
открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на семинарах, конференциях, публикации
Использование ресурсов Интернет (слайд 12,13,14)
План работы над темой самообразования
5. Внедряющий
использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
распространение опыта
реферат, индивидуальный творческий проект
публикации
Использование ресурсов Интернет (слайд 12,13,14)
Актуальность работы:
за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз;
76% уч-ся знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении;
будущему учителю нового тысячелетия необходимо обладать не только определенным объемом знаний, но и умением решать проблемы сегодняшней жизни
Гипотеза:
Информационные технологии дадут уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю
По мере развития педагогической науки, совершенствовались методы и формы преподавания
Основные принципы новой информационной технологии:
интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач
Требования к современным информационным технологиям:
обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
иметь регулярный характер
Проблемы:
как построить учебный процесс с применением компьютера;
какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием ПК;
как и какими средствами осуществлять контроль знаний;
какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач
Цели и задачи:
создать оптимальные условия для индивидуализации учебных действий младших школьников;
увеличить долю самостоятельности участия каждого ученика в учебном процессе;
обеспечить его более свободную ориентировку в информационных источниках
поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся, навыки исследовательской деятельности
мультимедийный
система опроса
Направления работы:
образовательные программы
создание дидактического материала
интерактивная доска
технологию подготовки презентации при помощи программы
технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации
Технологии и программы MS Office:
электронные таблицы
использование обучающих программ на CD
текстовый редактор
Использование ресурсов сети Интернет
общаться на профессиональные темы, участвовать в форумах, обсуждениях
искать информацию с помощью поисковых систем
использовать коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Использование ресурсов сети Интернет
участвовать в конкурсах и других сетевых мероприятиях
использовать отдельные сетевые сервисы Web 2.0 на уроках и при подготовке к ним
распространять свой педагогический опыт в сети Интернет
Использование ресурсов сети Интернет
использовать дистанционные формы работы с родителями
использовать дистанционные формы обучения в работе со своими учениками
организовать участие своих учеников в конкурсах и других сетевых мероприятиях или участвовать вместе с учениками
Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества
Работа на выполнение социального заказа общества
Выводы:
В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.
Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый преподаватель обязан работать во благо развития учащегося.
Источники информации:
Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии № 4, 1997.