Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку"»
Школьникова Т.Ю., учитель нач.классов
Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку
Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом веду в двух направлениях:
формирование умений анализировать готовый текст;
обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).
Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.
Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Обучение изложению начинаю с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Требования к изложению:
самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.
Для проведения последующей работы над ошибками анализирую изложения и классифицирую их с учётом:
точности и последовательности передачи содержания текста;
ошибок в построении предложений;
неправильного употребления слов;
наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
Работу над ошибками в изложении провожу на следующем уроке. Начинаю со сравнения написанных учащимися изложений с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разбираю орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
понять и раскрыть тему сочинения;
подчинить своё сочинение определённой мысли;
собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
определить границы сочинения;
составить план и писать по плану;
создать текст и записать его;
использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Работу над ошибками в сочинении провожу на следующем уроке и включаю следующее:
зачитывание лучших сочинений;
коллективный анализ сочинений:
-содержания;
-построения целого текста и связи его частей;
-построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
-порядка слов в предложении;
-связи между словами в предложении;
-употребление отдельных слов и выражений;
-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);
-индивидуальная работа над ошибками.
У учащихся на партах всегда есть памятка, помогающая понять допущенные ошибки и правильно их исправить.
Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.
Условное обозначение
ошибки
Ошибка
Способ исправления
Ф
Фактическая ошибка
Исправить
V
Пропуск важного слова или предложения.
Вставить пропущенное слово или предложение.
Z
Не выделен абзац
Начать с красной строки.
(.)
Нет точки в конце предложения
Поставить точку в конце предложения.
1,2,3, …
Неудачный порядок слов.
Изменить порядок слов.
Н
Неудачное слово или предложение.
Заменить другим словом или составить другое предложение.
П
Повтор
Заменить или исключить повторяющееся слово
( )
Лишнее
Убрать лишнее
Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.