Просмотр содержимого документа
«Обновление содержания в образовании»
Ерёмина Инна Викторовна Портфолио учителя Раздел С
ЧУ ЦПМ г. Астана «Эффективное обучение»
Рефлексия и развитие
В современном обществе меняются приоритеты образования. Эффективный урок – это не передача знаний в учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Школе необходимо готовить своих учеников к жизни, развивая у них качества: мобильность, конструктивность, независимость, самомотивированность, увлечённость, уверенность. Сегодня учитель должен быть активным участником учебного процесса, а не источником знаний. Задача каждого педагога - привлечь каждого ребёнка в процесс обучения, выслушать его, сделать его своим помощником, посмотреть глазами ученика на его проблему. Современный учитель постоянно должен совершенствоваться и расти, тогда его учащиеся будут уверенными, успешными и востребованными в современном обществе.
Чтобы достичь эффективности, учитель должен дать возможность учащимся самостоятельно находить пути, решения к поставленной цели.
Эти изменения коснулись и учебно-воспитательного процесса преподавания в начальной школе:
- на смену авторитарному стилю приходит учебное сотрудничество;
- парные и групповые формы работы доминируют над индивидуальными;
- учащиеся и учитель всё время ставятся в ситуацию выбора в процессе обучения.
Таким образом, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. Пришло время, переосмыслить традиционные подходы в преподавании, на совершенно новые методы, с запросами времени.
В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Неслучайно на данных курсах мы изучили и начали внедрять на практике новые подходы в преподавании и обучении. Повысить мотивацию учащихся, вызвать истинное желание учиться, чтобы учеба приносила радость новых открытий – вот цель, которую я поставила себе! Этому способствует реализация семи модулей Программы.
Обучаясь на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Эффективное обучение», я обратила внимание, на то, что «стержневой» фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является «учитель» [1, 104]. На данных курсах изучила конструктивистскую теорию, которая показывает, что знания, приобретенные посредством «традиционной» методики, основанной, на трансляции готовых знаний, не могут быть правильно интегрированы с имеющейся базой знаний. Учитывая все эти факторы, я запланировала серию последовательных уроков.
Это планирование позволило мне, интегрировать семь модулей Программы в практику преподавания, тем самым развить в учащихся ответственность за своё обучение, и умение критически мыслить. Раньше я работала по традиционной методике, где учащиеся работали индивидуально или редко в парах. Ученики на моих уроках были пассивными участниками, в основном говорила я, демонстрировала наглядность, а учащиеся только слушали. На уроках чаще всего отвечали ученики уровня «А», а ученики уровня «С» просто отсиживались, или же выполняли задания по карточкам. Вопросы я задавала только «низкого» порядка, потому что на вопросы «высокого» порядка ученикам сложно было отвечать, т.к. у учащихся не развита речь, они не могли правильно аргументировать свои ответы. Часто ученики «С» нарушали дисциплину в классе, так как они не были вовлечены в процесс обучения, от участия которых, зависит результат.
Я пришла к выводу, чтобы урок был эффективным, нужно в начале каждого урока создать коллаборативную среду. Раньше не заостряла особого внимания на этом моменте, мне казалось, что это не столь важно, и боялась, что мне не хватит времени для объяснения нового материала. Для создания коллаборативной среды использовала следующие стратегии: «Круг пожеланий», «Круг радости», проводила разминки. Анализируя проведённые уроки, я увидела, что это очень важный этап, учащиеся стали более открытыми, они не боялись высказывать своё мнение, стали уверенными, повысился интерес к математике. Иногда, давала учащимся задания, чтобы они сами придумывали разминки на начало урока, ученикам это очень нравилось и это в какой-то мере сближало нас.
Переосмыслив свою прежнюю работу, я поняла, что мне нужно изменить формы и методы в преподавании, для того чтобы увидеть динамику изменения урока. Внедрение данной программы на своих уроках начала с того, что вместе с учащимися разработали правила работы группы и на протяжении всей серии последовательных уроков, учащиеся старались их соблюдать, у каждого ученика была своя роль в группе. Уже с первых минут учащиеся почувствовали себя главными участниками процесса обучения, от участия которых, зависит результат. Раньше на уроках использовала только парную работу, т.к. считала, что групповая работа нарушит дисциплину. Теперь знаю, что «взаимодействие в группе» играет важную роль. Когда учащиеся в парах или группах, они вовлечены в процесс во взаимодействие друг с другом.
Проанализировав процесс выполнения заданий в группах, можно сделать следующие выводы: ученики не всегда слушают друг друга, а ведь это один из главных принципов критического мышления. Учащиеся старались ответить быстрее, перебивали друг друга, поэтому для развития критического мышления в своей практике поставила перед собой такие задачи как: научить учащихся выделять главное, аргументировать свои ответы. Групповая работа даёт свои результаты: работая совместно, взаимообучая друг друга, учащиеся делятся своим мнением, разрабатывают стратегии выполнения задания, делают выводы, демонстрируют свои лидерские качества.
Критическое мышление может помочь вовлечь учащихся в активное сознательное обучение. Разные стратегии данного модуля вырабатывают у учащихся умения использовать предыдущие знания при изучении нового материала, выделять главное и второстепенное в полученной информации, систематизировать новый материал, доказывать свою точку зрения, заострять внимание на том, какая информация получена на уроке, а какую предстоит добыть самому, оценивать свои знания.
Групповая работа, позволит лучше воспринять речь учителя. Учащиеся без ошибок выполнили 70% инструкций, которые были озвучены мною. Думаю, если бы такую работу ученики выполняли индивидуально, процент правильного выполнения работы, был бы значительно меньше.
Традиционная система оценивания сегодня не стала устраивать ни учеников, ни их родителей, а значит и нас учителей. Использование пятибалльной системы оценивания не отражает объективно-учебные достижения учеников, тем самым снижает внутреннюю мотивацию ученика, приводит к негативному отношению к школе и учителям.
С целью развития оценочных навыков учеников на серии уроков были запланированы стратегии самооценивания и взаимооценивания «Большой палец», «Лестница успеха», «Смайлики», «Светофор», «Поднятая рука», «Проверь соседа», таблица ЗХУ, оценивание по критериям и др.
Далее я столкнулась с тем, что некоторые ученики были необъективными при оценивании друг друга. Считаю, это связано с тем, что они хотят выглядеть лучше на фоне других одноклассников или это связано с непониманием учениками критериев оценивания.
На первых уроках я предложила критерии оценивания, разработанные мною, но поняла, что они не всегда понятны детям. Поэтому пришла к выводу, что на следующих уроках критерии оценивания работ нужно разрабатывать совместно с учащимися.
Внедряя на уроках формативное оценивание, я прослеживала у учеников интерес к оцениванию, как самого себя, так и своих одноклассников, т.к. учителя не являются единственными оценивающими лицами. Когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны также активно участвовать в данном процессе.
По окончании проведения серии последовательных уроков заметила, что формативное оценивание способствует развитию самoрегуляции, повышению интереса к предмету. Оценивание для обучения является рефлексией каждого этапа урока, которая позволяет сконцентрировать внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, устанавливает сильные и слабые стороны ребёнка [1, 152]. Также оценивание повышает мотивацию к oбучению. Такое оценивание мотивирует учащихся на активное обучение на уроках. Возможность оценивать себя, своего одноклассника, позволяет учащимся участвовать в управлении учебным процессом. Это повышает самооценку ученика, мотивирует его на активную результативную работу на уроке, дает возможность сравнить свои знания и знания одноклассников.
Внедрение модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и учении» способствовало повышению качества обучения и повышению мотивации учащихся, через демонстрацию видеороликов, презентаций является наглядным пособием для сознания визуального понимания материала. Таким образом, ИКТ является значимым помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащихся научных понятий [1, 170].
Трудности, с которыми столкнулась при проведении серии последовательных уроков:
нехватка времени на первых уроках, т.к. не учла низкий уровень работоспособности первоклассников.
групповая работа не всегда была продуктивна, т.к. редко проговаривала правила работы в группах. Задания творческого характера не всегда были выполнены правильно, т.к. для учащихся задания такого плана новые и не использовались ранее.
Мои первоклассники научились:
работать в группе и паре;
взаимодействовать в группе, т.к. только при взаимодействии друг с другом будет качественное усвоение учебного материала;
участвовать в диалоге, развивая при этом мышление;
самостоятельно добывать знания;
оценивать свои знания и знания своих одноклассников.
При проведении серии уроков по внедрению семи модулей Программы:
научилась слышать и слушать «голос ученика»,
формативно оценивать работы учащихся;
направлять учащихся к тому, «чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно», тем самым выступая в роли «рефлективного агента», отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его обучения с помощью «установления подмостков» [1, 152, 125].
А также поняла, насколько может быть продуктивным процесс обучения, используя новые методы и формы работы, которые нам предлагает Программа «Эффективное обучение». Мы должны сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться и становления их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях [1, 102].
Таким образом, данный опыт убедил, в необходимости развиваться в дальнейшем, применяя полученные теоретические основы Программы.
При проведении серии последовательных уроков встречались как трудности, так и положительные моменты. Для себя, считаю, что в своей практике смогу видеть и прогнозировать ситуацию успеха. А также очень важно после каждого урока делать анализ своих уроков, прослеживать свои недочеты и успехи. Поработать над культурой поведения при выступлении моих учеников. Учить выдержке и взаимоуважению друг к другу.
В своей практике продолжу при планировании уроков:
особое внимание уделять созданию коллаборативной среды. Для того, чтобы урок был хорошо усвоен, ученик должен чувствовать себя комфортно, т.е. необходимо создать доброжелательный психологический климат.
подбирать задания для групповой, парной работы с учетом возрастных особенностей каждого ученика;
использовать вопросы высокого порядка
вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
формировать у детей навыки ответственности за собственное обучение;
продумать стратегии для развития речевых навыков;
с помощью формативного оценивания определять степень понимания учащихся.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что данные изменения, которые произошли со мной в течение обучения, окажут значительное влияние на мою последующую практику преподавания.
Использованная литература:
Руководство учителя. «Эффективное обучение». АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016