Преимущества обновленного содержания образования в практике преподавания в начальных классах
Преимущества обновленного содержания образования в практике преподавания в начальных классах
статья о преимуществах обновления содержания образования именно в начальных классах. Раскрываются ключевые моменты обновленного содержания и их связь с начальной школой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преимущества обновленного содержания образования в практике преподавания в начальных классах»
Аннотация к статье «Преимущества обновленного содержания образования в практике преподавания в начальных классах»
Данная статья направлена на то, чтобы показать положительные стороны обновления образования именно в начальных классах. Начальное звено является ключевым моментом дальнейшего образования, и начинать изменения необходимо с первых шагов в школе. В статье раскрываются ключевые моменты обновленного содержания, и раскрывается связь с начальной школой.
Преимущества обновленного содержания образования в практике преподавания в начальных классах.
Сокращение объема домашнего задания
Пятидневная учебная неделя
Активные формы обучения, диалоговое обучение.
Критериальное оценивание
Обновленное содержание образование
Трехязычие
Сквозные темы
Изменение содержания учебного материала (больше научных знаний)
Спиралеобразность
Содружество учителя и родителей
Во все времена школа была отражением общественного строя, показателем тенденции его развития. И в свою очередь какие-либо изменения в обществе прямо или косвенно отражаются на образовании. Школа, как социальный институт выполняет запросы общества, государства. Начальный возраст обучения важный этап в жизни любого школьника, это база будущих знаний. В этот период обучения происходит активизация познавательных процессов, формирование навыков учебной деятельности ребенка, способностей к самостоятельному приобретению знаний и их применения в повседневной жизни. В начальной школе продолжают развиваться коммуникативные умения детей. Дети учатся вести диалог, высказывать свое мнение, аргументировать доводы. Идет становление личности ребенка, выявление и развитие его способностей. В связи со стремительным развитием интеллектуальных способностей в данном возрасте, возрастает и ответственность на начальный период обучения.
В основе обновленного содержания образования лежит концепция, согласно которой приоритет отдается не общему количеству знаний, а функциональной грамотности. Умению применения полученных знаний на практике.
Отличительные особенности обновления содержания образования и его положительное влияние на практику преподавания в начальных классах:
Принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений по мере перехода учащихся из класса в класс. Такая «спираль» позволяет добиваться хорошего усвоения знаний и развития навыков. На этапе начальной школы это особенно важно. Многие темы ребенок, в силу своих возрастных особенностей и малого багажа жизненного опыта, охватить не может. Спиралеобразная подача материала, позволяет преподавать материал от простого к сложному постепенно, по мере взросления ребенка и овладению навыками учиться.
Наличие «сквозных тем» в одной образовательной области и в межпредметных связях позволяет более детально изучить тему.
Приоритетным становятся цели обучения, основанные на формировании мыслительных навыков учащихся от элементарного (знание, понимание, применение) до высокого уровня (анализ, синтез, оценка). Что позволяет уйти от «шаблонного» мышления в пользу «критического». Эта проблема решается при применении в практике технологии критического мышления.
Критическое мвышление – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формированием выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Развитие критического мышления позволяет ребенку самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, преобразовывать (синтезировать) в соответствии с целями, опираясь на собственный опыт, что в конечном итоге, позволяет ученикам выработать собственное суждение.
Особое значение в обновленной программе приобретает понятие «критериальное оценивание». При котором, оценивание происходит по определенным критериям, что позволяет учащимся самостоятельно оценить свою работу. Знать на каком этапе возникли затруднения.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах, а учителю они должны показать педагогическую эффективность примененного им метода обучения.
Поэтапный переход на трехязычие (отдельные предметы естественнонаучного цикла будут преподаваться на английском языке). Это позволит школьникам изучать иностранные языки на практике, что позволит развить лингвистическую компетентность учащихся для развития эффективной коммуникации и продолжения обучения в учебных заведениях международного уровня.
Пятидневная учебная неделя и сокращение объема домашнего задания позволяет снизить нагрузку учащихся путем рационального распределения учебного материала, а также применение здоровьесберегающих технологий. Что благоприятно скажется на здоровье детей и освобождения времени на дополнительное образование, спортивные секции.
Вместе с изменениями в преподавании и обучении происходят изменения и во взаимоотношениях учителя и учеников. Большую значимость принимают активные формы работы.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, умению работать в коллективе (коммуникативные навыки), развивают самоорганизацию. При такой форме работы все учащиеся вовлечены в работу. При этом развивается критическое мышление, дети учатся решать поставленные задачи, выслушивать мнения других и принимать решения.
Одним из ключевых моментов обновленного содержания в начальных классах является диалоговая форма обучения. Это речевое взаимодействие в условиях учебной ситуации, в результате чего происходит обмен информацией между его участниками. Диалог на уроке определен целями урока, но может меняться в зависимости от обстоятельств. Информационное взаимодействие идет между учителем и учеником, или между самими учениками. В обучении младших школьников диалог является одним из главных форм обучения. Мышление ребенка данного возраста неразрывно связано с его речью. При помощи диалога ребенок выражает свои мысли, демонстрируя знания, выслушивает мнения одноклассников, делает выводы. Диалог позволяет включить в работу даже самого тихого и неуверенного ученика, а учителю дает возможность проследить знания учащихся. Также при помощи диалога можно проследить мыслительный процесс ребенка, а также выявить на каком этапе возникли затруднения. Благодаря диалоговому обучению идет развитие речевых и коммуникативных навыков у младших школьников, что очень важно для дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, коммуникативные дети быстрее продвигаются в образовании.
Диалог способствует развитию словарного запаса младших школьников, а чем больше словарный запас, тем выше степень понимания и восприятия изучаемого материала. Более успешные дети в обучении в первом классе те, которые на момент прихода в школу уже имели хорошо развитую речь. Могли составлять предложения на заданную тему или по картинке, объяснить свои действия анализировать действия одноклассников. И наоборот, дети, у которых слабо развита речь, имеются какие-либо логопедические дефекты, занимают более пассивную роль в классе. Большинство из таких детей затрудняются отвечать на поставленные вопросы, более нерешительны и менее активны при работе в группах.
Содружество учителя и родителей. Конструктивное взаимодействие учителя и родителей осуществляется на основе обратной связи при критериальном оценивании и внедрения электронного журнала. Родитель ежедневно прослеживает успехи, и неудачи своего ребенка на каждом этапе обучения и вовремя может оказать помощь. Роль родителя в образовании детей очень велика, а совместная работа с учителем позволяет этот процесс сделать более эффективным и продуктивным.
Обновление системы образования вызвано самим временем. В мире новых технологий идет запрос на конкурентноспособных специалистов, умеющих нестандартно мыслить и принимать объективные решения. Для этого и возникла потребность изменить подходы в образовании, которые позволят научить учащихся самостоятельно добывать знания и эффективно применять их на практике. Формировать интерес к познанию и мотивировать человека на образование на протяжении всей жизни.