Просмотр содержимого документа
«НОТ школьника для учащихся 1-4 классов »
НОТ школьника по предмету «Познание мира»
1. Как работать по познанию мира:
Ежедневно в одно и то же время наблюдайте за погодой !
(облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра). Результаты отмечай в «дневнике наблюдений».
Следи за изменениями в жизни растений и животных (в парках,
садах).
Проведи наблюдение за трудовой деятельностью человека.
В конце месяца подсчитай, сколько было ясных, сколько пасмурных дней.
Итоги записывай в «дневник наблюдений».
2. Правила взаимопомощи:
Помогай тому, кто сам трудится.
Помогай другому и тогда, когда тебе самому приходится трудно.
Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности,
Взялся помогать - не подведи, доведи дело до конца.
Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
Помогай одному - думай об успехе всего коллектива.
Тебе помогают, помогай и ты, чем можешь.
3.План характеристики времени года:
Изменения в неживой природе:
• как солнце греет землю;
• почва, водоемы;
• воздух, ветер, осадки.
Изменения в живой природе.
• изменения в жизни растений;
• животных;
• насекомых.
4.Порядок изучения растений:
• Как называется растение?
• Дерево - это, кустарник или травянистое растение?
• Определи и назови части растения.
• Какие листья у растения, какие цветы, плоды?
• Попытайся определить, как располагаются семена у растения?
• Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в водоеме, на озере?
• Как это растение использует человек?
5.План характеристики полезных ископаемых.
• Название.
• Состав.
• Свойства: цвет, блеск, твердость, сыпучесть, хрупкость, вязкость, тяжелее или легче воды, горючесть.
• Места добычи.
• Использование в народном хозяйстве.
6.План характеристики природной зоны.
• Расположение.
• Климат - продолжительность зимы и лета, средняя температура зимы и лета, осадки, ветер.
• Растения.
• Животные.
• Занятия населения.
7.Как нужно готовить задание по познанию мира:
Вспомни, не открывая учебник, о чем ты узнал на предыдущем уроке:
• о чем рассказывал учитель?
• какие ставили опыты?
• какие рассматривали таблицы, картины, карты?
Прочитай текст учебника.
Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
Подготовься отвечать по теме урока:
• продумай план ответа;
• расскажи материал по этому плану,
• сделай выводы по своему ответу;
• открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов в учебнике проверь, как ты усвоил материал.
Выполни задания учебника.
8. Как наблюдать в природе
Найди предмет для наблюдения тот, что указал учитель, или выбери его сам.
Рассмотри сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, общую форму, преобладающую окраску.
Наметь для рассматривания отдельные части, детали предмета. Внимательно рассматривай каждую часть. Старайся запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету каждой намеченной части.
В ходе наблюдений не причиняй вред предметам природы. Помни всегда, что природа нам дарит здоровье, создает вокруг нас красоту, она кормит и поит нас, и каждый из нас должен быть ее защитником.
По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки в «Дневнике наблюдений». Если запись или рисунок получаются неточными, повтори еще раз наблюдение.
Экологическое воспитание школьников
9. Памятка для учащихся по правилам поведения на природе.
Не ломай ветки деревьев и кустарников!
Растение - живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.
«Из воздуха» с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению питательные вещества.
Не повреждай кору деревьев!
Известно, что нередко ребята вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут под кору проникнуть микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевание и даже гибель дерева).
Не собирай березовый сок!
Помни, что это вредит дереву. Когда речь идет о березовом соке, вспоминаются банки с ним, которые продаются в магазинах. Значит, можно его собирать? Нет в парках, пригородных лесах самовольный сбор запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется она по правилам, с помощью специальных приспособлений, так, чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней.
Не рви на лугу, в лесу цветов!
Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали не только редкие растения (сегодня многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то самые обычные, даже массовые виды, такие, как ландыш.
Для букетов люди специально выращивают цветы в садах, на клумбах, в оранжереях. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых
в нашей местности много. Часть растений обязательно нужно оставлять в природе. Лекарственные растения - целебное природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плющ и др.), поэтому надо заготавливать те растения, которые многочисленны (птичья гречишка, пастушья сумка, тысячелистник и др.), но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор трав должен проводиться под руководством учителя, а еще лучше медицинского работника или работника аптеки.
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек!
Не сбивай грибы, даже несъедобные!
Помни, что грибы очень нужны в природе.
Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством (из учебника познания мира вы узнаете, что мухоморы служат лекарством для лосей). Грибы являются санитарами леса, они участвуют в размножении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор является одним из самых красивых наших грибов. Среди грибов есть и редкие, занесенные в Красную книгу, например гриб-баран.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Пауки - традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на названии, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти изящные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не разоряй гнезда шмелей!
Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причины этого - широкое, неизмеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны, уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении, выжигании сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен или просто ради забавы.
НОТ школьника по предмету «Русский язык»
Памятка 1
1. Работу начинай с работы над ошибками» Используй памятку кработе над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои пример на это правило!
3. Прочитай задание упражнения.
4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задание к нему.
5. Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Памятка 2
Правила списывания предложения или текста.
1. Прочитай предложение, текст.
2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
3. Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется каждое слово.
4. Списывай частями или целыми предложениями.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
Памятка 3
Порядок звуко-буквенного разбора слов.
1. Прочитай слово вслух.
2. Скажи, сколько в слове слогов.
3. Назови ударный слог.
4. Назови в слове гласные звуки: сначала, ударные, а потом безударные.
5. Назови в слове согласные звуки (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
6. Назови в слове все звуки и все буквы. Сколько их.
7. Скажи: так ли слово произносится, как пишется?
Памятка 4
Правила списывания.
1. Прочитай весь текст.
2. Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
3. Проговори предложение, не глядя в текст.
4. Прочитай еще раз и запомни написание слов.
5. Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
6. Прочитай, что написал.
7. Сравни с написанным в книге.
НОТ школьника по предмету «Литература»
Памятка 1
Памятка по чтению.
1. Посмотри, кто автор статьи.
2. Внимательно прочитай статью (рассказ).
3. Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
4. Подумай, какова основная мысль статьи.
5. Чему учит статья?
6. Ответь на вопросы в конце статьи.
7. Составь план.
8. Подготовь пересказ.
9. Назови действующих лиц.
10.Что ты узнал о герое прочитанного произведения?
Памятка 2
Как составить план рассказа.
1. Прочитать рассказ, наметить его части.
2. Разделить рассказ на части.
3. Прочитать первую часть, озаглавить ее.
4. Такую же работу проделать по другим частям.
5. Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, поможет ли он вспомнить содержание текста).
Памятка 3
Как подготовить пересказ текста.
1. Внимательно прочитай рассказ.
2. Представь одну или несколько картин прочитанного.
3. Пересказывай, заглядывая в книгу.
4. Проверь себя (перескажи весь рассказ, не заглядывая в книгу)
Памятка 4
Как разучивать скороговорку.
1) Прочитай скороговорку медленно.
2) Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3) Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется.
4) Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
5) Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.
6) Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
7) Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
Маша с Сашей
Шли за Глашей.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Стеша спешила.
Рубашку шила,
Да поспешила-Рукав не пришила.
Г. Аванесова
Играл Егорка с Игорьком
-Скатились с горки кувырком.
Гриша грыз коржик.
Орешки грыз Жоржик,
А Гарик - сухарик.
Моржи на море резвятся.
Л. Ульяницкая
Шапки Мишки шишки сшибли.
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.
Волки рыщут, пищу ищут.
Игровые упражнения
Анаграмма - обозначает слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.
Колос - сокол
Лето – тело
Газон – загон
Трос - сорт
Марка - рамка
Повар - право
Ракета – карета
Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно.
а) Сначала - нота,
потом - оленя украшение.
А вместе – место
Оживлённого движения, (дорога)
б) Первое слово - сочетание ряда движений в танце.
Второе - рыцарские доспехи.
В целом - помещения в больницах, санаториях.
Па+латы=палаты
в) Первая - масса тела, предмета.
Вторая — хвойное дерево.
Третья - гласная буква
Целое слово - радость, хорошее настроение
Вес+ель+е=веселье
г) Первое слово - группа певцов,
второе - насекомое
в целом — русская пляска с пением.
хор+овод=хоровод
Логогрифы - слова-загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв.
Метр+о=метро
Роза+г=гроза
Паркет – пакет
Победа – беда
Омонимы - слова, имеющие одинаковое написание и звучание, но различное значение. Соль - нота
- приправа для еды
Лапа - конечность у животного
- ветвь хвойного дерева
Лук - огородное растение
- старинное оружие для метания стрел.
Памятки для учащихся по исправлению ошибок
1. Большая буква, точка в конце предложения
а) Выпиши предложение правильно
б) Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Гласные и согласные звуки и буквы.
а) Выпиши слово, подчеркни в нём гласные (согласные) буквы.
б) Делай так: ребята, книга.
3. Слог
а) Раздели слово на слоги.
б) Делай так: у - че - ник
Запомни! Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
4. Звуковой анализ слова.
а) Выпиши слово. Укажи, сколько в нём слогов, гласных звуков, согласных звуков, букв, звуков.