МБОУ СОШ № 27 имени Э. А. Хиля города Смоленска
Творческий отчет
По теме: «Нестандартный урок как средство активизации познавательных интересов младших школьников»
Учитель начальных классов
Баранова Г.И.
Содержание
Введение
Глава 1. Теория
Социально-исторические предпосылки развития
познавательных интересов
Интерес - форма проявления познавательной потребности
личности
1.3 Особенности познавательного интереса
Роль познавательного интереса в педагогическом
процессе
Нестандартный урок в начальной школе
Глава 2. Система работы по активизации познавательных
интересов у младших школьников через нетрадиционную форму обучения
Цели и задачи использования нестандартных уроков.
Условия их применения в учебном процессе.
Компоненты работы над некоторыми формам
нестандартного урока в начальной школе.
Глава 3. Результативность работы.
Заключение
Литература
Введение.
Демократическое общество ставит своей целью создание условий для свободного развития своих граждан, поэтому и основные цели обучения связываются с всемерным развитием личности ребёнка, формированием познавательной активности, творческих способностей и нравственной ответственности воспитанников.
Содержание, формы и методы обучения, стиль работы учителя должны быть перестроены в соответствии с идеями гуманизации и демократизации общества. Об этом говорится в сборнике нормативных документов о Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Одним из направлений модернизации общего образования заключается в формировании ключевых компетенций -готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни доя решения практических задач.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».1
В школе я проработала 20 лет. Наблюдая за учащимися на уроках, обнаружила:
1.Большинство учащихся малоактивны, редко поднимают руку;
2. Отвечают и задают вопросы именно сильные ученики;
3. К вопросам учащихся не всегда побуждает
познавательный интерес.
Возникло предположение: с одной стороны, отсутствие вопросов - следствие мыслительной инертности, с другой стороны - привычный образ действий во всем следовать за учителем, не заглядывать вперед. Появилась задача исследования в области формирования познавательных интересов: попытаться сломить умственную инертность, преодолеть стереотипы, показать иные переходы к овладению знаниями. Пути решения этой задачи могли быть разными.
Глава 1. Теория.
1.1. Социально-исторические предпосылки развития познавательных интересов.
Познавательный интерес - феномен индивидуального сознания; психологическое состояние, выраженное в направленности интеллектуальной и духовной сферы человека, на достижение более полного и адекватного понимания окружающего его жизни и мира в целом.
Термин имеет два различающих по содержанию значения:
а) философское - постижение смысла жизни;
б) социально-прикладное - направленность
познавательной активности и влекомой ею учебной деятельности
на осмысление и разрешение проблем в различных областях
практической жизни2.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность. Чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его учения.
Важность и педагогическое значение активной познавательной деятельности учащегося можно понять, лишь попытавшись последовательно и с позиций самих обучающихся раскрыть сущность учения, как процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Освещение этого вопроса следует начать с характеристики социально- исторических предпосылок, которыми обусловлена необходимость познания как отражение
человеком природы и выяснение тех функций, которые выполняет познание в развитии общества в целом и каждого человека в отдельности.
В силу определённых органических причин, связанных со специфическими особенностями человеческого мозга, случилось так, что в борьбе за существование, люди, в отличие от животных, уже на самой ранней ступени своего развития не только приспосабливались к окружающим условиям, но и стремились к их познанию с тем, чтобы подчинить их своей власти. Отражая внешний мир, и все глубже постигая причины и следствия происходящих явлений, люди успешнее противостояли стихийным силам природы и улучшали условия своей жизни. Таким образом, необходимость познания природы с самого начала выступала как важнейшая потребность человека.
Познание человеком природы, а затем и общественных процессов органически вплеталось в его практическую трудовую деятельность. Общественная практика являлась важнейшим стимулом и критерием познания. Люди накапливали и углубляли свои наблюдения, сохраняли складывающийся опыт. Они не только обогащали свои представления о происходящих явлениях, но и постепенно познавали их сущность.
Если развитие общества происходит путём практического и теоретического познания неизвестного, то развитие отдельного человека в определённом смысле носит опосредованный характер и заключается в приобщении к уже познанному, в овладении уже известным. Процесс этот начинается уже в раннем детстве. Поэтому обучение подрастающего поколения выделялось в особую и весьма существенную общественную функцию, а общество, по мере развития науки и накопления знаний проявляет всё большую заботу об обучении и развитии детей.
О некотором сходстве учения с процессом научного познания писал психолог С. Л. Рубинштейн, отмечая, что каждый человек так или иначе самостоятельно открывает для себя мир: «Человек владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом»3.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»4,- писал Л.Н.Толстой. Поэтому учащиеся должны выходить за пределы имеющихся у них знаний, переживать ситуации познавательного затруднения, на основе сопоставления выделять более существенные и менее существенные признаки изучаемых явлений. Учитель создаёт лишь необходимые условия ддя возбуждения познавательной активности учащегося, овладение же знаниями происходит в той мере, в какой каждый из них проявляет мыслительную активность и стремление к познанию.
С точки зрения физиологии, процесс овладения знаниями представляет собой определённый и сложный вид условно-рефлекторной деятельности ученика, в результате которой у него формируются знания, и происходит умственное развитие. В этом смысле знание есть определённая форма временных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга под влиянием внешних воздействий и активной мыслительной деятельности познавающего субъекта. Эти «временные связи» на языке логики и психологии приобретают форму представлений, понятий, а также умений и навыков. Вопросы «что?», «почему?», побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса нужен материал (факты, примеры, наблюдения, представления) для анализа, сопоставления, т.е. мышления.
Если такого материала нет, мысль не возбуждается и возникшие вопросы остаются без ответа. Вот почему осмысление темы требует дальнейших демонстраций, направленных на решение познавательной задачи. Ученики, наблюдая и размышляя, осмысливают суть темы и решают поставленную задачу.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами... Самодеятельность - средство и одновременно результат образования»5, - писал А. Дистервег в книге «Руководство к образованию немецких учителей». Нужно вызвать у ученика положительное эмоциональное переживание, связанное со стремлением к познавательной деятельности.
В этом отношении большую роль играет прежде всего искусно созданное противоречие между знанием и незнанием, создание проблемной ситуации, с помощью которой можно эффективно управлять вниманием школьников и активизировать их познавательную деятельность.
1.2.Интерес - форма проявления познавательной потребности личности
По мнению Коджаспировой Г.М., интерес - «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности»6.
Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями.
По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре (М., 1982), интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в ней индивидов, социальных групп, классов».
Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость.
Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи: А.С. Айзикович, Г.И. Гак, М.И. Заозеров, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и другие.
Коренным вопросом категории интереса является единство в нем объективного и субъективного: интересы людей не продукт их воли и сознания, они обусловлены общественными отношениями.
Интерес - это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражение объективного мира,
совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта. (А.Г. Здравомыслов).
Как сложное и очень значимое доя человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
Избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
Проявление умственной и эмоциональной активности человека (СЛ. Рубинштейн);
Активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
Активное познавательное (В.Н. Мясищев, ВТ. Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру.
«Интерес можно назвать, - пишет М.В. Демин, - ведущим побудителем деятельности человека... Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем ее как бы изнутри».
Именно это позволило Н.А. Мечинской считать наличие интересов школьников показателем их общего развития.
Итак, интерес выступает как:
Избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;
Тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
Мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психологические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
______________________________
7 Демин М.В. Проблемы деятельности в теории личности, М., 1977, с.93-94.
Интересы младших школьников имеют свои особенности. Дидакт И.П. Поддасый выделяет следующие:
Недостаточно действенны, т.к. дети сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
Неустойчивы, так как ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки взрослого могут угаснуть и не возобновляться;
Малоосознаны, что проявляется в неумении ребенка назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
Слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько предметов, но объединенных по их внешним признакам;
Содержат в себе ориентировку ребенка чаще на результат работы, а не на способы достижения этого результата.
1.3. Особенности познавательного интереса
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразии, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.
Познавательный интерес, активизируя все психологические процессы человека, побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделение в предметной среде актуальных и значимых сторон ддя их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Познавательный интерес способен обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогические кадры.
Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он имеет сложнейшую структуру, которую составляют
как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Щукина Г.И. выделяет следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
Любопытство
Любознательность
Познавательный интерес
Теоретический интерес
Любопытство - стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенность деятельностью. Эту стадию Н.Ф. Добрынин назвал значимостью действия, когда встречаемые трудности заставляют человека искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. «Творчески желанный, радостный труд в годы детства, - писал В.А. Сухомлинский, - это и горючее и чистый воздух, без которого не угасает огонек любознательности».
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, избирательной
направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В реальном процессе ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи.
1.4. Роль познавательного интереса в педагогическом процессе
Познавательный интерес играет важнейшую роль в познавательном процессе, проявляясь в разнообразных модификациях.
По мнению Щукиной Г.И. можно выделить несколько аспектов:
Познавательный интерес как средство обучения;
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
Познавательный интерес как устойчивое качество личности.
Остановимся на каждом аспекте подробно.
Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии ученика, открывающему перспективы нового
Рассматривание познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике (Ю.К.Бабанский, К.А. Лыгалова, Н.Н. Гамбург и др.). Одни в занимательности видят элементарный уровень интереса, возникающего под влиянием яркости впечатлений и сосредоточивающегося на внешних сторонах какого-либо предмета. Такой интерес нестоек, непродолжителен, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Одни считают, что занимательность - помеха в обучении, другие, что
занимательность - необходимый элемент, помогающий обучению.
Я считаю, что занимательность эффективна тогда, когда учитель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:
как первоначальный толчок к углубленной познавательной деятельности;
как средство запоминания особенно трудных разделов;
как своеобразная разрядка напряженной обстановке в классе, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Это наиболее существенное его проявление в учебной деятельности школьников.
Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые существуют вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, социальные мотивы и др.).
1.Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» -основные критерии оценки урока, прочитанной книги и т.д. На вопрос: «Что тебе нравится в школе?» значительная часть
учащихся любого возраста отвечают: «Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое».
Познавательный интерес более точно выражает мотивацию учения. Он по своей сущности, очень близок школьнику. Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательным аксессуарам обучения, школьник более бескорыстен.
Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием. Психолого-педагогические исследования доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значимым мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность школьника.
Познавательный интерес имеет меньшую ситуативную прикованность, чем интерес, как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке, но и в процессе подготовки домашнего задания. Под влиянием этого сильного мотива ученик читает дополнительную литературу, ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения своего интереса.
Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами. Взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.
Познавательный интерес как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного
отзывчивого. С инертным учеником трудно работать: он не любознателен, не пытлив, равнодушен. Пытливость, любознательность, стремление к познавательной деятельности -все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания. Постоянно функционирующий в деятельности школьника познавательный интерес, Взаимодействуя с мотивами, устойчивыми способами поведения, все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности.
По мнению Щукиной Г.И. у младших школьников существуют следующие этапы формирования познавательного интереса, учитывая которые и проживая их, строится познавательная деятельность учеников:
Ориентировочный - знакомство с предметом или явлением, стремление изучать его.
Содержательный - возникает желание узнать побольше об этом предмете, явлении.
Содержательно-действенный - применение на практике этого предмета.
Причинно-познавательный - у ребенка возникает желание разобраться в данном предмете или явлении, найти в нем причинно-следственные связи.
Познавательно-творческий - дети стремятся уже решать творческие задачи, делать обобщения, выводы
В младшем школьном возрасте происходит осознание своего личного отношения к миру; изменяется содержание внутренней позиции детей, появляются их притязания на определённое положение в системе деловых и личностных
взаимоотношений класса; изменяется характер самооценки, резко возрастает количество негативных самооценок к концу 3-го, 4-го класса. Обострение критического отношения к себе активизирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми; формируется интерес к приобретению знаний, что связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижение вперёд.
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Учение должно увлекать ребят, вызывать эмоциональный подъём, т.е. должно создать мощные внутренние стимулы к учению. Чтобы эти стимулы появились, учителю необходимо использовать разные методы и приёмы, позволяющие ребёнку пережить радость успеха, почувствовать веру в свои силы, помочь раскрыть свои таланты, научить использовать способности во всех видах деятельности.
Потребность в познании имеет ряд закономерностей:
не насыщаемость, т.е. невозможность полностью удовлетворяться результатом познания;
процессуальность, т.е. ориентация главным образом на процесс, а не на результат познания;
тесная связь с положительными эмоциями, т. е. эмоции радости, интереса.
Психолог Л. С. Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью; при наличии эмоций, связанных с интересом к такой работе, которую предлагает учитель, возникает у детей мотив речи. Ученик захочет высказаться, поделиться своим
опытом. Сам ребёнок, выбирая более трудную познавательную деятельность и выполняя её не по принуждению, а в силу познавательной потребности сам развивает свои способности, в том числе и творческие. В этом случае происходит самовоспитание способностей.
1.5. Нестандартный урок в начальной школе
Основной формой деятельности учащихся является урок. Урок появился около 400 лет назад. Его отцом и учредителем считают чешского мыслителя-гуманиста и педагога Я.А. Каменского.
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а так же основные принципы, методы и средства обучения получают реальною конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него.
По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, четко организованную систему обучения, по которой занятия проводит учитель с группой учеников постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке, на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приемы формируют структуру урока, определяют тип урока. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму8.
Анализ проводимых в школе уроков свидетельствует, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Таким образом, в педагогике появились необходимость в классификации различных типов уроков.
В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от их признаков, взятых за основу:
___________________________
8 Кукушкин B.C. Дидактика (теория обучения); Учебное пособие. - Москва; ИЦК «МарТ», Ростов н/Д; Издательский центр «МарТ», 2003. - 124-125 с.
По способу проведения: лабораторное занятие, практическое занятие, зачет, контрольная работа и т.д.
По этапам обучающей деятельности: вводные, первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий и т.д.9
Из педагогов прошлого наиболее стойкую до настоящего времени сохранившую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделял:
а) смешанные уроки;
б) уроки устных упражнений;
в) уроки письменных упражнений;
г) уроки проверки и оценки знаний.
Таким образом, все выше перечисленные уроки можно разделить на: типичные (стандартные) и нестандартные уроки.
Существуя несколько столетий, урок не мог не измениться. Сегодняшний урок является более свободным. Учитель может выбирать формы, структуру урока.
Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы.
Если сравнить традиционный урок с нетрадиционным, то на лицо масса отличий. Это отсутствие строгого порядка, точных очертаний учебного материала, традиций, ритуалов.
Нестандартный урок - урок, порождённый стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить ребёнку максимум свободы для индивидуального развития.
По мнению Подаасого И.П. в основании технологии любого урока заложены три правила:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысления истины в совместной деятельности учителей и учеников».
«Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
« Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и не выступая в роли средства».
_________________________
9Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/Учеб. Пособие для студентов пед. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е. перераб. И доп. - М.: Юрайт - М, 2001. - 427-428 с.
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):
основание | цели | формы |
Измененные | Развитие | Защита знаний, урок |
способы | осмысленного | вдвоем, урок- |
организации | отношения к знаниям | встреча |
Имитация каких- | Расширение кругозора | Экскурсия, |
либо занятий или | | прогулка, |
видов работ | | путешествие в прошлое(будущее), урок-поездка |
Опора на фантазию | Становление | Уроки -сказка, - |
| творческих способностей при | отчет, -выставка, -сюрприз |
| работе с содержанием | |
| учебного материала | |
Состязательно- | Стимулирование | Уроки -игра, -КВН, |
игровая основа | познавательного | -эстафета, - |
| процесса | викторина |
Трансформация | Развитие | Парный опрос, |
стандартных способов | нестандартных умений учебной работы | экспресс-опрос, урок защиты |
организации | | читательского формуляра |
Оригинальная | Становление | Уроки -решение, - |
организация учебного материала | способности к учебному общению, | портрет, -интервью, урок памяти, |
| сопереживанию | мозговая атака |
Аналогия с | Приобщение к | Уроки -аукцион, - |
организованными | активным формам | матч, -памятка, - |
событиями | внешкольной жизни | кроссворд |
Почему же нестандартные уроки получают распространение в современной школы?
Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающе-воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности Ведь нестандартные уроки строятся на творческих принципах:
Отказ от шаблона в организации урока и его проведении.
Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего, (а не только результирующего инструмента).
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М)11
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.)
Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов.
Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию.
Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока ещё технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик.
Уроки с разновозрастным составом учеников, что по программе изучается в разных классах.
10 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2кн,- М.Туманит Изд.центрВладос,1999.Кн1:Общие основы.Процесс обучения.-127с.
____________________________
11 Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, К.: Издательский центр «Академия», 2002, с.456-45
Актуальной стала проблема развития в учениках познавательных интересов, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование в умении работать с источниками научной информации, отбирать необходимую для своего общего развития и будущей профессиональной деятельности.
Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников.
Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к урокам. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения доя нынешних учащихся. Занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство-враг интереса.
Нетрадиционные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Американский психолог Блюм утверждает, что в возрасте 7-9 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. В эти годы развиваются воображение, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, самостоятельность.
Я считаю, что использование в учебном процессе уроков нестандартной формы помогает учителю в его работе. На таких уроках развивается фантазия, воображение, мышление. Такие уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность. Кроме того, усвоение учебного материала намного эффективнее, чем на традиционных уроках.
Такие уроки пробуждают у учащихся познавательный интерес, который является самым энергичным стимулятором деятельности.
Глава 2. Система работы по активизации познавательных интересов у младших школьников через нетрадиционную форму обучения.
2.1. Цели и задачи использования нестандартных уроков. Условия их применения в учебном процессе.
Изучив теоретический вопрос, я решила использовать в работе уроки нестандартной формы.
Цель этих уроков - активизация познавательных интересов у младших школьников.
При проведении нестандартных уроков стараюсь выполнять следующие задачи:
• повышать качество усвоения изучаемого материала;
создавать творческую обстановку в коллективе уч-ся , выявлять их способности и особенности , улучшать контакты учителя с учениками;
формировать навыки работы с дополнительной справочной литературой, проведения опытов, сравнений; развивать фантазию, воображение, помочь увидеть связь с другими учебными предметами;
учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, обобщать, т.е. развивать мышление младших школьников.
• расширять кругозор учащихся;
• воспитывать чувства коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность.
Для того, чтобы урок был успешным, я стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
1. Нестандартные уроки обычно завершают изучение новой темы, раздела, в конце четверти, хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.
2.Начинаю работу с большой предварительной подготовки, урок задумывается и постепенно строится задолго до его проведения, причем подготавливаются и сами учащиеся: делятся при необходимости на группы, выполняют предварительные задания, накапливают по поручению учителя нужный материал и т.д.
В центре внимания при подготовке и проведении уроков - интерес учащихся, возникающий в процессе педагогических ситуаций, которые составляют основу структуры нестандартного урока.
Учитывать фактический уровень подготовленности класса, возможность успешного восприятия учениками оригинальной формы урока, при этом, заботясь, чтобы не потратить время впустую ради простой занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала.
При анализе проведения урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их инициативность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.
При подготовке к уроку я беру за основу сценарий какой-либо сказки и тщательно продумываю сюжет урока. Обязательно убеждаюсь в том , что ребятам знакома эта сказка, если нет , то знакомлю учащихся с этой сказкой на уроках внеклассного чтения.
Далее готовятся персонажи: (если участвуют дети, то распределяются роли, если необходима наглядность, то прибегаю к помощи родителей, учеников для оформления дидактического материала).
Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком лёгкими, они могут усложняться по ходу урока.
2.2 Компоненты работы над некоторыми формами нестандартного урока в начальной школе.
В своей практике я использую различные формы проведения нестандартных уроков: урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, уроки-КВН, уроки-экскурсии, урок-бенефис, уроки-лекции.
Целью всех этих уроков является активизация познавательных интересов у младших школьников.
Урок-сказка
Эта форма урока очень нравится детям 1-2 классов, т.к. именно в этом возрасте дети любят слушать и читать сказки.
При проведении урока реализую следующие задачи:
• развивать наблюдательность, воображение, фантазию,
речь;
При подготовке к уроку я беру за основу сценарий какой-либо сказки и тщательно продумываю сюжет урока. Обязательно убеждаюсь в том , что ребятам знакома эта сказка, если нет , то знакомлю учащихся с этой сказкой на уроках внеклассного чтения.
Далее готовятся персонажи: (если участвуют дети, то распределяются роли, если необходима наглядность, то прибегаю к помощи родителей, учеников для оформления дидактического материала).
Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком лёгкими, они могут усложняться по ходу урока. Дети попадают в сказку и вместе с героями, преодолевая ситуации, одновременно закрепляют учебный материал или изучают новый в игровой форме.
Уроки- игры.
Чтобы реализовать конечную цель образования: подготовить человека к жизни, к его успешному участию в различных видах деятельности, мало дать систему знаний, умений и навыков по школьным программам, но и научить применять ее в реальной жизни.
В игре моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбираются оптимальные варианты решения задачи, имитируется его реализация в практической жизни.
При разработке содержания, механизма игры следует определить:
• назначение и цели игры, объём знаний до начала игры;
функции участников игры, роли (эксперты, контролёры...);
интересы и критерии участников, способы оценки качества решений (в баллах, фишках, наградах). По каждому участнику указать, за что он поощряет и за что штрафуется, а также правила подсчета по игре в целом;
• документацию, литературу;
• процесс игры (блок-схему), в которой отражены подготовка к игре, собственно игра, учет и анализ результатов;
• инструкции участникам игры.
В учебном процессе могут быть использованы: игры-ситуации (ученик ставится в жизненную ситуацию), игры-сюжеты, моделирующие реальные объекты и соответствующую действительность (эстафеты, выставки, заседания,
драматизации...), игры-процессы, в которых моделируются отношения, способы деятельности (состязания, турниры, эстафеты, «испорченный телефон» и т.п.).
При изучении нового материала можно разделить класс на разных «специалистов», занятых каждый своей темой. Класс разбивается на группы, каждая получает вопрос для изучения: параграф учебника, пункт плана нового материала и т.д. В группе выделяются подгруппы специалистов, например, математики, историки, теоретики..., которые будут работать над своей порцией материала, какой именно записано в карточке -инструкции.
Каждая группа прочитывает свой материал. Затем специалисты занимаются своими заданиями: конструируют, подбирают рисунки, слайды.
В ходе работы специалисты одной группы могут консультироваться друг у друга.
Основная часть урока посвящена разбору материала. Рассказывают специалисты, по окончании ответа замечания и дополнения делают учащиеся той же группы, остальные внимательно слушают, ведут записи, что неясно - спрашивают. Так происходит до полного разбора всего вопроса.
Затем настаёт контроль усвоения: учитель задаёт вопросы; после этого ставится задача: оценить работу группы. Её выполняют ребята с помощью сигнальных карточек.
В процессе игры ученики получают и расширяют свои знания, а процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.
Урок- путешествие.
Цели:
углубить знания уч-ся по теме, совершенствовать навыки и способы действий;
развивать интерес уч-ся к изучаемому предмету, их кругозор;
• воспитывать культуру общения и поведения на уроке.
Учитель продумывает маршрут путешествий, готовит
нужный раздаточный материал, акцентируя детей на особо важных этапах путешествия.
Ход путешествия ученики должны фиксировать в тетрадях, контурных картах и т.д. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своём рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего (по возможности).
Изучая с учащимися устное народное творчество, был проведен урок «Путешествие в мир колыбельной песни». . Все вместе подробно рассматривали этот жанр фольклора. Говорили не только о характере колыбельных песен, но и учились их петь, обсуждали, почему ребёнок быстрее успокаивается под такую песню.
Удивил ответ мальчика на этот вопрос: « Колыбельная -это ниточка между мамой и малышом». На вопрос: «Много ли колыбельных?»,- ребята пришли к выводу, что, сколько матерей, столько и песен. Урок прошёл очень эмоционально.
Урок-экскурсия.
Цели:
• развивать познавательный интерес;
• развивать кругозор учащихся, внимание, наблюдательность
развивать потребность применять на практике знания, умения и навыки;
воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающему миру.
Перед проведением такого урока я подбираю место проведения экскурсии (озеро, парк, предприятие и т.д.)
Далее думаю над названием экскурсии, т.к. даже названием можно заинтересовать учащихся, создать эмоциональный настрой.
Чтобы урок принёс пользу, перед проведением разбиваю класс на группы и предлагаю каждой группе задания, вопросы, на которые они должны будут ответить после наблюдений, сбора сведений. Каждая группа, получив задание, идёт своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные и делая вычисления, если это необходимо.
Группы отчитываются о своей работе перед учителем, родителями (если они присутствуют).
Урок – К В Н
Эта форма урока пришла с внеклассных занятий и стала популярной. Область применения - преимущественно повторение тем и разделов.
Цели:
стимулировать познавательный интерес через состязательно-игровую основу;
развитие осмысленного отношения к знаниям, полученным в ходе изучения темы или раздела и умения их применения в различных ситуациях;
воспитывать чувство коллективизма, учить культуре общения в группе учащихся.
Соревнование состоит из пяти конкурсов-этапов.
1 этап: Разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме;
Один ученик начинает рассказ, другой продолжает и т.д.
2 этап: Решение заданий-конкурсов « Проверка домашнего задания».
Нужно сыграть сценку, где было бы отражено всё главное по теме.
3 этап: Решение заданий с выбором ответа.
4 этап: Конкурс « Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намёками подсказывают, что было загадано.
5 этап: конкурс «Артистов» и « Художников» и т. д. Заключительный этап - подведение итогов.
Интересна форма урока, как урок - «Бенефис».
Это урок - отчет о самостоятельных домашних исследованиях.
Двум ученикам, обычно среднему и чуть посильнее, на карточках предлагается на дом одна и та же задача. В течение определённого промежутка времени (определяет учитель), ученики должны представить несколько способов решения этой задачи. Практика показала, что это хороший способ стимулирования творческой деятельности учащихся. Обычно тихий, незаметный на уроке «бенефис», он находится в центре внимания своих товарищей. Он знает, что от него ожидают «красивого» решения, а добиться его можно только в результате огромной, кропотливой исследовательской работы над условием задачи.
Но красивое решение находится после того, как продумано несколько вариантов, и поэтому все они, чтобы ребята убедились в верности его выбора, обязательно предъявляются классу. В этой ситуации «соперник» работает более продуктивно, т.к. ощущает дух соперничества. Он проявляется в способе подачи найденного решения:
• стремление дать более обобщенный вариант задачи, изменив её условие так, чтобы задача стала творческой.
Готовят вопросы и болельщики. Класс же оценивает, кто дал более оригинальную, интересную идею решения и само решение.
Непременным требованием «бенефиса» является возможность увидеть вариативность решения задания. Ведь цель урока - стимулирование творческой деятельности учеников.
В конце урока можно предложить всем учащимся выбрать для себя самое красивое решение и оформить его в тетради.
Предлагать «бенефисные» задания целесообразно учащимся, у которых неустойчивое внимание на уроке или же теряется интерес к предмету, т.к. это толчок к созданию ситуации успеха.
Урок-лекция
Я попробовала в 4 классе провести урок литературного чтения по теме «А. С. Пушкин - великий русский поэт» в форме лекции.
Целью урока я ставила более глубокое знакомство учащихся с биографией великого русского поэта, пробудить интерес к творчеству поэта.
К такому уроку я с ребятами начала готовиться за 3-4 недели до его проведения. Дети рисовали рисунки на тему « Моя любимая сказка А. С. Пушкина», искали грамзаписи: А.Грибоедова «Вальс №1», русская народная пляска «Камаринская», была оформлена выставка стихов и сказок А. С. Пушкина. Ученики по желанию готовили сообщения об этапах жизни из биографии поэта. Работа на уроке шла по плану:
Детские годы поэта.
Няня Арина Родионовна в жизни поэта.
В лицее.
Пушкин поэт - пейзажист.
Пушкин поэт - сказочник.
6.А. С. Пушкин - великий русский поэт.
Урок прошёл эмоционально, дети подхватывали знакомые строчки из стихотворений и сказок поэта, читали выразительно, передавая чувства поэта, в тетради записывали неизвестные факты из биографии поэта.
Было видно, что ученики заинтересовались, были довольны, что урок готовили и провели вместе с учителем.
Глава 3. Результативность работы
Эффективность выстроенной мною системы работы я отслеживала на протяжении 5 лет через различные формы и методы диагностики: опросы, анкетирования, собеседования, наблюдения и т.д.
Начиная работу по развитию познавательных интересов младших школьников, я провела анкетирование учащихся и их родителей дня определения степени познавательной потребности учащихся. (Вопросы анкеты и способ обработки в приложении №8).
Цель анкетирования: определение уровня развития познавательной потребности учащихся класса.
Условия: анкетирование учащихся проводилось в классе, в конце 1-го года обучения, участвовало 20 человек; опрос родителей проводился на родительском собрании, в конце 1-го года обучения, участвовало 20 человек.
Анкета показала:
Участники | Сильная | Умеренная | Слабая |
анкетирования | степень | степень | степень |
| познавательн | познаватель | познавател |
| ой | ной | ьной |
| активности | активности | активности |
Родители | 14 чел. | 6 чел. | 0 чел. |
Ученики | 11 чел. | 9 чел. | 0 чел. |
Учитель | 3 чел. | 13 чел. | 4 чел. |
Родители высоко определили познавательную потребность детей: 14 человек получили 17-25 баллов, т.е. познавательная потребность выражена сильно, что составляет 71%. 6 человек получили 12-15 баллов, т.е. познавательная потребность выражена умеренно, что составляет 29%.
На эти же вопросы отвечали сами ученики. Они оценили себя так:
17-25 баллов (сильно выраженная познавательная потребность) - 11 человек (57%);
12-16 баллов ^ (умеренно выраженная познавательная потребность) - 9 человек (43%);
слабо выраженную познавательную потребность не показал никто.
По моим наблюдениям за детьми результаты получились следующими:
сильно выражена познавательная потребность у 3-х учеников, это составило 11%;
умеренно выражена познавательная потребность у 13 человек (67%);
слабо выражена познавательная потребность у 4-х учеников, это составило 22%.
Степень познавательной потребности учащихся класс в целом составила:
• сильно выражена познавательная потребность
-46%
• умеренно выражена познавательная потребность - 46%
• слабо выражена познавательная потребность -
8%.
Я определила направление в своей работе, в ходе которой необходимо уделить внимание развитию познавательной активности учащихся, как психологическому и педагогическому условию творческого звена в познавательной сфере личности.
Проводилось собеседование с учащимися на тему: «Мой любимый урок» (приложение №9)
Цель: определение рейтинга формы нестандартных уроков, наиболее понравившейся ученикам.
Условия: форма проведения - собеседование, участвовало 20 человек. Собеседование проводилось во 2-ом классе, в 3-ем, в 4-ом классах.
Результат собеседования с учащимися во 2-ом классе:
Формы урока | Количество учащихся | % |
Урок-сказка | 15 человек | 75% |
Урок-игра | 15 человек | 75% |
Урок-путешествие | 10 человек | 50% |
Урок-экскурсия | 8 человек | 40% |
Урок-КВН | 7 человек | 35% |
Традиционный | 7 человек | 35% |
Вывод: из результатов собеседования видно, что ребятам во 2-ом классе больше нравятся такие формы урока, как урок-сказка (75%), урок-игра (75%), урок-путешествие (50%). Эти формы урока отвечают возрастным потребностям учащихся 2-го класса. Традиционный урок «набрал» всего 35%.
На вопрос «почему?» дети отвечали:
Рита П.
- Понравился конкурс. Наша команда победила
Саша Ш.
- Мне понравилось путешествие с героями сказок. Я люблю слушать и читать сказки.
Результат собеседования с учащимися в 3-м классе:
Формы урока | Количество учащихся | % |
Урок-сказка | 10 человек | 50% |
Урок-игра | 8 человек | 40% |
Урок-путешествие | 8 человек | 40% |
Урок-экскурсия | 13 человек | 65% |
Урок-КВН | 10 человек | 55% |
Урок-бенефис | 10 человек | 50% |
Традиционный | 6 человек | 30% |
Заключение.
Изучив в психолого-педагогической литературе теорию вопроса о развитии познавательных интересов младших школьников и нестандартные формы работы с детьми я пришла к выводу, что включение в учебный процесс уроков нестандартной формы дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, позволяет реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда учитель не просто с предметом идёт к детям, а с детьми к предмету.
Сами учащиеся отмечают, что такие уроки привлекают их тем, что вносит в школьные будни разнообразнее, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся нетрадиционные уроки, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учёбу к жизненным ситуациям.
Из анализа педагогической литературы можно сделать вывод, что мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в демократизации школы, а другие напротив считают опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно трудиться.
На мой взгляд, практиковать такие уроки следует всем учителям, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы не следует, т. к. они могут быстро стать
традиционными, что, в конечном счете, приведёт к падению у учащихся интереса к предмету, во вторых, чтобы приготовить качественный нестандартный урок, необходима подготовка, занимающая определённый отрезок времени.
Цель моей дальнейшей работы - продолжить всестороннее развитие познавательной активности учащихся. Ведь от того, какую среду мы создадим для ребёнка, будет зависеть его дальнейшее развитие, его шаги в старших классах и после окончания школы. Став взрослым, человек свободно будет думать, рассуждать, доказывать, самостоятельно и творчески мыслить. От учителя прежде всего зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый « огонёк».
Список литературы
1. Быкова В. Г. Нестандартные формы организации урока:
методические рекомендации. - Воронеж: ИЦ , 1995
2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. -
М.: Педагогика, 1991
3. Дистервег А. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -
(Антология гуманной педагогики)
4. Жердева М. В. Кочеткова Л. Д. Привитие учащимся интереса к
учебным занятиям // Начальная школа. - 1995. - № 3
5. Зверева Л. К. Развитие младших школьников в процессе усвоения
знаний. -М.: 1983
6. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь /Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000
7. Кукушкин В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. -
М.:ИЦКМарТ, 2003
8. Кульневич СВ. Нетрадиционные уроки в начальной школе /СВ.
Кульневич, Т. П. Лакоценина. - М.: ТЦ Учитель, 2002
9. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций, - М.: Юрайт-М, 2001
10.Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. -
М.: Педагогика, 1986
11.Махмутов М. И. Современный урок: вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981
12.0нищук В. А. Урок в современной школе: пособие для учителя. -
М.: Просвещение, 1986
13.Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 2002
14.Подласый И. П. Педагогика начальной школы. - М.: ВЛАДОС, 2001 15.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 16.Сборник нормативных документов для образовательных учреждений
РФ /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа,2005
17.Толстой Л. Н. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -
(Антология гуманной педагогики)
18.Фицула М. М. Педагогика: учебное пособие. - Калининград: ИЦ
Академия, 2002