kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Не учите рыбку плавать

Нажмите, чтобы узнать подробности

первичное знакомство учащихся с особенностью рыб, приспособленностью их к жизни в водной среде, развитие логического мышления и воображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не учите рыбку плавать»

2 класс, Соколова О. В.

Занятие кружка «Я – исследователь»


Тема: Не учите рыбу плавать.


Цель: первичное знакомство учащихся с особенностью рыб, приспособленностью их к жизни в водной среде, развитие логического мышления и воображения.

Задачи:

  • формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности (личностные);

  • учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий (регулятивные);

  • учить работать с информацией, выполнять логические действия (анализ, сравнение) (познавательные);

  • формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них входить в коммуникативную игровую ситуацию;

  • учить проявлять интерес к общению и групповой работе (коммуникативные).


Оборудование: мультипроектор, стакан и пипетка, виноград, газированная вода, рыбки (оригами), машинное масло, аквариум с рыбкой.



Ход занятия


Парты расставлены для 2-х групп. Учащиеся входят в класс и занимают места.

.

Приветствие

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Орг. момент

Звучит песня «Ужасно интересно…», в это время 4 учащихся в академических шапках с лупой, с блокнотом, с рулеткой, с зонтиком ходят по классу. Затем подходят к ребятам и задают вопросы:

-Почему дождь идёт с неба?

-Почему у зайца длинные уши?

-А микробы можно увидеть?

-Зачем слону хобот?

Садятся на места.

Формулирование темы, цели занятия.

Сюрпризный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята

- Как вы поняли, у нас очередное заседание клуба почемучек. Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.


Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно! (Слайд 1)



-Вспомните, кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями)

-А что такое исследование? (Научный труд)

-Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

-Посмотрите внимательно на карточки с символами. Как вы думаете, о чём они нам говорят? (Это изображение методов исследования)(Слайд 2)

-Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере)

Посмотрите на экран. Что написано?

-Все исследователи «Смотрят глазами, слушают ушами, а «видят» и «слышат» умом.

-Как вы понимаете смысл этих слов?(слайд 3)

-Какой синоним подходит к слову наблюдательный? (Внимательный) (Слайд 4)

-Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные.

Сегодня вы вновь будете исследователями, и мы поговорим… впрочем, об этом вы скажете сами чуть позже, выполнив следующее задание: отгадайте загадку.


Плавает под мостиком

И виляет хвостиком (рыба)

(Слайд: 5-рыбы)


- Объясните лексическое значение слова рыба.

(Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы прочитаем, что это позвоночное водное животное с конечностями в виде плавников, дышащих жабрами. Например, бывают хрящевые рыбы, или костные рыбы) (Слайд 6)


- Назовите ваши ассоциации с этим словом. (Заполнение слайда 7-8)


вода

река чешуя


рыба


хвост плавники…



- Как вы думаете, какова тема занятия?

- Какую цель вы поставите?

- А вам хотелось бы узнать, почему рыбы плавают? Давайте, попробуем ответить на этот вопрос.

Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм».

- Почему рыба плавает?

Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез по прозвучавшему вопросу.

Возможно …

Предположим …

Что, если …

Допустим … (Слайд 9) (музыкальное сопровождение)

Физкультминутка.

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду. (взмахи руками)

Тёплым днём резвятся, (круговые движения руками)

Дружно веселятся. (прыжки на месте)

Чешуя блестит как искры, (поглаживание туловища)

Плавники взлетают быстро. (имитация плавания)

Влево, вправо, вниз и вверх – (наклоны)

На пруду беззвучный смех. (покачивания головой)


– Ребята, сегодня к нам в школу заглянула золотая рыбка (учитель открывает маленький аквариум с золотой рыбкой). Она пришла к нам за помощью. В ее царстве рыбки забыли, как они плавают.


– Мы будем помогать золотой рыбке, а для этого отправимся в экспедицию.

Наша экспедиция будет проходить под девизом:

“Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!”. (Слайд 10)


У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн).

Проведение опытов.

Сейчас мы проверим, чья гипотеза самая верная, а для этого проведём опыты.

Внимательно слушайте инструкции.

«Подводная лодка»

-Налейте в стакан газированной воды. Бросьте в неё виноградинку. Что произошло? Почему? (Виноградинка чуть тяжелее воды и поэтому опускается на дно)

-А что происходит потом? Почему? (на виноградинку тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет).

-Пусть стакан останется на столе до конца занятия, мы посмотрим, будет ли происходить что-то ещё (Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется").

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. А ещё плавательный пузырь помогает рыбам разговаривать. (Презентация о плавательном пузыре) (Слайд 11)


"Жидкий" фокус «Живая рыбка» (приложение 1)

Положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла. Воспользуйтесь пипеткой.

Как вы думаете, что сделает рыбка? Почему? Ясно: она поплывет вперед!

Ребята, нашей рыбке скучно одной царствовать в подводном царстве, тяжело за всем смотреть, не справляется она. Давайте сделаем ей подружек. Она будет очень рада. Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие: договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами (работа в прах).

Стали подплывать разные рыбки к золотой. Она их спросила:

-Хорошо ли живётся морским обитателям?

И заговорили рыбы человечьим голосом. Стали они рассказывать, что плохо стало жить им в море.

– Ребята, а как вы думаете, почему? (вода соленая, много отходов с разных производств)

Опечалилась золотая рыбка, грустно стало ей, ведь помочь своим друзьям она ничем не может.

– Ребята, а как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? (Люди)

– Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям водоёмов уютно жилось в их домах? (Следить за чистотой водоемов, не сбрасывали в воду грязные отходы …)

Молодцы, эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что вы все будете помнить их и соблюдать.

Итог занятия.

Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу.

- Как же плавает рыба??

Рефлексия.

Золотой рыбке очень понравилось на занятии, и она просит подарить ей на память рыбок тех ребят, которые считают, что им было интересно, и они узнали что-то новое.


На прощанье рыбка оставила нам угощенье, конфеты “ Морские камешки”. (Учитель угощает детей.)

Приложение 1

"Жидкий" фокус «Живая рыбка»

Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.


Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!


Литература:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2011.

Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2012.

Интернет - ресурсы





6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Не учите рыбку плавать

Автор: Башарова Айман Калышевна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сюжетная аппликация. «Рыбки плавают в аквариуме»"
    ["seo_title"] => string(53) "siuzhietnaia-applikatsiia-rybki-plavaiut-v-akvariumie"
    ["file_id"] => string(6) "256767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448206730"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Технологическая карта 1 младшая группа. Образовательная область "Познание" Естествознание Тема: «Рыбки плавают в водице»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_1_mladshaia_ghruppa_obrazovatiel_naia_oblast_poznani"
    ["file_id"] => string(6) "390791"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486887418"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект НОД с детьми с нарушением зрения"Поможем Золотой рыбке""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiektnodsdietmisnarushieniiemzrieniiapomozhiemzolotoirybkie"
    ["file_id"] => string(6) "265516"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449960259"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе  Тема: «Золотая рыбка» . "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-i-risovaniiu-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-tiema-zolotaia-rybka"
    ["file_id"] => string(6) "245087"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446051836"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект открытого занятия  в старшей группе по теме «Золотая рыбка»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiektotkrytoghozaniatiiavstarshieighruppiepotiemiezolotaiarybka"
    ["file_id"] => string(6) "291842"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455191404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства