Просмотр содержимого документа
«Не учите рыбку плавать»
2 класс, Соколова О. В.
Занятие кружка «Я – исследователь»
Тема: Не учите рыбу плавать.
Цель: первичное знакомство учащихся с особенностью рыб, приспособленностью их к жизни в водной среде, развитие логического мышления и воображения.
Задачи:
формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности (личностные);
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий (регулятивные);
учить работать с информацией, выполнять логические действия (анализ, сравнение) (познавательные);
формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них входить в коммуникативную игровую ситуацию;
учить проявлять интерес к общению и групповой работе (коммуникативные).
Оборудование: мультипроектор, стакан и пипетка, виноград, газированная вода, рыбки (оригами), машинное масло, аквариум с рыбкой.
Ход занятия
Парты расставлены для 2-х групп. Учащиеся входят в класс и занимают места.
.
Приветствие
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
Орг. момент
Звучит песня «Ужасно интересно…», в это время 4 учащихся в академических шапках с лупой, с блокнотом, с рулеткой, с зонтиком ходят по классу. Затем подходят к ребятам и задают вопросы:
-Почему дождь идёт с неба?
-Почему у зайца длинные уши?
-А микробы можно увидеть?
-Зачем слону хобот?
Садятся на места.
Формулирование темы, цели занятия.
Сюрпризный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята
- Как вы поняли, у нас очередное заседание клуба почемучек. Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно! (Слайд 1)
-Вспомните, кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями)
-А что такое исследование? (Научный труд)
-Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.
-Посмотрите внимательно на карточки с символами. Как вы думаете, о чём они нам говорят? (Это изображение методов исследования)(Слайд 2)
-Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере)
Посмотрите на экран. Что написано?
-Все исследователи «Смотрят глазами, слушают ушами, а «видят» и «слышат» умом.
-Как вы понимаете смысл этих слов?(слайд 3)
-Какой синоним подходит к слову наблюдательный? (Внимательный) (Слайд 4)
-Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные.
Сегодня вы вновь будете исследователями, и мы поговорим… впрочем, об этом вы скажете сами чуть позже, выполнив следующее задание: отгадайте загадку.
Плавает под мостиком
И виляет хвостиком (рыба)
(Слайд: 5-рыбы)
- Объясните лексическое значение слова рыба.
(Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы прочитаем, что это позвоночное водное животное с конечностями в виде плавников, дышащих жабрами. Например, бывают хрящевые рыбы, или костные рыбы) (Слайд 6)
- Назовите ваши ассоциации с этим словом. (Заполнение слайда 7-8)
вода
река чешуя
рыба
хвост плавники…
- Как вы думаете, какова тема занятия?
- Какую цель вы поставите?
- А вам хотелось бы узнать, почему рыбы плавают? Давайте, попробуем ответить на этот вопрос.
Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм».
- Почему рыба плавает?
Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез по прозвучавшему вопросу.
Возможно …
Предположим …
Что, если …
Допустим … (Слайд 9) (музыкальное сопровождение)
Физкультминутка.
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду. (взмахи руками)
Тёплым днём резвятся, (круговые движения руками)
Дружно веселятся. (прыжки на месте)
Чешуя блестит как искры, (поглаживание туловища)
Плавники взлетают быстро. (имитация плавания)
Влево, вправо, вниз и вверх – (наклоны)
На пруду беззвучный смех. (покачивания головой)
– Ребята, сегодня к нам в школу заглянула золотая рыбка (учитель открывает маленький аквариум с золотой рыбкой). Она пришла к нам за помощью. В ее царстве рыбки забыли, как они плавают.
– Мы будем помогать золотой рыбке, а для этого отправимся в экспедицию.
Наша экспедиция будет проходить под девизом:
“Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!”. (Слайд 10)
У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн).
Проведение опытов.
Сейчас мы проверим, чья гипотеза самая верная, а для этого проведём опыты.
Внимательно слушайте инструкции.
«Подводная лодка»
-Налейте в стакан газированной воды. Бросьте в неё виноградинку. Что произошло? Почему? (Виноградинка чуть тяжелее воды и поэтому опускается на дно)
-А что происходит потом? Почему? (на виноградинку тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет).
-Пусть стакан останется на столе до конца занятия, мы посмотрим, будет ли происходить что-то ещё (Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется").
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. А ещё плавательный пузырь помогает рыбам разговаривать. (Презентация о плавательном пузыре) (Слайд 11)
"Жидкий" фокус «Живая рыбка» (приложение 1)
Положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла. Воспользуйтесь пипеткой.
Как вы думаете, что сделает рыбка? Почему? Ясно: она поплывет вперед!
Ребята, нашей рыбке скучно одной царствовать в подводном царстве, тяжело за всем смотреть, не справляется она. Давайте сделаем ей подружек. Она будет очень рада. Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие: договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами (работа в прах).
Стали подплывать разные рыбки к золотой. Она их спросила:
-Хорошо ли живётся морским обитателям?
И заговорили рыбы человечьим голосом. Стали они рассказывать, что плохо стало жить им в море.
– Ребята, а как вы думаете, почему? (вода соленая, много отходов с разных производств)
Опечалилась золотая рыбка, грустно стало ей, ведь помочь своим друзьям она ничем не может.
– Ребята, а как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? (Люди)
– Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям водоёмов уютно жилось в их домах? (Следить за чистотой водоемов, не сбрасывали в воду грязные отходы …)
Молодцы, эти советы очень важны для жителей нашей планеты.
Я надеюсь, что вы все будете помнить их и соблюдать.
Итог занятия.
Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу.
- Как же плавает рыба??
Рефлексия.
Золотой рыбке очень понравилось на занятии, и она просит подарить ей на память рыбок тех ребят, которые считают, что им было интересно, и они узнали что-то новое.
На прощанье рыбка оставила нам угощенье, конфеты “ Морские камешки”. (Учитель угощает детей.)
Приложение 1
"Жидкий" фокус «Живая рыбка»
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.
Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!
Литература:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2011.
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2012.