2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;
3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
4) развитие творческих способностей.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация учащихся | Проверка готовности. - Проверим готовность к уроку. - К этому уроку мы готовились все вместе. И думаю, для вас не составит труда назвать тему этого урока. Тема урока «Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь». Мы повторим произведения этого раздела, а также литературные термины, связанные со стихотворениями. Сегодня мы будем работать всем классом, а также в парах. Вспомним правила работы в парах | Самоконтроль готовности. Тема урока «Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь». 2. Чтение цепочкой. Говорим шепотом Работаем вместе Договоримся: если задание письменное как будем выполнять, кто пишет, кто выступает В выступлении говорим от двух лиц: «Мы считаем, мы думаем…» Когда закончили задание, поднимаем руки Оцениваем работу, благодарим друг друга | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию. |
2. | Актуализация знаний. Разминка | - Сегодня у нас необычный урок. Урок – устный журнал. Прежде чем откроем первую страницу журнала, вспомним, произведения каких поэтов мы читали в этом разделе. О ком ? 1.Огромную роль в жизни и карьере писателя сыграл А.П. Чехов. Они долго переписывались. Имея всего 4 класса образования, этот писатель стал гениальным переводчиком. Он переводил произведения Петрарки, Байрона. 2.Знаменитый композитор Чайковский утверждал, что источником вдохновения для него были стихи и детские песни этого поэта 3.В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. 4. Начал писать стихи в 15 лет, во время обучения в немецком пансионе. Его творения впервые появились на страницах журналов, когда юноша был студентом Московского университета. 5.Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. 6. От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели. | Принятие учебной задачи. Демонстрация знаний, умений. Бунин Иван Алексеевич Плещеев Алексей Николаевич Тютчев Фёдор Иванович Фет Афанасий Афанасьевич Никитин Иван Саввич Николай Алексеевич Некрасов | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. | Постановка учебной задачи | Итак, мы отправляемся на страницы нашего устного журнала. Открываем первую страницу. Начинаем с времени года, которое названо поэтами «Утром года» | - Мы отправимся в путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь» - Этот раздел так назван, потому что в нём собраны произведения русских поэтов. - Обобщить и повторить знания по данному разделу. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. | Страница «Утро года» Страница «Картинка лета» | - Ребята, вспомните, какие стихотворения, посвященные весне, мы читали в этом разделе? Это стихотворение понравилось многим. Давайте послушаем его. Какому периоду весны посвящено это произведение? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения. Еще одна весенняя страница. Прежде чем попасть туда предлагаю захватить с собой зонтики. Вы догадались, о каком стихотворении сейчас пойдет речь? Послушаем это стихотворение Весенний дождик заканчивается. И мы отправляемся с вами в самое теплое время года – в лето. После летних гроз на небе часто появляется … радуга. Вспомним, кто из поэтов написал о радуге. Послушаем и это стихотворение Летний дождик закончился. Следы радуги растаяли на небе. Но радуга подарила свою красоту цветам на лугу и легкокрылой бабочке. Кто посвятил ей свое стихотворение? Послушаем это стихотворение. | «Еще земли печален вид…» Ф.И. Тютчева Читают стихи самостоятельно и вслух. Отвечают на вопросы. Формулируют вывод. Демонстрируют свои знания. Весенний дождь А. А. Фет Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко» Бабочка А. А. Фет | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы ; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
5. | Физкультминутка | Подвижная музыкальная физкультминутка | Выполняют движения за музыкальными героями | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
6. | Страничка « Литературные исследователи» Страница «Очей очарованье…» Страница «И рады мы проказам матушки зимы» | Теперь открываем на экране следующую страницу. Работаем в парах Соотнесем термины и определения И ритм и рифм и строфа характерные особенности стихотворения Закрепим понятие рифма. Допишем строки Кто автор этого стихотворения? Какова тема этого стихотворения? Кого Некрасов назвал «архангельским мужиком»? Какова главная мысль стихотворения? Мы продолжаем работу на странице литературные исследователи. Соотнесите термины и определения художественных изобразительно-выразительных средств. Следующее задание выполняем по учебнику. Откройте учебник, определитесь с стихотворением и найдите в нем олицетворения, сравнения, эпитеты и метафоры Вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Мы покидаем страницу исследователей и отправляемся на следующую страницу. Прощаемся с летом. Грустная пора, птички улетают в теплые края. Прошу к доске ребят. Нам, конечно, нравится щебет птиц слушать круглый год. Но многие птицы нас все-таки покидают, ну, а о тех, кто остается у нас зимовать мы должны заботиться. Особое восхищение вызывает у всех нас золотая осень. Кто написал об этом? Какое произведение мы прочитали в этом разделе? Давайте, еще раз послушаем это стихотворение. Отправляемся на следующую страничку. Зимние забавы. С особым нетерпением мы ждем снега. У нас все припасено для такой погоды. Кто написал об этом? Завершая наш урок, хочу у вас спросить? Понравился вам урок. Чему вы научились? Что нового узнали | Работают в паре. Принятие учебной задачи. Выполняют задание. Николай Алексеевич Некрасов «Школьник» Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Дети по ролям читают стихотворение А. Плещеева «Дети и птичка» Дети читают стихотворение И.А.Бунина «Листопад» Дети читают отрывок из поэмы «Саша». «В зимние сумерки нянины сказки… » | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
7. | Домашнее задание | Прочитайте домашнее задание, оно вам доступно, понятно? Подготовиться к конкурсу чтецов. Нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению | | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; -умение выразительно читать |
8. | Подведение итогов. Оценивание | - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. А достигли ли мы поставленной в начале урока цели? | - Да, сегодня на уроке мы вспомнили произведения поэтов в разделе «Поэтическая тетрадь», выяснили, почему они объединены в данный раздел. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
9. | РЕФЛЕКСИЯ 1.Организовать осмысление полученной информации. 2.Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля. Творческое задание. | Самооценка учеников. Фронтальная работа Закончите предложения: На уроках литературного чтения по теме «Поэтическая тетрадь» я: узнал(а)…, понял(а)…, научился (лась)…. - Читая произведения в разделе «Поэтическая тетрадь», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы вы научились видеть красоту вокруг нас. -Закрывая последнюю страничку устного журнала, прошу вас оценить свою работу. Используйте фразы «Всё понравилось»- «Осталось, что-то непонятным» «Совсем не понравилось» | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |