kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Научная статья,о проблемных ситуациях возникающих в начальной школе на уроке.Создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при  открытии новых знаний  материала на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"»

Структура публикации:

  1. Аннотация

  2. Введение

  3. Основная часть

  4. Заключение (выводы)

  5. Список литературы

Тема: «Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе».

План публикации:

1. Изучить виды и структуру публикации;

2.Определить тему публикации;

3. Определить ключевые понятия, которые будут раскрыты в статье;

4. Изучить психолого-педагогическую литературу;

5. Отбор материала для статьи;

6. Написать научную статью по плану по структуре;

7. Опубликовать научную статью;

8. Получить сертификат о публикации научной статьи.

Ключевые понятия: Проблемная ситуация, учебная проблема, проблема, проблемное обучение, обучение.

Аннотация. Организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления. При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке.

Материал для написания статьи:

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Ю.К.Бабанский. Мельникова Е.Л.



Исследовательская статья по теме:

«Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе»

Аннотация. Организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления. При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке.

Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.

Bcя жизнь человека постоянно стaвит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, не проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Большинство ученых признают, что интеллектуальное развитие учащихся невозможно без проблемного обучения. Наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, педагогических, производственных, научных, учебных и т. д.

Проблемность - неотъемлемая черта познания, так как наличие проблем, проблемных ситуаций обусловлено всеобщей взаи­мосвязью и взаимообусловленностью в мире. Включение познаваемого объекта в новые системы связей и отношений с другими объектами позволя­ет открывать в нем новые свойства и признаки.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их практическом применении, в объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Следовательно, организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления.

Проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность уча­щихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние моз­га, которое является необходимым условием для образования новых связей и в связи с этим рассматривается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы и деятельность уче­ника приобретает активный, целенаправленный характер.

При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных уси­лий и активных поисков, создаёт условия рацио­нального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.

На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения.

Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода открытия новых знаний на уроках русского языка, установить причинно – следственные связи и отношения между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (наличие проблемной ситуации).

Наблюдение было организовано на уроках русского языка в 4 Б классе МОУ СОШ № 69.

Темы уроков:

1. Имя существительное.

2.Три склонения имен существительных.

3.Правописание падежных окончаний имен существительных.

4.Имя прилагательное.

5.Склонение имен прилагательных.

6.Местоимение как часть речи.

Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке:

  • учащиеся поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя;

  • внимательно слушают;

  • тщательно выполняют задания;

  • задают вопросы;

  • самостоятельно выполняют работу.

На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения. Далее было проанализировано содержание учебного материала по русскому языку в классе и разработаны уроки русского языка с использованием проблемных ситуаций. Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках и уроках, где не использовались проблемные ситуации.Результаты заносились в протокол. Каждое проявление фиксировалось как 1 балл. Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках русского языка в 4 классе. Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках русского языка, где использовались проблемные ситуации.

Таким образом, проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Проблемная ситуация, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. В работе мы подробно рассмотрели вопрос об учебной проблеме, учебной ситуации, условиях ее создания, основных приемах создания проблемной ситуации на уроках русского языка в начальной школе и путях выхода из проблемной ситуации

Список литературы .

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Ю.К.Бабанский. – Ростов–на–Дону, Педагогика 2005г–127.130.с.– ISBN 5–7155–0174–1.

  2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников В.А.Крутецкий. Просвещение, 2005г–.87.с. ISBN 979–6–372–467–34

  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2000г. С. 208. URL:89865489740 (дата обращения: 23.12.2016).

  4. Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.. URL: http://www.menobr.ru/article/30166–organizatsiya–problemnyh–situatsiy–na–urokah–v–nachalnoy–shkole (дата обращения 12.02.2017)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Васёва Татьяна Владимировна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства