Научная статья по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"
Научная статья по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"
Научная статья,о проблемных ситуациях возникающих в начальной школе на уроке.Создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация. Организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления. При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке.
Материал для написания статьи:
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Ю.К.Бабанский. Мельникова Е.Л.
Исследовательская статья по теме:
«Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе»
Аннотация. Организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления. При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке.
Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.
Bcя жизнь человека постоянно стaвит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, не проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Большинство ученых признают, что интеллектуальное развитие учащихся невозможно без проблемного обучения. Наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, педагогических, производственных, научных, учебных и т. д.
Проблемность - неотъемлемая черта познания, так как наличие проблем, проблемных ситуаций обусловлено всеобщей взаимосвязью и взаимообусловленностью в мире. Включение познаваемого объекта в новые системы связей и отношений с другими объектами позволяет открывать в нем новые свойства и признаки.
Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их практическом применении, в объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Следовательно, организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления.
Проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей и в связи с этим рассматривается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы и деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.
При создании проблемных ситуаций в течение урока процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при открытии новых знаний материала на уроке. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.
На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения.
Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода открытия новых знаний на уроках русского языка, установить причинно – следственные связи и отношения между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (наличие проблемной ситуации).
Наблюдение было организовано на уроках русского языка в 4 Б классе МОУ СОШ № 69.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке:
учащиеся поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя;
внимательно слушают;
тщательно выполняют задания;
задают вопросы;
самостоятельно выполняют работу.
На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения. Далее было проанализировано содержание учебного материала по русскому языку в классе и разработаны уроки русского языка с использованием проблемных ситуаций. Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках и уроках, где не использовались проблемные ситуации.Результаты заносились в протокол. Каждое проявление фиксировалось как 1 балл. Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках русского языка в 4 классе. Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках русского языка, где использовались проблемные ситуации.
Таким образом, проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Проблемная ситуация, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. В работе мы подробно рассмотрели вопрос об учебной проблеме, учебной ситуации, условиях ее создания, основных приемах создания проблемной ситуации на уроках русского языка в начальной школе и путях выхода из проблемной ситуации
Список литературы .
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Ю.К.Бабанский. – Ростов–на–Дону, Педагогика 2005г–127.130.с.–ISBN5–7155–0174–1.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников В.А.Крутецкий. Просвещение, 2005г–.87.с. ISBN 979–6–372–467–34
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2000г. С. 208. URL:89865489740 (дата обращения: 23.12.2016).
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.. URL: http://www.menobr.ru/article/30166–organizatsiya–problemnyh–situatsiy–na–urokah–v–nachalnoy–shkole (дата обращения 12.02.2017)