Начальный этап обучения в классе гитары. Первые уроки
Начальный этап обучения в классе гитары. Первые уроки
Начальный этап имеет очень важное значение в обучении ребенка игре на шестиструнной гитаре (впрочем, как и на любом другом инструменте). Именно на начальном этапе закладываются азы музыкального мастерства, а ошибки начального обучения приходится исправлять долгие годы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Начальный этап обучения в классе гитары. Первые уроки»
Администрация муниципального образования
«Осташковский городской округ»
Тверской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ И.К. АРХИПОВОЙ»
Методическая разработка по теме:
«Начальный этап обучения в классе гитары. Первые уроки»
Горячевой Екатерины Евгеньевны
2019 г.
ВВЕДЕНИЕ
Начальный этап имеет очень важное значение в обучении ребенка игре на шестиструнной гитаре (впрочем, как и на любом другом инструменте). Именно на начальном этапе закладываются азы музыкального мастерства, а ошибки начального обучения приходится исправлять долгие годы.
Объектом исследования является метод обучения игре на гитаре.
Предметом исследования является начальный период обучения.
Цель данной работы: исследовать начальный этап обучения на шестиструнной гитаре для того, чтобы проследить и раскрыть важнейшие методические и репертуарные стороны этого процесса.
Для этого решается ряд задач: последовательно раскрываются вопросы посадки за инструментом, постановки правой и левой руки на инструменте, свободы игровых движений, техники звукоизвлечения, создается последовательная репертуарная цепочка.
Начальному этапу обучения на шестиструнной гитаре, уделено значительное внимание, но все же в методике обучения на этом этапе до сих пор имеются противоречия и достаточно широкий спектр подходов к решению этой проблемы.
В работе использованы теоретические положения музыкальной психологии, теории и методики игры на гитаре. Применены общенаучные методы исследования.
Глава 1. Теоретическая основа начального этапа обучения
Особенности возрастной психологии детей 6-8 лет
Ребенок к 6 годам представляет собой достаточно сформировавшуюся социальную личность: отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает и какое может занять, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Мотив «я должен» начинает все более проявляться.
Одним из итогов психического развития дошкольника является его готовность к обучению в школе. Каждый шестилетний ребенок уже имеет отчетливо выраженные личностные, индивидуальные черты, мотивы поведения и жизненную позицию. Познавательные возможности детей этого возраста таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе.
У шестилетнего ребенка достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает свое внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями. Речь дошкольника тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.
Все психические процессы детей 6 лет постепенно становятся все более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.
Интеллектуальная готовность детей рассматриваемого возраста к обучению в школе предполагает развитие у них познавательных процессов, наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе.
В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов не одинакова у разных детей. Мышцы становятся крепче и сильнее, соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость, как мальчиков, так и девочек.
Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную деятельность, требующую высокой координации движений. Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором физического развития ребенка является состояние здоровья, которое позволяет детям более активно заниматься как физическим, так и умственным трудом.
Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут в школу с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ведущей деятельностью младшего школьника становятся учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.
В процессе учебной деятельности происходят изменения ученика, прежде всего на уровнях общего и умственного развития: в знаниях, навыках, умениях, обучаемости, в сформированности отдельных сторон учебной деятельности, в характере умственных операций, особенностях личности — он становится учеником, школьником.
Атмосфера новизны и праздничности первых дней пребывания в школе определяет позитивное отношение детей к учебе и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в учебном процессе придается постановке ближних и дальних целей. Тем более что первоначально мотивы долга и ответственности первоклассником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются. Педагогу необходимо формировать ответственное отношение школьника к учению, которое должно проявляться в его умении сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам.
По мере включения ребенка младшего школьного возраста в учебную, трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие его психики, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.
Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей. Конкретно-образный характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с текстом.
Основные особенности личности младшего школьника:
► Доверие к учителю. Послушание.
►► В процессе учения.
►► В повседневном поведении.
► Высокая внушаемость и подражательность.
►► Может иметь положительный эффект в формировании личности, в усвоении учебного материала.
►► Может иметь отрицательный эффект. Поверхностность восприятия явлений.
► О каких-либо сложностях и трудностях не задумываются.
►► Игровое отношение к познанию позволяет им легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых.
► Большая впечатлительность (во власти яркого факта или образа).
►► Старается быть ближе к тому, что заинтересовало.
►► При возможности берет заинтересовавший предмет в руки, внимательно рассматривает.
В младшем школьном возрасте учеба является основным видом деятельности ребенка, а главным ее мотивом — мотив получения высоких оценок. Высокая оценка обеспечивает школьнику соответствующий статус в классе. Учитель становится очень значимым взрослым, которого ученик очень уважает.
Таким образом, учеба является залогом благополучия ученика, предметом его гордости, что соответствует определенному этапу развития его как личности.
Значение правильной посадки и постановки рук
Значение правильной посадки и постановки рук имеет очень важное значение на начальном этапе обучения игре на шестиструнной гитаре.
Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двигательным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки.
Следовательно, основная задача начальной педагогики - предварительная тщательная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям.
Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.
Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмента или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продолжительное время - год и более.
В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнении - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий.
Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - гласит индийская мудрость. Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.
Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигательных действий - особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения.
Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению или уменьшению нагрузки. К примеру, если вы сидите, выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед - резко ее увеличиваете.
Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» - здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и усилий приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.
Глава 2 Практическая реализация начального этапа
2.1Доинструментальный период
Ребенок 6-8 лет пришел учиться в музыкальную школу. Первые уроки в школе, знакомство с преподавателем оставляют в его душе большое впечатление. От того как преподаватель построит занятия зависит успех дальнейшей работы.
Дети все разные. Один очень способный, другой имеет скромные данные, третий не организован, четвертый не умеет слушать и т.д. Перед педагогом возникает много проблем, но главное – как можно быстрее определить способности каждого. Талант – это дар, который требует особого внимания, бережного отношения, в то же время требовательности и индивидуального планирования текущей работы. Дорог каждый день, чтобы не упустить время.
Первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений и положительных эмоций: рассказать ребенку в увлекательной форме об инструменте, его истории, выдающихся гитаристах. Это поможет поближе познакомить ученика с инструментом и его возможностями. Очень хорошо, если учитель предложит спеть ребенку знакомую песенку, это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу.
Гитара как музыкальный инструмент имеет свои специфические особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать.
На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план – главное внимание сосредоточено на развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха нужно проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки, а ученик должен ее спеть. Необходимо следить, чтобы голос ученика совпадал со звучащей нотой. Не следует отчаиваться, если ученику не удалось сразу точно воспроизвести мелодию. Нечистое интонирование у детей часто происходит от неразвитости голосового аппарата. При целенаправленном развитии слуха это поправимо.
У детей интерес и любовь к музыке, обычно проявляется через движения под музыку. Попросите ребенка подвигаться под музыку или песенку. Через восприятие темпа и ритма произведений ученик начинает воспринимать и музыкальную речь. Разучивая песенку с учеником необходимо обратить внимание на эмоциональность и художественность исполнения, исходя из содержания текста песни (грустно, нежно, радостно и т.д.).
На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику необходимо подходить индивидуально. Посадка начинается с выбора стула. Если ребенок маленького роста, то стул следует выбирать с укороченными ножками. Ребенка усаживаем на край стула ближе к правому краю сиденья. Левая нога всей ступней ставится на подставку, высота которой тоже зависит от роста ученика. Левая нога по отношению к корпусу должна быть под острым углом. Уверенная опора левой ноги поможет сохранить естественное положение корпуса. Правую ногу чуть отодвинуть вправо. Если правая нога не достает до пола – подложить дощечку для полной устойчивости. Естественное положение корпуса, плеч, головы является важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука и работу исполнительского аппарата. Важно на первых уроках определить точки соприкосновения инструмента с телом.
Таких точек всего четыре:
1. Бедро левой ноги.
2. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги.
3. Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки.
4. Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса.
Итак, правильное положение инструмента определено, можно приступать к постановке рук. Но перед этим.
Функции правой и левой руки у исполнителей на струнных грифовых инструментах, совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает «музыку», а правая уже непосредственно извлекает звуки.
Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении, А. Гитман предлагает проделать следующее:
1. Ученик встает. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой.
2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90 градусов. Кисть держится на одной линии с предплечьем.
3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча.
4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперед, примерно, на 45 градусов.
5. Запястье делается слегка выпуклым. Это и есть положение правой руки. Надо заметить, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении.
На первых уроках для игры на гитаре лучше использовать 1, 2 и 3 струны.
Самый естественный прием игры на гитаре исполнение разложенных аккордов или арпеджио.
Во время звукоизвлечения возможны три положения пальцев:
1) палец находится над струной («пружинка распрямлена»);
2) палец встал на струну и готов ее оттягивать («сжимать пружинку»);
3) палец извлек звук и находится внутри ладони («пружинка сжата»).
Желательно поиграть и другие арпеджио в качестве упражнений.
Игра этих арпеджио формирует у ребенка правильную постановку правой руки, так как при их исполнении рука естественным образом, без каких либо усилий, принимает правильное положение. (При этом конечно же нужно следить, чтобы ребенок не напрягал руку). Подробнейшим образом игра этих арпеджио описана в «Практической теории начального обучения» А.Гитмана.
К этому времени ученик должен уметь отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.
Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Начальные движения пальцев левой сводятся вначале только к незначительному подъему и постановке их на струну, затем к поочередному прижатию струн без звука для того, чтобы наметить нужные движения. Выполняя эти упражнения необходимо следить за свободой руки и силой прижима. Очень важно закрепить позицию, в которой каждому пальцу соответствует свой лад (домик) при этом они строго следуют друг за другом. Вторая важная для ребенка установка это прижимать струну «близко к ногтю» и «близко к порожку», так как это позволяет избежать треска, неточности в произношении звука и рационально распределить напряжения мышц при давлении на струну.
В основе игровых движений на гитаре лежат естественные повседневные движения рук и пальцев (хватательные). Проиллюстрируем это – предложите ученику взять со стола карандаш в левую руку и рассмотреть положение пальцев. С одной стороны карандаша на одном уровне располагаются пальцы 1, 2, 3, 4, они собраны вместе и округлены. С другой стороны, в противодействии к ним, - большой палец, он касается карандаша мякотью подушечки, фаланги при этом не прогибаются. В таком же естественном положении пальцы должны оставаться на грифе. Затем ученик берет инструмент и устанавливает пальцы 1, 2, 3, 4 на одной из струн, а большой палец помещает под грифом. Лучше сделать это в V позиции, где наиболее удобное и естественное положение левой руки. Ученик несколько раз поднимает и опускает над струной пальцы, чтобы наметить общее движение. Затем обхватывает пальцами гриф так, как перед этим карандаш. Левая рука не поддерживает гриф, но ей необходимо преодолевать силу собственной тяжести, она как бы свободно зависает на пальцах, сжимающих гриф.
На этом этапе продолжается работа над звукоизвлечением, но уже с участием пальцев левой руки.
Существуют два основных правила, которые выработки синхронности движений рук, которые необходимо запомнить׃
1) Правая рука опережает левую. Это означает, что палец правой руки уже подготовлен к звукоизвлечению и находится на струне, а палец левой руки еще над струной.
2) Нажим на струну правой рукой и импульс прижатия лада левой рукой должны происходить строго вместе.
Далее можно переходить к отрабатыванию одновременного звукоизвлечения двойных нот, то есть мелодия с басом исполняются сначала p – апояндо, а i, m, a – тирандо, затем с применением двойного тирандо (щипка). Большой палец находится впереди других пальцев. Помните, что пальцы идут противоходом, а само движение напоминает закручивание. Это упражнение помогает в постановке кисти правой руки.
2.3. Репертуарная политика на начальном этапе обучения
Репертуар на начальном этапе обучения должен быть основан на принципе постепенного усложнения. Уровень способностей учеников различен, поэтому требует индивидуального, внимательного подхода к каждому. Разнообразие форм, характера содержания произведений индивидуальных планов учеников должен быть стимулом к занятиям дома и в классе.
Немногие профессиональные композиторы пишут для детей. Поэтому порой педагогу сложно выбрать для ученика пьесы, которые бы отвечали всем требованиям музыкального исполнительства, были бы доступны начинающему гитаристу и имели бы высокую художественную ценность. Развитие музыканта-гитариста зависит не только от навыков, но и от репертуара. Очень хорошо, когда педагог обращается к музыке композиторов Каркасси, Джулиани, Сора, Агуадо, но это очень мало. Необходимо играть музыку разных стилей и эпох. Особое место должна занять современная музыка. Среди современных композиторов – Никита Кошкин, Штефан Рак, Франц Хьюст, Виктор Козлов, Людмила Иванова, Юрий Смирнов, Олег Киселёв, Александр Виницкий, Игорь Рехин. Именно эти композиторы создают музыкальную литературу для детей школьного возраста, приучая их к современному гитарному языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальный этап имеет очень большое значение в становлении музыканта-гитариста. Первые впечатления ребёнка от соприкосновения с искусством оказывают влияние на его дальнейшее музыкальное развитие. Огромную роль в этом играют первые месяцы обучения.
На каждом уроке ребёнок должен чувствовать положительный результат хотя бы в самом простом задании. Конечно, многое получится не сразу, трудности и неудачи в обучении могут быть, но задача педагога помочь ученику поверить в свои силы и возможности. Повторяющиеся неудачи, накопленное неудовлетворение, скучные уроки, в конечном счете, рождают нелюбовь к инструменту и отторжение музыки. Поэтому работа педагога с учеником должна быть продуманной, последовательной и профессиональной. Она заключается в сочетании развития творческого и образного мышления, эмоционального восприятия, и приобретении первых технических и профессиональных навыков игры на инструменте. Именно в первые месяцы обучения закладывается тот фундамент, та база, на которой в дальнейшем будет строиться развитие всех навыков и способностей ученика.
Педагог-музыкант не только обучает игре на инструменте, он раскрывает ребенку мир прекрасного, старается пробудить доброту, сопереживание, старается зажечь творческим огнем. Педагог учит управлять своими эмоциями во время исполнения, и многому другому, что закладывается на всю жизнь в душе с малых лет. Потом этому научить трудно.
Только профессиональному педагогу-гитаристу можно доверить воспитание исполнителя. И часто происходит чудо! Ребенка захватывает интерес к инструменту, успех вдохновляет, и он остается, предан музыке, гитаре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1971. – 274с.
Волков Б. С. Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
Волков Б. С. Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 343 с.
Гитман А. Практическая теория начального обучения // Как научить играть на гитаре - М.: Классика-XXI, 2006. – 10-38 с.
Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. – К., 2004. – 73 с.
Замятина Н.Ю. Первые уроки на гитаре. Рукопись
Иванова-Крамская Н. А. Школа исполнительского мастерства юного гитариста: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 155 с.
Калинин В. Юный гитарист. – М.: Музыка, 2008. – 127 с.
Кирнарская Д. К, Киященко Н. И., Тарасова К. В. и др.; под ред. Цыпина Т. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.