kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

На пути к выбору профессии своей мечты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад с презентацией подготовлен мной в рамках педсовета "Профориентация в школе". Опираясь на умозаключения педагогов и психологов о профориентации, я перечислила основные формы работы, обозначила важность работы с портфолио на пути к выбору профессии и возможности проигрывания ролей в классном самоуправлении как способа профессиональных проб, сделала выводы, предложила рекомендации. Предложенные мной странички разделов портфолио можно использовать для работы.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФ_ПЕДСОВЕТ_ЧЕРНЕНКО»

На пути к выбору профессии своей мечты

/ПРОФОРИЕНТАЦИЯ в начальной школе/

С1 Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии.

С2 Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентоспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества. «Социальное самочувствие» человека закладывается в общеобразовательной школе и во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий профессионального выбора адекватного возможностям ученика.

С3 Группа учёных под руководством Чистяковой С.Н выделяет следующую структуру профориентационной работы:

  1. Получение школьником знаний о себе самом (Образ «Я»);

  2. Получение информации о мире профессионального труда;

  3. Осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности)

Профессиональные пробы являются наиболее значимой частью школьной профориентации. Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Общеизвестно, что качества формируются только в деятельности.

В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составляющую урочной и внеурочной деятельности, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Классный руководитель является координатором всех воспитательных воздействий и может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».

С4 Опираясь на традиционную в возрастной психологии периодизацию, ИС.Кон определяет этапы профессионального самоопределения. Первый-детская игра, в которой идёт своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап-подростковая фантазия. Третий – захватывающий подростковый и часть юношеского возраста-предварительный выбор профессии на основе способностей, интересов, системы ценностей школьника. Четвёртый этап – практическое принятие решения.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, пытливость, но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
С5 Цель профориентационной работы с младшими школьниками сводится к следующему: формирование добросовестного, положительного отношения к труду; понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности; формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.

С6 В начальной школе наиболее приемлемыми являются следующие формы профориентационной работы:

  • Система проф информационной работы в урочной деятельности(тем. уроки, беседы,)обсуждение книг;

  • Организация проектной деятельности.

  • Организация и проведение внеклассных занятий (тематических кл.часов, праздников, конкурсов, КТД, субботников, шефская помощь, оформление уголка “В мире профессий”);

  • Организация экскурсий, встреч с представителями профессий;

  • Организация внеурочной деятельности (работы кружков, секций);

  • Организация классного самоуправления;

  • Работа с портфолио.

Для выявления среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, учителя начальных классов ведут информационно-просветительскую работу на классных часах, проводят экскурсии на предприятия, организовывают творческие конкурсы, привлекают школьников к разнообразной коллективной творческой деятельности, к выполнению различного рода проектов, организовывают встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

Профориентационная работа в начальной школе основана на посильной практической включенности в различные виды деятельности, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

За основу формирования коллектива классный руководитель берёт те же виды деятельности, которые предусматривает профессиональная ориентация обучающихся. Коллектива не будет, пока не будет взаимодействия, а взаимодействия не будет пока нет конкретной роли, нет осознания своих задач, понимания какого результата он может добиться и путём каких средств. Неотъемлемым признаком коллектива является самоуправление. Основу организации самоуправления в классе составляет разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнять какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В практике моей работы эффективными являются следующие секции:

С7 «Помощь 911». Основная деятельность секции заключается:

  • организует и оказывает помощь в проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад;

  • контролирует ведение дневников, портфолио;

  • оказывает помощь одноклассникам в урочной и внеурочной деятельности.

Кредо секции – прилежание.

Кредо.(лат. credo — верю, верую)  взгляды, убеждения основные убеждения предпринимателя, которыми он руководствуется.(экономический словарь) 2) определенная система убеждений.(политический словарь)

С8 «Комфорт»

  • организация и контроль дежурства в классе, столовой

  • организация и проведение субботников

  • контроль экономии электроэнергии, воды, сохранность мебели и оборудования

кредо-бережливость, трудолюбие, аккуратность.

«Полиция нравов»

  • контролирует посещаемость уроков

  • отвечает за культуру речи, дисциплину на уроках и переменах

  • ведёт политику мирного разрешения споров и конфликтов через дебаты, компромисс, диалог.

Кредо – честность, дисциплина, вежливость

С9 «Жить здорово»

  • организует участие в акциях «За здоровый образ жизни»

  • проводит подвижные игры, физминутки, соревнования

  • пропагандирует занятость в кружках и секциях, просвещает о вредных привычках

Кредо – сохранность здоровья

«Культура и СМИ»

  • оказание помощи кл.рук. в проведении мероприятий

  • организация фотовыставок, газет, плакатов, отражающих жизнь коллектива

  • участие в концертах, конкурсах, акциях

  • осуществление мобильной связи обучающихся через телефон, электронную почту, скайп, группу в Интернете.

Кредо – порядочность, тактичность.

Благодаря отлаженной системе самоуправления в классном коллективе происходит своеобразная примерка профессиональной роли, формируется устойчивая мотивация к трудовым обязанностям. Каждый ученик приобретает ту роль, реализация которой имеет смысловую функцию, определяет место обучающегося и его вклад в деятельность группы и всего коллектива.

С10 Вывод: Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, а значит овладевать универсальными учебными действиями, необходимыми в выборе профессии своей мечты.

С11 Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в урочной и внеурочной деятельности хорошо прослеживается через портфолио ученика. Будем рассматривать портфолио как долгосрочный профориентационный проект. При анализе которого выявляется персональный путь реализации личностного потенциала. Речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей, а об успешности в овладении деятельностью, развитии УУД. Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика.

С12 При работе с портфолио ежегодно в разделе «Моё творчество» пополняется файл с рисунками о профессиональном предпочтении на данном этапе, в разделе «Я активист» представлены индивидуальные маршруты внеурочной деятельности по годам с 1 по 4 класс, а также результаты участия в мероприятиях в виде грамот, сертификатов и просто фотографий, что позволяет выявить предпочтения и отказ от какого-либо вида внеурочной деятельности, С13 в разделе «Мои достижения» представлены результаты урочной деятельности, интеллектуальных конкурсов, проектных работ - в дальнейшем выбранные дисциплины могут стать основой будущей профессии.

С14 Работа с портфолио – это формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения.

С15 Вывод: портфолио является технологическим обеспечением профессионального проектирования и создаёт условия для ранней профилизации обучающихся.

Возможности урочной и внеурочной деятельности, позволяют целенаправленно и последовательно заниматься вопросами профессиональной ориентации в начальной школе. Обучающийся будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

С16 Рекомендации:

  • Вести планомерную и систематическую работу для расширения знаний о мире профессий.

  • Внедрять в практику вышеперечисленные формы профориентационной работы.

С17 *Применять технологии формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности;

  • Использовать дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«ПРОФ_ПЕДСОВЕТ_ЧЕРНЕНКО»

На пути к выбору профессии  своей мечты Черненко Наталия Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №146 г.Челябинск

На пути к выбору профессии своей мечты

Черненко Наталия Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №146

г.Челябинск

структура  профориентационной работы:

структура профориентационной работы:

  • Получение школьником знаний о себе самом (Образ «Я»);
  • Получение информации о мире профессионального труда;
  • Осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности)
Этапы профессионального самоопределения

Этапы профессионального самоопределения

  • Детская игра Подростковая фантазия Предварительный выбор профессии Практическое принятие решения
  • Детская игра
  • Подростковая фантазия
  • Предварительный выбор профессии
  • Практическое принятие решения
Цель профориентационной работы с младшими школьникам формирование добросовестного, положительного отношения к труду; понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности; формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.

Цель профориентационной работы с младшими школьникам

  • формирование добросовестного, положительного отношения к труду;
  • понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.

Формы профориентационной работы

Формы профориентационной работы

  • Система профинформационной работы в урочной деятельности(тем. уроки, беседы, обсуждение книг, библ. уроки, рефераты);
  • Организация проектной деятельности.
  • Организация и проведение внеклассных занятий (тем. кл.часов, праздников, конкурсов, КТД, субботников, шефская помощь, оформление уголка “В мире профессий”);
  • Организация экскурсий, встреч с представителями профессий;
  • Организация внеурочной деятельности (работы кружков, секций);
  • Организация классного самоуправления;
  • Работа с портфолио.
«Помощь 911» организует и оказывает помощь в проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад; контролирует ведение дневников, портфолио; оказывает помощь одноклассникам в урочной и внеурочной деятельности. Кредо секции – прилежание.  Кредо (лат. credo — верю, верую) 1)  взгляды, основные убеждения предпринимателя, которыми он руководствуется(экономический словарь) 2) определенная система убеждений(политический словарь)

«Помощь 911»

  • организует и оказывает помощь в проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад;
  • контролирует ведение дневников, портфолио;
  • оказывает помощь одноклассникам в урочной и внеурочной деятельности.

Кредо секции – прилежание.

Кредо (лат. credo — верю, верую)

1)  взгляды, основные убеждения предпринимателя, которыми он руководствуется(экономический словарь)

2) определенная система убеждений(политический словарь)

«Комфорт» организация и контроль дежурства в классе, столовой организация и проведение субботников контроль экономии электроэнергии, воды, сохранность мебели и оборудования Кредо-бережливость, трудолюбие, аккуратность.  «Полиция нравов» контролирует посещаемость уроков отвечает за культуру речи, дисциплину на уроках и переменах ведёт политику мирного разрешения споров и конфликтов через дебаты, компромисс, диалог. Кредо – честность, дисциплина, вежливость

«Комфорт»

  • организация и контроль дежурства в классе, столовой
  • организация и проведение субботников
  • контроль экономии электроэнергии, воды, сохранность мебели и оборудования

Кредо-бережливость, трудолюбие, аккуратность.

«Полиция нравов»

  • контролирует посещаемость уроков
  • отвечает за культуру речи, дисциплину на уроках и переменах
  • ведёт политику мирного разрешения споров и конфликтов через дебаты, компромисс, диалог.

Кредо – честность, дисциплина, вежливость

«Жить здорово» организует участие в акциях «За здоровый образ жизни» проводит подвижные игры, физминутки, соревнования пропагандирует занятость в кружках и секциях, просвещает о вредных привычках Кредо – сохранность здоровья «Культура и СМИ» оказание помощи кл.рук. в проведении мероприятий организация фотовыставок, газет, плакатов, отражающих жизнь коллектива участие в концертах, конкурсах, акциях осуществление мобильной связи обучающихся через телефон, электронную почту, скайп, группу в Интернете. Кредо – порядочность, тактичность.

«Жить здорово»

  • организует участие в акциях «За здоровый образ жизни»
  • проводит подвижные игры, физминутки, соревнования
  • пропагандирует занятость в кружках и секциях, просвещает о вредных привычках

Кредо – сохранность здоровья

«Культура и СМИ»

  • оказание помощи кл.рук. в проведении мероприятий
  • организация фотовыставок, газет, плакатов, отражающих жизнь коллектива
  • участие в концертах, конкурсах, акциях
  • осуществление мобильной связи обучающихся через телефон, электронную почту, скайп, группу в Интернете.

Кредо – порядочность, тактичность.

Вывод: Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, а значит овладевать универсальными учебными действиями, необходимыми в выборе профессии своей мечты.

Вывод: Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, а значит овладевать универсальными учебными действиями, необходимыми в выборе профессии своей мечты.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в урочной и внеурочной деятельности

Индивидуальная образовательная траектория

обучающегося в урочной и внеурочной деятельности

Вывод: Портфолио является технологическим обеспечением профессионального проектирования и создаёт условия для ранней профилизации обучающихся.

Вывод: Портфолио является технологическим обеспечением профессионального проектирования и создаёт условия для ранней профилизации обучающихся.

*Вести планомерную и систематическую работу для расширения знаний о мире профессий. *Внедрять в практику вышеперечисленные формы профориентационной работы. Рекомендации

*Вести планомерную и систематическую работу для расширения знаний о мире профессий.

*Внедрять в практику вышеперечисленные формы профориентационной работы.

Рекомендации

* Применять технологии формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности. *Использовать дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возрастных особеннностей обучающихся . Рекомендации

* Применять технологии формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности.

*Использовать дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возрастных особеннностей обучающихся .

Рекомендации

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!

Используемые ресурсы https://yandex.ru/images/search?text= явдосюк%20шаблоны%20школьные%20презентаций& stype = image&lr =56&noreask=1&source=wiz Классному руководителю. Учеб-метод. Пособие/под ред. М.И.Рожкова. – Москва: Гуманит.изд.ВЛАДОС, 2001

Используемые ресурсы

https://yandex.ru/images/search?text= явдосюк%20шаблоны%20школьные%20презентаций& stype = image&lr =56&noreask=1&source=wiz

Классному руководителю. Учеб-метод. Пособие/под ред. М.И.Рожкова. – Москва: Гуманит.изд.ВЛАДОС, 2001


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
На пути к выбору профессии своей мечты

Автор: Черненко Наталия Владимировна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Родительское собрание «Как влияет выбор профессии на будущее»"
    ["seo_title"] => string(62) "roditielskoiesobraniiekakvliiaietvyborprofiessiinabudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "267805"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450459894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Час общения для учащихся 9 класса "выбор профессии - дело серьёзное" "
    ["seo_title"] => string(82) "chas-obshchieniia-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-vybor-profiessii-dielo-sier-ioznoie"
    ["file_id"] => string(6) "173039"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423918845"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами "Брюховецкого аграрного колледжа". Научный руководитель Попова Р.Т"
    ["seo_title"] => string(148) "izuchieniierolizhizniennykhtsiennostieiioriientirovprivyborieprofiessiistudientamibriukhovietskoghoaghrarnoghokolliedzhanauchnyirukovoditielpopovart"
    ["file_id"] => string(6) "309113"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458742715"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок технологии на тему: Выбор профессии."
    ["seo_title"] => string(39) "uroktiekhnologhiinatiemuvyborprofiessii"
    ["file_id"] => string(6) "268851"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450705778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Проблема выбора профессии военного воспитанниками кадетского корпуса"
    ["seo_title"] => string(68) "probliemavyboraprofiessiivoiennoghovospitannikamikadietskoghokorpusa"
    ["file_id"] => string(6) "304418"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457711947"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства