На пути к выбору профессии своей мечты
/ПРОФОРИЕНТАЦИЯ в начальной школе/
С1 Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии.
С2 Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентоспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества. «Социальное самочувствие» человека закладывается в общеобразовательной школе и во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий профессионального выбора адекватного возможностям ученика.
С3 Группа учёных под руководством Чистяковой С.Н выделяет следующую структуру профориентационной работы:
Получение школьником знаний о себе самом (Образ «Я»);
Получение информации о мире профессионального труда;
Осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности)
Профессиональные пробы являются наиболее значимой частью школьной профориентации. Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Общеизвестно, что качества формируются только в деятельности.
В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составляющую урочной и внеурочной деятельности, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Классный руководитель является координатором всех воспитательных воздействий и может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».
С4 Опираясь на традиционную в возрастной психологии периодизацию, ИС.Кон определяет этапы профессионального самоопределения. Первый-детская игра, в которой идёт своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап-подростковая фантазия. Третий – захватывающий подростковый и часть юношеского возраста-предварительный выбор профессии на основе способностей, интересов, системы ценностей школьника. Четвёртый этап – практическое принятие решения.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, пытливость, но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
С5 Цель профориентационной работы с младшими школьниками сводится к следующему: формирование добросовестного, положительного отношения к труду; понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности; формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.
С6 В начальной школе наиболее приемлемыми являются следующие формы профориентационной работы:
Система проф информационной работы в урочной деятельности(тем. уроки, беседы,)обсуждение книг;
Организация проектной деятельности.
Организация и проведение внеклассных занятий (тематических кл.часов, праздников, конкурсов, КТД, субботников, шефская помощь, оформление уголка “В мире профессий”);
Организация экскурсий, встреч с представителями профессий;
Организация внеурочной деятельности (работы кружков, секций);
Организация классного самоуправления;
Работа с портфолио.
Для выявления среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, учителя начальных классов ведут информационно-просветительскую работу на классных часах, проводят экскурсии на предприятия, организовывают творческие конкурсы, привлекают школьников к разнообразной коллективной творческой деятельности, к выполнению различного рода проектов, организовывают встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда.
Профориентационная работа в начальной школе основана на посильной практической включенности в различные виды деятельности, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
За основу формирования коллектива классный руководитель берёт те же виды деятельности, которые предусматривает профессиональная ориентация обучающихся. Коллектива не будет, пока не будет взаимодействия, а взаимодействия не будет пока нет конкретной роли, нет осознания своих задач, понимания какого результата он может добиться и путём каких средств. Неотъемлемым признаком коллектива является самоуправление. Основу организации самоуправления в классе составляет разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнять какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В практике моей работы эффективными являются следующие секции:
С7 «Помощь 911». Основная деятельность секции заключается:
организует и оказывает помощь в проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад;
контролирует ведение дневников, портфолио;
оказывает помощь одноклассникам в урочной и внеурочной деятельности.
Кредо секции – прилежание.
Кредо.(лат. credo — верю, верую) взгляды, убеждения основные убеждения предпринимателя, которыми он руководствуется.(экономический словарь) 2) определенная система убеждений.(политический словарь)
С8 «Комфорт»
организация и контроль дежурства в классе, столовой
организация и проведение субботников
контроль экономии электроэнергии, воды, сохранность мебели и оборудования
кредо-бережливость, трудолюбие, аккуратность.
«Полиция нравов»
контролирует посещаемость уроков
отвечает за культуру речи, дисциплину на уроках и переменах
ведёт политику мирного разрешения споров и конфликтов через дебаты, компромисс, диалог.
Кредо – честность, дисциплина, вежливость
С9 «Жить здорово»
организует участие в акциях «За здоровый образ жизни»
проводит подвижные игры, физминутки, соревнования
пропагандирует занятость в кружках и секциях, просвещает о вредных привычках
Кредо – сохранность здоровья
«Культура и СМИ»
оказание помощи кл.рук. в проведении мероприятий
организация фотовыставок, газет, плакатов, отражающих жизнь коллектива
участие в концертах, конкурсах, акциях
осуществление мобильной связи обучающихся через телефон, электронную почту, скайп, группу в Интернете.
Кредо – порядочность, тактичность.
Благодаря отлаженной системе самоуправления в классном коллективе происходит своеобразная примерка профессиональной роли, формируется устойчивая мотивация к трудовым обязанностям. Каждый ученик приобретает ту роль, реализация которой имеет смысловую функцию, определяет место обучающегося и его вклад в деятельность группы и всего коллектива.
С10 Вывод: Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, а значит овладевать универсальными учебными действиями, необходимыми в выборе профессии своей мечты.
С11 Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в урочной и внеурочной деятельности хорошо прослеживается через портфолио ученика. Будем рассматривать портфолио как долгосрочный профориентационный проект. При анализе которого выявляется персональный путь реализации личностного потенциала. Речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей, а об успешности в овладении деятельностью, развитии УУД. Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика.
С12 При работе с портфолио ежегодно в разделе «Моё творчество» пополняется файл с рисунками о профессиональном предпочтении на данном этапе, в разделе «Я активист» представлены индивидуальные маршруты внеурочной деятельности по годам с 1 по 4 класс, а также результаты участия в мероприятиях в виде грамот, сертификатов и просто фотографий, что позволяет выявить предпочтения и отказ от какого-либо вида внеурочной деятельности, С13 в разделе «Мои достижения» представлены результаты урочной деятельности, интеллектуальных конкурсов, проектных работ - в дальнейшем выбранные дисциплины могут стать основой будущей профессии.
С14 Работа с портфолио – это формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения.
С15 Вывод: портфолио является технологическим обеспечением профессионального проектирования и создаёт условия для ранней профилизации обучающихся.
Возможности урочной и внеурочной деятельности, позволяют целенаправленно и последовательно заниматься вопросами профессиональной ориентации в начальной школе. Обучающийся будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.
С16 Рекомендации:
С17 *Применять технологии формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности;
Спасибо за внимание!