kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий»

Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка – целитель здоровья.

В. М. Бехтерев.

В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей.

Одним из мощных средств благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство. Лечение музыкой или «музыкотерапия» является одним из древнейших средств оздоровления, не теряющих своей актуальности и по сей день.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Согласно Американской ассоциации музыкальных терапевтов, музыкотерапия для младших школьников повышает концентрацию внимания, улучшает коммуникативные и социальные навыки, ускоряет адаптацию к школьному режиму и новым обязанностям, улучшает общий психологический фон в классе. Она также доказала свою эффективность для детей с синдромом дефицита внимания.

Работая в общеобразовательной школе, замечаю, что детей с нарушениями в личностной сфере, требующих особого внимания, становится больше. Поэтому на уроках я начала использовать музыку (музыкотерапию).

Конечно, музыкотерапия в полной мере применяется на уроках музыки, но я на наших занятиях ее тоже можно использовать.

На литературном чтение, применяя народную музыку, дети спокойно и ярко воспринимают устное народное творчество.

На математике использую музыкальные математические считалочки. Дети проговаривая под музыку счёт, чувствуют себя увереннее.

После длительного письма, на уроке русского языка, применяю музыкальные физминутки, так у детей быстро проходит усталость.

На уроках технологии ребята выполняют работу под классическую музыку или звуки природы.

На уроках ангийского языка

Большие перемены

Следовательно, музыка оказывает лечебное и терапевтическое свойство на здоровье человека и следующие музыкальные произведения можно рекомендовать для прослушивания:

Для лечения гипертонии:

- Бах «Концерт ре-минор» для скрипки,

- Шопен «Ноктюрн ре-минор»,

- Барток «Соната для фортепиано»,

- Брукнер «Месса ля-минор».

От мигрени и головной боли:

- Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,

- Лист «Венгерская рапсодия»,

- Гершвин «Американец в Париже», Бетховен «Фиделио»,

- Хачатурян «Сюита Маскарад»,

- Мендельсон «Весенняя песня»,

- Дворжак «Юморески»

От бессоницы:

- Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы»,

- Массне «Медитация»,

- Родриго «Адажио»,

- Мендельсон «Песни без слов»,

- Глюк «Мелодия»,

- пьесы Чайковского.

Композитором, чья музыка увеличивает показатель интеллекта на порядок, является великий Вольфганг Амадей Моцарт.
Это связано с тем, что его произведения содержат звуки высокой частоты, а это прекрасно подпитывает мозг. Даже кратковременное прослушивание произведений Моцарта повышает показатели интеллекта. Этот феномен так и назвали «эффект Моцарта»

Произведения Моцарта для детей

- Маленькая ночная серенада.
- Маленькая ночная серенада.
- Rondo Alla Turka (Турецкий марш)
- Зальцбургская симфония №1 ре мажор. I часть
- Фантазия ре минор
- Концерт №2 для флейты с оркестром.
- Симфония №40 соль минор. I часть
- Зальцбургская симфония №2.
- Симфония №22 до мажор.
- Симфония №29 ля мажор.
- Симфония №41 («Юпитер»).

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ОВЗ.

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности

-«Мазурка», "Прелюдии" Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

-«Кантата № 2» Баха, «Лунная соната», "Симфония ля-минор" Бетховена.

Для общего успокоения, удовлетворения 

- «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны".

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми

- «Концерт ре-минор» для скрипки, "Кантата 21" Баха, Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор".

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения

- «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена, Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности

- «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания 

- Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Список музыкальных произведений, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка, а также исследований детских музыкальных предпочтений:

- И.Альбенис «Испанская сюита», №5

- Б.Барток Концерт №2 для скрипки с оркестром, ч.2

- И.С.Бах, "Хорошо темперированный клавир",ч1. Прелюдия и фуга №1 до мажор

- И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор

- И.С.Бах, Прелюдия №1

- Бах-Гуно, «Аве Мария»

- А.Вивальди, «Времена года»

- Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин»

- Э.Григ, «Утро»

- К. Дебюсси, «Маленькая сюита»

- В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада» ч.1

- В.А.Моцарт, «Турецкий марш»

- В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

- М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»

- Н.Паганини, Каприз соч.1 №24 

Современные социальные и природные катаклизмы заставляют по-новому взглянуть на проблему здоровья человека. Сегодня особую актуальность приобретают меры по созданию новых эффективных методов реабилитации и профилактики, нетрадиционных подходов, повышающих резервные возможности организма человека. Зачастую новое – это хорошо забытое старое, и музыкальная терапия из числа подобных средств.

На сегодня научно доказано, что музыка способна благотворно влиять на организм, избавлять его от широкого спектра болезней без хирургического вмешательства и неблагоприятных побочных эффектов медикаментозного воздействия.

Используя на уроках музыкотерапию, можно наблюдать положительные изменения детского поведения. У ребят повышается творческая активность, снижается напряжение, замкнутые дети приобретают коммуникативные навыки, слишком активные – навыки самоконтроля, расширяется чувственная сфера.

Музыка - это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его правильно принимать! И каждый человек должен понять, что без музыки нельзя жить!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий

Автор: Михайлова Елена Александровна

Дата: 26.01.2022

Номер свидетельства: 598902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Здоровьесберегающие технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(56) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "221884"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435654504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Разработка открытого урока-путешествия по теме:  «Здоровьесберегающие технологии на уроках историко-бытового танца, как залог успешного обучения школьников»"
    ["seo_title"] => string(181) "razrabotka-otkrytogho-uroka-putieshiestviia-po-tiemie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-istoriko-bytovogho-tantsa-kak-zalogh-uspieshnogho-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "292508"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455288174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства