Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий»
Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка – целитель здоровья.
В. М. Бехтерев.
В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей.
Одним из мощных средств благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство. Лечение музыкой или «музыкотерапия» является одним из древнейших средств оздоровления, не теряющих своей актуальности и по сей день.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Согласно Американской ассоциации музыкальных терапевтов, музыкотерапия для младших школьников повышает концентрацию внимания, улучшает коммуникативные и социальные навыки, ускоряет адаптацию к школьному режиму и новым обязанностям, улучшает общий психологический фон в классе. Она также доказала свою эффективность для детей с синдромом дефицита внимания.
Работая в общеобразовательной школе, замечаю, что детей с нарушениями в личностной сфере, требующих особого внимания, становится больше. Поэтому на уроках я начала использовать музыку (музыкотерапию).
Конечно, музыкотерапия в полной мере применяется на уроках музыки, но я на наших занятиях ее тоже можно использовать.
На литературном чтение, применяя народную музыку, дети спокойно и ярко воспринимают устное народное творчество.
На математике использую музыкальные математические считалочки. Дети проговаривая под музыку счёт, чувствуют себя увереннее.
После длительного письма, на уроке русского языка, применяю музыкальные физминутки, так у детей быстро проходит усталость.
На уроках технологии ребята выполняют работу под классическую музыку или звуки природы.
На уроках ангийского языка
Большие перемены
Следовательно, музыка оказывает лечебное и терапевтическое свойство на здоровье человека и следующие музыкальные произведения можно рекомендовать для прослушивания:
Для лечения гипертонии:
- Бах «Концерт ре-минор» для скрипки,
- Шопен «Ноктюрн ре-минор»,
- Барток «Соната для фортепиано»,
- Брукнер «Месса ля-минор».
От мигрени и головной боли:
- Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,
- Лист «Венгерская рапсодия»,
- Гершвин «Американец в Париже», Бетховен «Фиделио»,
- Хачатурян «Сюита Маскарад»,
- Мендельсон «Весенняя песня»,
- Дворжак «Юморески»
От бессоницы:
- Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы»,
- Массне «Медитация»,
- Родриго «Адажио»,
- Мендельсон «Песни без слов»,
- Глюк «Мелодия»,
- пьесы Чайковского.
Композитором, чья музыка увеличивает показатель интеллекта на порядок, является великий Вольфганг Амадей Моцарт. Это связано с тем, что его произведения содержат звуки высокой частоты, а это прекрасно подпитывает мозг. Даже кратковременное прослушивание произведений Моцарта повышает показатели интеллекта. Этот феномен так и назвали «эффект Моцарта»
Произведения Моцарта для детей
- Маленькая ночная серенада. - Маленькая ночная серенада. - Rondo Alla Turka (Турецкий марш) - Зальцбургская симфония №1 ре мажор. I часть - Фантазия ре минор - Концерт №2 для флейты с оркестром. - Симфония №40 соль минор. I часть - Зальцбургская симфония №2. - Симфония №22 до мажор. - Симфония №29 ля мажор. - Симфония №41 («Юпитер»).
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ОВЗ.
Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания
- Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Список музыкальных произведений, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка, а также исследований детских музыкальных предпочтений:
- И.Альбенис «Испанская сюита», №5
- Б.Барток Концерт №2 для скрипки с оркестром, ч.2
- И.С.Бах, "Хорошо темперированный клавир",ч1. Прелюдия и фуга №1 до мажор
- И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор
- И.С.Бах, Прелюдия №1
- Бах-Гуно, «Аве Мария»
- А.Вивальди, «Времена года»
- Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин»
- Э.Григ, «Утро»
- К. Дебюсси, «Маленькая сюита»
- В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада» ч.1
- В.А.Моцарт, «Турецкий марш»
- В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
- М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»
- Н.Паганини, Каприз соч.1 №24
Современные социальные и природные катаклизмы заставляют по-новому взглянуть на проблему здоровья человека. Сегодня особую актуальность приобретают меры по созданию новых эффективных методов реабилитации и профилактики, нетрадиционных подходов, повышающих резервные возможности организма человека. Зачастую новое – это хорошо забытое старое, и музыкальная терапия из числа подобных средств.
На сегодня научно доказано, что музыка способна благотворно влиять на организм, избавлять его от широкого спектра болезней без хирургического вмешательства и неблагоприятных побочных эффектов медикаментозного воздействия.
Используя на уроках музыкотерапию, можно наблюдать положительные изменения детского поведения. У ребят повышается творческая активность, снижается напряжение, замкнутые дети приобретают коммуникативные навыки, слишком активные – навыки самоконтроля, расширяется чувственная сфера.
Музыка - это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его правильно принимать! И каждый человек должен понять, что без музыки нельзя жить!