Разработка открытого урока-путешествия по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках историко-бытового танца, как залог успешного обучения школьников»
Разработка открытого урока-путешествия по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках историко-бытового танца, как залог успешного обучения школьников»
Введение
Историко-бытовой танец и бальный танец, наряду с классическим и народно-сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно - историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.
Историко - бытовой танец занимает важное место в хореографическом искусстве. Он присутствует в репертуаре современного классического балета, а некоторые его образцы являются золотым эталоном мировой хореографии.
Предмет историко-бытовой танец дает возможность практически познать историческое развитие танца. Изучение раннее существовавших форм, отражающих стилевые и характерные особенности разных эпох и народностей, необходимо, потому что в этом заложена история развития хореографического искусства.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.
Урок хореографии сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока является организация разных форм музыкально-танцевальной деятельности школьников. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач музыки на уроках хореографии: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель урока – повышение интереса учащихся к изучению историко-бытовых танцев
Задачи:
Применение здоровьесберегающих технологий: кинотерапия,арттерапия,музыкотерапия,сказкотерапия,улыбкотерапия,фототерапия
• Знакомство с культурой эпохи барокко.
• Знакомство с танцами эпохи барокко.
• Повышение культурного уровня учащихся.
Техническое оснащение мероприятия:
1. Рояль.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Экран.
Для того чтобы заинтересовать учащихся историко-бытовыми танцами была создана электронная презентация (кинотерапия)
«Старинных танцев кружева…»
(Для учащихся шестых классов отделения «хореографическое искусство»)
Кинотерапия-это средство развития личности, доступное всем; это просмотр кинофильмов или тематичечких видеороликов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма
После показа этой презентации проводится конкурс среди учащихся шестого класса на лучшее исполнение старинных танцев. Заранее, во время разучивания определенного танца, учащиеся стараются нарисовать его (арттерапия) и, во время проведения урока, создается выставка рисунков, что дает возможность еще ярче и точнее представить стиль той эпохи. Но самое яркое впечатлении на учащихся производит непосредственное разучивание движений танца прямо во время мероприятия.
Л.С. Выготский писал, что рисование (арттерапия) не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока-путешествия по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках историко-бытового танца, как залог успешного обучения школьников»»
«№ 8 жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие орта мектеп-кешені»
«Здоровьесберегающие технологии на уроках историко-бытового танца, как залог успешного обучения школьников»
Автор: Высочина Ю.А.
Соавтор: Казарина Ю.Б.
Петропавловск,2015г.
Введение
Историко-бытовой танец и бальный танец, наряду с классическим и народно-сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно - историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.
Историко - бытовой танец занимает важное место в хореографическом искусстве. Он присутствует в репертуаре современного классического балета, а некоторые его образцы являются золотым эталоном мировой хореографии.
Предмет историко-бытовой танец дает возможность практически познать историческое развитие танца. Изучение раннее существовавших форм, отражающих стилевые и характерные особенности разных эпох и народностей, необходимо, потому что в этом заложена история развития хореографического искусства.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.
Урок хореографии сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока является организация разных форм музыкально-танцевальной деятельности школьников. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач музыки на уроках хореографии: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель урока – повышение интереса учащихся к изучению историко-бытовых танцев
Задачи:
Применение здоровьесберегающих технологий:
-кинотерапия
-арттерапия
-музыкотерапия
-сказкотерапия
-улыбкотерапия
-фототерапия
• Знакомство с культурой эпохи барокко.
• Знакомство с танцами эпохи барокко.
• Повышение культурного уровня учащихся.
Техническое оснащение мероприятия:
1. Рояль.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Экран.
Для того чтобы заинтересовать учащихся историко-бытовыми танцами была создана электронная презентация (кинотерапия)
«Старинных танцев кружева…»
(Для учащихся шестых классов отделения «хореографическое искусство»)
Кинотерапия-это средство развития личности, доступное всем; это просмотр кинофильмов или тематичечких видеороликов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма
После показа этой презентации проводится конкурс среди учащихся шестого класса на лучшее исполнение старинных танцев. Заранее, во время разучивания определенного танца, учащиеся стараются нарисовать его (арттерапия) и, во время проведения урока, создается выставка рисунков, что дает возможность еще ярче и точнее представить стиль той эпохи. Но самое яркое впечатлении на учащихся производит непосредственное разучивание движений танца прямо во время мероприятия.
Л.С. Выготский писал, что рисование (арттерапия) не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию.
Ход урока: Поклон.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей.
Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Вероятно, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян. Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые.
Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королей и попытаемся хоть на некоторое время почувствовать себя принцессами и смелыми рыцарями. (сказкотерапия, музыкотерапия)
Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.
Музыкотерапия– это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.
Концертмейстер Казарина Ю.Б. исполняет менуэт Боккерини
В конце XVI века в европейской культуре возникло направление, которое впоследствии получило название «Барокко». В переводе с итальянского - барокко означает - странный, причудливый. Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность. Человек эпохи барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle «мягкий», «нежный», «спокойный». Пышная юбка держалась на обручах и достигала значительной ширины. Вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты ювелирные украшения. Мужчины тоже не отстают пышностью костюма от дам. Здесь и высокие кудрявые парики, и многочисленные оборки и воланы на камзолах, и туфли на каблуках, и громадные шляпы. Очень популярными становятся увеселительные мероприятия с фейерверками, пышными балами, прогулки в парках у фонтанов.
Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи
Музыке барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности, возникли жанры кончерто гроссо, инструментальные сонаты, сюиты. В эту эпоху творили Антонио Вивальди, Жан Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт.
Менуэт.
Стихи Л. Марченко
Когда двенадцать бьют часы в полночный час,
Мы будто оживаем.
Настроен клавесин. Под менуэт сейчас
Давайте помечтаем.
Я вижу снова в блеске зал,
Улыбки дам, как яркий свет.
Оркестр пленительно играл
Красивый модный менуэт.
Гавот и ригодон, бурре и полонез
Во Франции ценили,
Но при дворе один имел лишь танец вес,
Его всегда любили.
Движения просты – два шага и присесть,
Изящно повернитесь.
Танцуйте менуэт. Ведь, если захотеть,
Вы в прошлое умчитесь.
МЕНУЭТ Самым популярным танцем того времен был менуэт. Название танца происходит от французского слова menu – маленький, так как он исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно с поклонами и приседаниями. Пишется в трёхдольном размере (3/4). Изначально это был сельский танец. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. С середины XVII века менуэт распространился в Европе как бальный танец.
Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становясь величественным и торжественным. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — знатные дамы. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания. Мода на этот танец продержалась в музыке несколько столетий.
Учащиеся шестого класса разучивают основные шаги менуэта.
Во время выполнения движений необходимо соблюдать манеру исполнения старинного танца. Парный танец предполагает взаимодействие и общение с партнером. Здесь имеет место улыбкотерапия .
Улыбкотерапия.Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
Аккомпаниатор Казарина Ю.Б. исполняет менуэт Поль Мориа
В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые. Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Особенного расцвета она достигла в период, когда во главе ее стал Луи Бошан — знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Многие из членов Академии положили начало современной теории танца. К ним относятся Фёлье, Пекур, Маньи, Рамо.
Первым общим танцем стала куранта (courant) , в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV. Куранта (франц. courante, букв. - бегущая) - придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже 16-17 вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, но требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног
Павана – один из старейших известных нам исторических танцев. Музыкальный размер 2/4, очень медленно. Впервые общественный танец приобретает определённые формы, характер и стиль исполнения. Павана позволяла показать обществу величавость танцующих и богатство их костюмов. Движения паваны напоминают ход красующейся павы. В паване есть закономерность: фигуры танца начинаются вместе с музыкальной фразой в отличие, например, от бранля, где только темп объединял танцующих. В паване было всего три фигуры. Строгий порядок в чередовании пар зависел от происхождения и общественного положения исполнителей танца. Открывался бал исполнением паваны королём или королевой, потом танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы и т.д.
Учащиеся исполняют Павану «на троих»
Аккомпаниатор Казарина Ю.Б. исполняет Павану Габриеля Форе
Также в те времена были популярны такие танцы как:
Гальярда.
Ригодон
Аллеманда
Гавот.
Англез
Экосез
Контрданс (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. - деревенский танец) - старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 г. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры - 2/4 и 6/8. В 17 веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса сделали его в последующих столетиях популярным в Европе.
Учащиеся исполняют контрданс
Полонез – «польский» (отсюда французское его название) вошёл в классическую музыку и литературу. Упоминание о нем мы находи ещё в XVII веке, но широкое распространение он получает в XVIII веке. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. «Этим танцем хозяин дома открывал всякий бал… Он должен был провести всю вереницу гостей тысячью прихотливых извивов, через все апартаменты… Зато возвращение их в главную залу встречалось усиленными фанфарами. Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свёртывалась, играя в своих извивах. Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставлял проделывать; в границах одного зала они могли рисовать изящные арабески и даже вензеля, никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Поступь требовалась ритмичная, мерная, плавная, она должна была придавать всему корпусу гармоничное равновесие. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомленным» – так описывает полонез Ф. Лист.
Учащимся, а также всем присутствующим предлагается познакомиться с основным шагом полонеза и исполнить в парах несколько фигур танца
Аккомпаниатор Казарина Ю.Б. исполняет Полонез П.И.Чайковского из оперы «Евгений Онегин»
В завершении урока учащимся предлагается еще одно задание и еще одна форма здоровьесберегающих технологий фототерапия
На экране было представлено несколько фотографий с застывшими фигурами из разных танцев, учащиеся определяли название танцев, затем повторяли позировки и жесты, делали «живую» копию фотографии, анализируя и сравнивая ее с оригиналом.
Заключение
Идеалы эпохи барокко и его музыкальные формы были настолько приятны для комфортной жизни избранных, что продержались несколько столетий, вплоть до конца XVIII века. Но и по прошествии еще многих лет танцевальная музыка того времени была популярной. Сейчас интерес к искусству барокко снова возрождается. Да и само наше время чем - то напоминает ту эпоху: стремлением к роскоши, изяществу, увеселительному образу жизни. Композиторы современности часто обращаются к форме менуэта. Все мы знаем прекрасный менуэт французского композитора П. Мориа. Во многих городах открываются школы старинных бальных танцев, в которых обучают исполнению и менуэта, и экосеза, и контрданса и многим другим танцам эпохи барокко. Устраиваются грандиозные балы, проводятся турниры и фестивали “живой истории”, снимается много исторических кинофильмов. Огромное количество людей состоит в клубах исторической реконструкции и с увлечением занимается старинными танцами. Интересно ведь почувствовать себя благородной дамой или доблестным рыцарем. Романтика! А ведь именно её нам так часто и не хватает в современной жизни! Вот и мы сегодня на мгновение окунулись в романтический мир галантных танцев, насладились приятной музыкой. Пусть это волшебное настроение не покидает нас и создает ощущение праздника и радости!
Наш урок закончен, встали на поклон.
«До свидания!», поклон.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам, но ее главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.