Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно – сценического экзерсиса.
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научиться вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления.
В процессе освоения нового музыкально материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог – хореограф показывает движения под музыкальное сопровождения (первый этап – одно – два занятия).
Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в cсоответствии характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движения. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно – сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями ( квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально – выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что обрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.
Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно – сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока ( экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно – сценического танца также начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом – второму году обучения дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации , размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки , полонеза на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент могли бы создать мини – этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку( « Обезьянки», « Море волнуется» и т.д.).
На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материала.
На третьем году обучения хореографии вводится классический танец, который в дальнейшем является основой всех занятий танцами.
На первом году обучения классическому танцу детям даются основное начальные представления о нем.
На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материала, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Это можно проследить на конкретных примерах: марш под музыку используется на уроках для развития чувства ритма и согласованности движений с музыкой. В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения – в разных темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической организацией. Plie на начальном этапе выполняется по музыкальный размер 4/4, а затем 3/4.
Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения( как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно – музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально – творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразным как по мелодике, так и по ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе уроков. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется метрический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках или присоединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации пианиста.
Музыкальные фрагменты классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами:
Квадратность.
На начальном этапе очень важно чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом – вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем. По мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается.
Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – первый такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения. Как на первом году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: ¾, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.
Определенный ритмический рисунок и темп.
Для исполнения таких движений, как adagio,rond de jambe ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движение исполняется плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности ( размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
Наличие затактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движений, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движение на этом этапе исполняется в медленном темпе по квадратам на сильную долю ( battements tendus? Battements frappe )/ В дальнейшем это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнение, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во время упражнения, так как с него легче начать исполнять упражнение.
Темповые и метрические особенностью
Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondu, plie – в размере 2/4 в темпах adagio. Lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾. То есть, одно движение на один такт. Таким образом, темп замедляется до adajio ( или одно движение – полный круг – на 4 такта).
То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andanteno.
Метро – ритмические особенности.
На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в два раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется.
Рассмотрим конкретно, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений классического экзерсиса у палки.
Plie – размер 4/4 и ¾: музыка плавная, темп moderato или adagio . Фрагмент должен быть квадратным, наличие четкого ритмического рисунка не имеет значения. Желательно наличие затакта. Ритмическое разложение до более длинных длительностей не требуется, так как в размере 4/4 одно движение делается на один такт. На это упражнение подбирается фрагмент на 4/4 в медленном темпе.
Battements tendus – размер 2/4: темп – allegro? Для музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение имеет ритмический рисунок.
Battements tendus jetes – размер 2/46 темп allegro, четкий ритмический рисунок ( по возможности, синкопированный ) , ударение на слабую долю. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на « и». Наличие затакта необходимо с начала изучения. Возможно метроритмические разложения до четверти. На начальном этапе темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый.
Rond de jamb par terre – размер 2\4. 4/4, ¾, 4/4: характер мелодии плавный, темп - andante. Метроритмические разложения требуются лишь на начальном этапе, если дается размер 2/4 ( если 4/4 – не обязательно). Одно движение делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер ¾ - более быстрым.
Battements fondues – размер 2/4 и 4/4: характер мелодии плавный , темп - andanteno, adagio. На начальном этапе требуется квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном , если дается размер 2/4 ( если 4/4 нет): в этом случае одно движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.
Battements frappes – размер 2/4: темп – allegro, четкий и мелкий ритм. Квадратность имеет значения лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей, лучше не staccato.
Возможно наличие затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном этапе, когда темп медленный, чем тогда, когда движение уже « выработано».
Adajio – размер 4/4. ¾,характер музыки плавный, спокойный. Темп исполнения медленный Это упражнение включается в экзерсис на четвертом году обучения вместе с developpe/ квадратность не имеет решающего значения, так же как и ритмический рисунок. Наличие затакта возможно, но не обязательно. Метроритмическое разложение не требуется. В размере ¾ темп исполнения музыкального фрагмента быстрее , чем в размере 4/4.
Anler – размер 4/4. 2/4, ¾.характер музыки плавный, темп – Adajio.На начальном этапе большое значение имеет квадратность. Ритмический рисунок не важен. Возможно наличие затакта. Разложение на более длинные длительности не требуется из – за медленного темпа исполнения движения. В размере темпа ¾ исполнение мелодии ускоряется, а характер становится более воздушным ( в размере 2/4 – все наоборот).
Battements developpes – размер 4/4, ¾: характер музыки – плавный, спокойный, темп Adajio, lento . так как это движение предшествует Adajio, то для лучшего усвоения следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты. Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно начало движения с затакта. Метроритмическое разложение музыкального материала не требуется. Темп исполнения медленный.
Battements Grand jetes – размер 2/4. ¾: характер музыкально фрагмента – бодрый, энергичный: темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В размере ¾ необходимо присутствие затакта. Разложение на более крупные длительности возможны на начальном этапе обучения, темп варьируется в зависимости от технической « продвинутости» учащихся – от медленного до быстрого.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми руководствуется концертмйстер при выборе музыкальных фрагментов к упражнениям экзерсиса у палки.
На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном темпе ( одно движение на 1 такт).
Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. Музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу: медленные ( в размерах 4/4, 2/4): с синкопированным ритмом ( в размерах 2/4, ¾, 4/4)6 в умеренном темпе ( на 2/4 и ¾).
На начальном этапе следует обратить внимание на импровизационные музыкальные переходы ( связки) после каждых 4 тактов ( в виде двух или четырех аккордов), которые используются для смены позиции.
Необходимо помнить о квадратности, то есть одно движение делается крестом на 4 такта, затем идет смена. Музыкальный фрагмент делится на фразы, из которых состоит из 4 тактов. Полная комбинация составляет 4 музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное музыкальное предложение из 32 тактов. Когда темп увеличивается и одно движение делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но при этом она должна быть музыкально законченной.
Вступление к каждому упражнению, на которое « открываются» руки, называется preparation (приготовление). На начальном этапе обучения это раздел может быть развернутым ( 8 тактов и более), а затем коротким ( 2 такта и 4).
На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений Battements tendus, Battements tendus jetes, Battements frappe. Поэтому сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на сильную и слабую, с мелким ритмическим рисунком ( можно на staccato )/
К движениям , в которых акцентируется выброс ноги, подбираются музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно можно ее акцентировать в процессе обучения. Этот относится в первую очередь к Grand jetes.
На начальном этапе обучения, когда берется музыкальный фрагмент на 2/4 с мелким ритмом, имеет значение разложение его до более крупных длительностей, но чтобы при этом характер музыки не должен измениться.
Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в разных размерах – по разному. Например, 2/4 в allegro, andante, largo, ¾ - в Adajio, 4/4 – lento, vivo.
Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе.
На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по квадратам исполняется на ¾, ускоряется темп, но характер музыки соответствует движениям ( плавный, лирический или острый).
Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.
На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются более сложные варианты комбинаций, концертмейстеру следует обратить внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, Battements tendus соединяется с Battements tendus jetes - и музыкальный фрагмент должен состоять из двух частей, причем вторая часть - с более четким ритмом. Если Battements fondues объединяется с Battements frappe, то первое движение плавное ( на 4/4), а второе – с четким резким акцентом ( на 2/4). Музыкальный фрагмент должен этому соответствовать. Существует много вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера – точно подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменения движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере, затакте, ритмическом рисунке.
В упражнения могут включаться позы. Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позицией происходит на два дополнительных заключительных аккорда. Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у палки исполняются так же и на середине зала ( но в более упрощенном варианте): в дальнейшем к ним прибавляется allegro/
Заключение работа концертмейстера заключает в себе чисто творческую и педагогическую деятельность. Музыкально – творческие аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографических классов. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально – исполнительских дарований.
Полная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
« Концертмейстер – это призвание педагога. И труд его по своему предназначению сродни труду педагога».