Просмотр содержимого документа
«Музыка на уроках классического танца»
Виды музыкально ритмических движений
Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Основа - музыка, а физические упражнения, сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950).
Особая ценность и жизнеспособность его системы: Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.
Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза.
Отечественные специалисты по ритмике: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи: К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.
Б.М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальныйсмысл, этих занятий исчезает».
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная.
Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .
Задачи ритмики:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.
Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа.Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела:
1. муз-ритмические навыки
2. навыки выразительного движения
Виды музыкально-ритмических движений
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются:
· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.
· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.
· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
Элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.
Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные, передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1. музыкально-ритмические упражнения
2. музыкальная игра
3. пляски, танцы, хороводы
1. музыкально-ритмические упражнения– подготовительные и самостоятельные
* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)
* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):
А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128
Б) пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.
В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.
Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец– (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.
Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)
Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:
зафиксированные и свободные.
1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).
2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.
Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.
Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).
В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:
* Игры под инструментальную музыку.
* Игры под пение.
Игры под инструментальную музыку разделяются:
А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.
Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.
Игры под пение :
- включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:
Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).
Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов. Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».
Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку
Этапы и методика обучения музыкально-ритмическим движениям
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью.Важна тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапезадачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов исоздание целостного образа, настроения музыкального произведения.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепитьпредставления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски»на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).
Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко — тихо, громко — не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.
Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.
Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).
Занятие 3.Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.
Занятие 4.Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).
Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).
Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников
Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.
Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.
Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.
Этапы развития:
создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»
Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.
Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.
Анализ произведения воспитателем:
1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные, комбинированные, характерные, детский бальный танец. Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).
2. Определить характер музыки.
3. Определить форму произведения.
4. Определить динамику музыки.
5. Отметить метроритм.
2. Выделить темповые изменения в музыке.
2. Программные задачи:
1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)
2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.
3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.
4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.
5. Передавать в движении контрастный характер музыки.
6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.
1. занятие:знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.
2. занятие:учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.
3. занятие:Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.
4. занятие:Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.
1 этап- создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.
2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных стереотипов;
3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.
5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций, картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;
- слушание музыки перед разучиванием новых движений;
- рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса, пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной активности);
- показ движений педагогом;
- пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;
- игровые методы, приемы, установки, ситуации;
- упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных элементов музыкального движения;
- метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам, выразительным средствам музыки;
- демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;
- метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной композиции;
- метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;
- метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.
- воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;
- развитие музыкальной, двигательной памяти;
- предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку, начиная с первого этапа освоения движений;
7. Требования к репертуару:
- музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им движений;
- музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;
- музыка и движения должны быть органически связаны;
- на первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.
- следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой (часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;
- на этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.