kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка на уроках классического танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка на уроках классичесого танца, значение музыки на уроках классического танца

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка на уроках классического танца»

Виды музыкально ритмических движений



Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика — один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения, сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы: Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритми­ке: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи: К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.

Б.М. Теплов пишетчто цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка«Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ныйсмысл, этих занятий исчезает».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная.

Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

 

Задачи ритмики:

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

 

Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа.Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела:

1. муз-ритмические навыки

2. навыки выразительного движения

 

Виды музыкально-ритмических движений

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы.

Источниками движений для ритмики при­нято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных пля­сок, хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу со­временных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные, передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.

 

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1музыкально-ритмические упражнения– подготовительные и самостоятельные

Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128

Б) пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец– (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.

 

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные.

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.

 

 

 

 

 








 

Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.

Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.

Игры под пение :

- включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».

Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку

 

Этапы и методика обучения музы­кально-ритмическим движениям

 

Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа.

На пер­вом этапе ставятся задачи:ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью.Важна тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапезадачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов исоздание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепитьпредставления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика нацелена на работу над его качеством. Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений.Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски»на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, пля­совой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко — тихо, громко — не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дроб­ным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музы­ки и ее построением (по фразам).

Занятие 3.Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4.Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного дви­жения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и вырази­тельным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синх­ронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

 

 

Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников

 

Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.

Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.

Этапы развития:

  1. создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)

  2. передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп

  3. передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский

  4. сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»

Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.

 

Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.

    1. Анализ произведения воспитателем:

1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец. 
Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).

2. Определить характер музыки.

3. Определить форму произведения.

4. Определить динамику музыки.

5. Отметить метроритм.

2. Выделить темповые изменения в музыке.

2. Программные задачи:

1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)

2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.

3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.

4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.

5. Передавать в движении контрастный характер музыки.

6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.

7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

3. Последовательность заданий на занятии:

1. занятие:знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.

2. занятие:учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.

3. занятие:Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.

4. занятие:Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.

4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений:

этап- создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

- беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;

- слушание музыки перед разучиванием новых движений;

- рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);

- показ движений педагогом;

- пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;

- игровые методы, приемы, установки, ситуации;

- упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;

- метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;

- демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;

- метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;

- метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;

- метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.

6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

- воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

- развитие музыкальной, двигательной памяти;

- предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;

7. Требования к репертуару:

- музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;

- музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

- музыка и движения должны быть органически связаны;

- на первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.

- следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

- на этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.

 

 

 





































































Виды музыкально ритмических движений




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Музыка на уроках классического танца

Автор: Афендулиди Елена Наилевна

Дата: 31.03.2021

Номер свидетельства: 577254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Музыкальное оформление уроков классического танца"
    ["seo_title"] => string(50) "muzykalnoe_oformlenie_urokov_klassicheskogo_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "538347"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580750139"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Работа концертмейстера на уроке классического танца. "
    ["seo_title"] => string(60) "rabota-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "195161"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427874983"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Методическая статья на тему "Специфика подбора музыкального сопровождения и деятельности концертмейстера на уроке классического танца" "
    ["seo_title"] => string(156) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-spietsifika-podbora-muzykal-nogho-soprovozhdieniia-i-dieiatiel-nosti-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "239322"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444756227"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Музыка на уроках классического танца"
    ["seo_title"] => string(39) "muzyka_na_urokakh_klassicheskogo_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "577253"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1617215503"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка по классическому танцу на тему: "Специфика работы концертмейстера" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-po-klassichieskomu-tantsu-na-tiemu-spietsifika-raboty-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "146696"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419243306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства