Итоговый контроль по литературному чтению
2 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для учащихся 2 класса по литературному чтению для оценки достижений учащихся
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению во 2 классе.
Основная цель и содержание работы определены с учетом цели изучения предмета «литературное чтение», намеченной в стандарте начального образования. Приоритетной целью является формирование читательской компетентности. Она определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
-
-
-
3. Структура КИМ
Контрольная работа состоит из художественного текста и заданий к нему.
Задания позволяют проверить уровень знаний и умений учащихся (базовый, повышенный) по разделам программы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Творческая деятельность», «Литературоведческая пропедевтика», «Круг детского чтения». К текстам даны 11 заданий: 8 из них – задания базового уровня, 3- повышенного.
Задания базового уровня: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9.
Задания повышенного уровня: 5, 10, 11.
4. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности, по уровню сложности
4.1. В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания
Блоки содержания | Число заданий в работе |
Виды речевой и читательской деятельности | 7 |
Творческая деятельность | 1 |
Литературоведческая пропедевтика | 2 |
Круг детского чтения | 1 |
Всего заданий | 11 |
4.2. В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности |
Базовый | 8 | 8 | 65% |
Повышенный | 3 | 6 | 50% |
Итого | 11 | 14 | |
Система оценивания выполненных заданий и работы в целом
Задания базового уровня оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой.
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня оценивается от 1 до 2 баллов. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в п.9 «Рекомендации для учителя по проверке и оценке выполнения заданий».
Результаты выполнения заданий базового уровня сложности используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В рамках данного мониторинга учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65 % заданий базового уровня. Так, если в работе заданий базового уровня 8, то в этом случае при получении учащимся не менее 5 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу литературного чтения 2 класса начальной школы. При получении учащимся 6-8 баллов (максимальный балл равен 8) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.
Подсчет баллов за задания повышенной сложности. Максимальный балл, который может получить ученик за задания повышенной сложности – 6 баллов. Если ученик получает 3 балла, то можно констатировать достижение нижнего порога повышенного уровня.
Общий подсчет баллов
Можно считать, что учащийся продемонстрировал способность применять знания для решения учебных и практических задач повышенного уровня трудности, если он набрал не менее 5 баллов за задания базового уровня и не менее 3 баллов за задания повышенного уровня: 5Б + 3П = 8 баллов. В этом случае делается вывод об овладении программой на повышенном уровне.
Время работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 5 минут;
– для заданий повышенной сложности – 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 1 урок.
7. План работы
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах деятельности.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде словосочетания, слова);
РО – развернутый ответ (запись высказывания, поиск фрагментов текста).
№ | Объект оценки | Максималь ный балл | Уровень сложности | Тип задания | Время выполнения (в мин.) |
1. | Темп чтения | 1 | Б | - | 3 |
2. | Определение жанровой принадлежности текста | 1 | Б | ВО | 1 |
3. | Демонстрация понимания текста | 1 | Б | ВО | 2 |
4. | Умение давать характеристику героя | 1 | Б | ВО | 1 |
5. | Умение находить подтверждение своему мнению в тексте | 2 | П | РО | 5 |
6 | Умение составлять план | 1 | Б | РО | 5 |
7. | Умение озаглавить текст | 1 | Б | КО | 2 |
8. | Умение отличать художественный текст от научного | 1 | Б | ВО | 1 |
9. | Умение составлять высказывание по опорным словам | 1 | Б | РО | 5 |
10. | Умение понимать смысл высказывания, пословицы | 2 | П | РО | 5 |
11. | Умение ориентироваться в мире книг | 2 | П | РО | 5 |
8. Рекомендации по проведению работы
Работа проводится в течение 2-х уроков. Одновременно работают все учащиеся. Текст предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом. Второклассники выполняют задания в спокойной обстановке.
При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал спустя несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отрывке подсчитывает учитель.
9. Рекомендации для учителя по проверке и оценке
выполнения заданий
Критерии оценивания работы варианта № 1
№ | Критерии оценивания |
1. | 1 балл –40 слов и более 0 баллов– 29 слов и меньше. |
2. | 1 балл – выбран ответ Б. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
3. | 1 балл – выбран ответ В. 0 баллов– нет ответа или ответ неверный. |
4. | 1 балл – выбран ответ Б. 0 баллов– нет ответа или ответ неверный. |
5 | 2 балла - подчеркнуты некоторые из фрагментов (не менее 6): я очень хотел; я решил; отдам все деньги, сколько ни спросят; я хотел скорей бежать на берег, скорей найти; я бросился; всех растолкал; я так боялся, чтобы кто-нибудь не перехватил, что закричал прямо в лицо этому человеку; я совсем запыхался от радости; так обрадовался, что забыл спросить. 1 балл – подчеркнуты фрагменты (не менее 3). 0 баллов– нет ответа или ответ неверный. |
6 | 1 балл – предложенный план является правильным, в нем присутствуют все основные смысловые части текста. 0 баллов– в плане перепутана последовательность событий. |
7. | 1 балл – подобрано заглавие, соответствующее теме текста. Например, «Мечта о мангусте». 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
8. | 1 балл – выбран ответ А. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1балл. |
9. | 1 балл – составлен научный текст с использованием всех опорных слов и выражений. Например, «Мангуста – мелкий хищник, обитающий в Африке и Азии. Окраска зверька - бурая или серая. У мангусты небольшая голова с заостренной мордочкой. Вес - от 1 до 6 килограммов. Длина тела от 23 до 75 сантиметров». 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
10. | 2 балла – Ученик должен написать свое понимание этого высказывания, которое является достаточно однозначным. Например, «Писатель говорит о том, что если ты заводишь кошку или собаку, или другое существо, значит, ты берешь на себя всю ответственность за это существо». 1 балл – сделаны попытки дать свое понимание высказывания. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. |
11 | 2 балла– ученик составил список из 3-5 книг, указав фамилии авторов, название произведений. 1 балл – ученик составил список из 2-4 книг, но написал только заголовки книг; 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. |
Рекомендации для учителя по проверке и оценке
выполнения заданий варианта № 2
№ | Критерии оценивания |
1. | 1 балл – 40 слов и более 0 баллов– 29 слов и меньше. |
2. | 1 балл – выбран ответ Б. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
3. | 1 балл – выбран ответ В. 0 баллов– нет ответа или ответ неверный. |
4. | 1 балл – выбран ответ А. 0 баллов– нет ответа или ответ неверный. |
5 | 2 балла - подчеркнуты некоторые из фрагментов (не менее 6): - к концу каникул; -решил забрать Марту в город; - долго я не мог придумать…; - И вдруг придумал. На балконе. - У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. -Иногда я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке». -Так я фантазировал несколько дней. -замерил Марту бечевкой, написал маме письмо 1 балл – подчеркнуты фрагменты (не менее 3). 0 баллов– ответ не соответствует требованиям на 1 и 2 балла. |
6 | 1 балл – предложенный план является правильным, в нем присутствуют все основные смысловые части текста. 0 баллов– в плане перепутана последовательность событий. |
7. | 1 балл – подобрано заглавие, соответствующее теме текста. Например, «Моя любимая корова». 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
8. | 1 балл – выбран ответ А. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1балл. |
9. | 1 балл – составлен научный текст с использованием всех опорных слов и выражений. Например, «Корова - домашнее животное. Это умное и сообразительное существо. Имеет окрас светлый или коричневый с пятнами. Средний вес коровы 400 кг. Корова питается травой и дает молоко». 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. |
10. | 2 балла – Ученик должен написать свое понимание этого высказывания, которое является достаточно однозначным. Например, «Писатель говорит о том, что если ты заводишь кошку или собаку, или другое существо, значит, ты берешь на себя всю ответственность за это существо». 1 балл – сделаны попытки дать свое понимание высказывания. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. |
11 | 2 балла– ученик составил список из 3-5 книг, указав фамилии авторов, название произведений. 1 балл – ученик составил список из 2-4 книг, но написал только заголовки книг; 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. |
Представление результатов выполнения итоговой работы по литературному чтению
Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по литературному чтению
Форма 1
Территориальный образовательный округ | |
Название школы | |
Класс | |
ФИО учителя | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ п.п | Фамилия и имя учащегося | Общее коли- чество баллов | Процент общего балла | Процент выполнения заданий базового уровня | Процент выполнения заданий повышенного уровня | Уровень достижения |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
.. | ….. | … | | … | … | … |
n | | | | | | |
Сумма значений | | | | | |
Среднее значение по классу | | | | | |
Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.
Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы. Максимальный балл всей работы – 14 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 7 баллов. Это составляет 50%.
Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 8 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 4 заданий и получил за это 4 балла, что составляет 50%.
Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№5,10,11 получают 6 баллов. Например, ученик выполнил 2 задания повышенного уровня и получил за это 4 балла, это составляет 67% от 6 баллов.
Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
Сумма значений – суммируются значения для 3-6 столбцов.
Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса (столбцы №№3-6).
Если все ученики достигли базового, или повышенного, а также базового и повышенного уровней, то в столбик №7 ставится 100%.
Если в классе есть ученики, не достигшие базового уровня, то вычисляется процент уровня достижения. Например, в классе 18 учащихся, 2 ученика не достигли уровня базовой подготовки, что составляет 11%. Значит, уровень достижения в данном классе составляет 89%.
Форма 2
Результаты выполнения итоговой работы по литературному чтению по отдельным заданиям
Территориальный образовательный округ |
Название школы |
Класс |
ФИО учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№п.п | Проверяемое содержание | Критерий Проверяемое знание, умение | Уровень сложности | Баллы за задание | Результаты выполнения задания в процентах |
1 | Читательская и речевая деятельность | Темп чтения | Б | 1 | |
2 | Литературоведческая пропедевтика | Определение жанровой принадлежности текста | Б | 1 | |
3 | Читательская и речевая деятельность | Демонстрация понимания текста | Б | 1 | |
4 | Читательская и речевая деятельность | Умение давать характеристику герою | Б | 1 | |
5 | Читательская и речевая деятельность | Умение работать с текстом (находить нужные фрагменты) | П | 2 | |
6 | Читательская и речевая деятельность | Умение составлять план | Б | 1 | |
7 | Читательская и речевая деятельность | Умение озаглавить текст | Б | 1 | |
8 | Литературоведческая пропедевтика | Умение отличать художественный текст от научного | Б | 1 | |
9 | Творческая деятельность | Умение составлять высказывание по опорным словам | Б | 1 | |
10 | Читательская и речевая деятельность | Умение понимать нравственный смысл высказывания | П | 2 | |
11 | Круг чтения | Умение ориентироваться в мире книг | П | 2 | |
Результаты выполнения задания в процентах - процент от максимального балла всего класса за данное задание. Например, в классе 22 учащихся. Максимальный балл всего класса за выполненное задание базового уровня – 22 балла. Допустим,17 учеников выполнили данное задание, что составляет 17 баллов или 77% от 22 баллов. Максимальный балл всего класса за выполненное задание повышенного уровня – 44 балла. Допустим,12 учеников выполнили данное задание, что составляет 24 балла или 54,5% от 44 баллов.
Шкала оценок
12 - 14 баллов – отметка «5»
8 - 11 баллов – отметка «4»
5 - 7 баллов – отметка «3»
4 и менее баллов – отметка «2»
ВАРИАНТ 1
По сигналу учителя начни читать.
Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая, живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придет на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько ни спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег, скорей найти, где они продаются, эти зверьки. И вдруг к нам на пароход приходит черный человек (тамошние люди все черные), и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: «Мангусты!» Я бросился, всех растолкал и вижу – у черного человека в руках клетка, а в ней серые зверьки. Я так боялся, чтобы кто-нибудь не перехватил, что закричал прямо в лицо этому человеку:
- Сколько?
Он даже испугался сначала, так я крикнул. Потом понял, показал три пальца и сунул мне в руки клетку. Значит всего три рубля, с клеткой вместе, и не одна, а две мангусты! Я сейчас расплатился и перевел дух: я совсем запыхался от радости. Так обрадовался, что забыл спросить, чем кормить мангуст, ручные они или дикие.
1. По сигналу учителя отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
2. Найди правильное утверждение:
А) Этот текст- отрывок из авторской сказки.
Б) Этот текст- фрагмент рассказа.
В) Это отрывок взят из народной сказки.
3. Что такое мангуста?
А) вкусное и питательное блюдо;
Б) вид бабочек;
В) небольшой зверек.
4. Каким представляется читателю рассказчик, купивший мангуст?
А) солидный и неторопливый мужчина;
Б) очень живой, целеустремленный, активный человек;
В) ученый-биолог, изучающий животный мир.
5. Подчеркни в тексте строчки, которые помогли ответить на вопрос 4.
6. Составь план текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Озаглавь текст.
_________________________________________________________
8. Найди верное утверждение:
А) Это художественный текст.
Б) Этот текст научный.
9. Пользуясь словами для справок, составь небольшой текст о мангустах для энциклопедии.
Слова для справок:
Мелкий хищник; бурая или серая окраска, небольшая голова с заостренной мордочкой; вес от 1 до 6 килограммов; длина тела от 23 до 75 сантиметров, в Африке и Азии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Известный французский писатель А. Экзюпери однажды написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Напиши, как ты понимаешь эти слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши список книг о животных, которые ты советуешь прочитать второклассникам. Укажи фамилии авторов и названия книг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 2
По сигналу учителя начни читать.
К концу каникул я уже пас гусей, коз и бабушкину корову Марту. У Марты были большие грустные глаза с длинными ресницами и медный колокольчик на шее. Я очень привязался к Марте. И потому, что она была молчаливой и послушной, и потому, что у нее было вкусное густое молоко. Одно время я даже просил у бабушки разрешения увезти Марту из деревни в город.
-Пожалуйста, вези, - говорила бабушка.- Только где ты ее будешь держать?!
Я решил во что бы то ни стало забрать Марту в город. Долго я не мог придумать, куда бы в городе пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы забиты углем. И вдруг придумал. На балконе. «Замечательно!- подумал я.- У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда,- рассуждал я дальше,- я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке».
Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил Марту бечевкой, вложил мерку в конверт и написал маме письмо: «Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»
Через три дня от мамы пришел ответ:
«Марта войдет. Хвост не умещается».
1. По сигналу учителя отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.
2. Найди правильное утверждение:
А) Этот текст из детской энциклопедии.
Б) Этот текст- фрагмент рассказа.
В) Этот текст- отрывок из авторской сказки.
3. Что обозначает выражение «во что бы то ни стало», которое тебе встретилось в тексте?
А) насовсем;
Б) в скором времени;
В) несмотря ни на что.
4. Каким представляется читателю рассказчик, мечтающий о корове?
А) мальчик – школьник, фантазер и мечтатель;
Б) человек очень скромный, одинокий, замкнутый;
В) ученый-биолог, любящий животных
5. Подчеркни волнистой линией в тексте строчки, которые помогли ответить на 4 вопрос.
6. Составь план текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Озаглавь текст.
_________________________________________________________
8. Найди верное утверждение:
А) Это художественный текст.
Б) Этот текст научный.
9. Пользуясь словами для справок, составь небольшой текст о корове для энциклопедии.
Слова для справок:
Домашнее животное; умная, сообразительная; окрас светлый, коричневый, пятнистый; средний вес - 400 кг; питается травой; дает молоко.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Известный французский писатель А. Экзюпери однажды написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Напиши, как ты понимаешь эти слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши список книг о детях, которые ты советуешь прочитать второклассникам. Укажи фамилии авторов и названия произведений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16