Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край» и углубление полученных знаний в ходе деятельности школьного объединения «7 х 7».
Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 33 занятий в год.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводитьопросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.
ЦЕЛЬ:
Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.
Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
1.Историю своей семьи,
2. Традиции своей семьи,
3. Реликвии своей семьи,
4. Роль семьи в истории села.
5. Историю своего села.
6.Вклад односельчан в историю страны.
7. Экологические проблемы.
Уметь:
Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Учащиеся 3 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:
Знать:
8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.
9. Знать посильные способы решения экологических проблем.
Уметь:
4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.
5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.
Принципы организации деятельности:
гуманизации
личностно-ориентированный подход
научность
доступность
дифференцированный подход
практическая направленность.
Формы организации деятельности:
групповые
коллективные
индивидуальные.
Формы занятий:
игра
экскурсия
беседа
практическая работа
творческая работа
викторина
проект
Формы отслеживания результатов:
презентации
проектные карты
родословная книга класса
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
Форма проведения
Плани-
руемая
дата
Факти-
ческая дата
1.
«Мордовия – России частица»
1ч.
Беседа, конкурс рисунков
2.
«Что значит быть вежливым»
1ч.
Беседа
3.
«Саранск – столица Мордовии»
1ч.
Беседа
4.
«Символика РФ»
1ч.
Занятие с использованием ИКТ
5.
«Мордовские чемпионы»
1ч.
Беседа
6.
«Светофор – наш верный друг»
1ч.
Беседа с использованием ИКТ
7.
«Символика Республики Мордовия»
1ч
Беседа
8.
«Школа – наш дом»
1ч
Беседа, конкурс рисунков
9.
«Моя малая Родина»
1ч
Беседа
10.
«Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи»
1ч
Занятие с использованием ИКТ
11.
«Символика Республики Мордовия»
1ч
Викторина
12.
«Наши права и обязанности»
1ч
Беседа
13.
«Волшебные слова» - урок вежливости
1ч
Беседа с элементами игры
14.
«Труд – великое дело»
1ч
Беседа, конкурс пословиц
15.
«Хлеб – всему голова»
1ч
Занятие с использованием ИКТ
16.
«Традиции встречи Нового года и Рождества»
1ч
Беседа, конкурс рисунков
17.
«Я и моя семья»
1ч.
Беседа, конкурс рисунков
18.
«Моя безопасность»
1ч
Беседа, викторина
19.
«Мой друг – светофор»
1ч
Викторина
20.
«День воинской славы России»
1ч
Беседа
21.
«О дружбе, доброте, отзывчивости»
1ч
Викторина
22.
«Защитники отечества»
1ч
Беседа
23.
«Моя родословная»
1ч
Беседа
24.
«8 марта – международный женский день»
1ч
Беседа ,конкурс рисунков, поделок
25.
«Умел ошибиться – умей и поправиться»
1ч
Беседа
26.
«Где можно играть» - по правилам ПДД
1ч
Игровая программа
27.
«Наши меньшие друзья»
1ч
Занятие с использованием ИКТ
28.
«Наши меньшие друзья»
1ч
Викторина
29.
«Знай и люби родную природу»
1ч
Беседа, конкурс рисунков
30.
«Наше село»
1ч
Беседа
31-32.
«Этот день Победы»
2ч
Беседа, конкурс рисунков
33.
«Удивительное рядом»
1ч
Беседа
34.
«Экологическая тропа»
1ч
Игра - путешествие
Использованные источники информации.
1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010
Список литературы для педагога.
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.