kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моя малая Родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моя малая Родина»










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(для учащихся 2 класса)




























Составитель: учитель начальных классов

Сергеева Галина Николаевна










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край» и углубление полученных знаний в ходе деятельности школьного объединения «7 х 7».

Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 33 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».

Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.


Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.

  2. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.

  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.


Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.


Условия для реализации программы.


Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.


Ожидаемые результаты.

К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 3 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.

5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации

  • личностно-ориентированный подход

  • научность

  • доступность

  • дифференцированный подход

  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

  • групповые

  • коллективные

  • индивидуальные.

Формы занятий:

    • игра

    • экскурсия

    • беседа

    • практическая работа

    • творческая работа

    • викторина

    • проект

Формы отслеживания результатов:

  • презентации

  • проектные карты

  • родословная книга класса



































Календарно – тематическое планирование



п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая дата

1.

«Мордовия – России частица»

1ч.

Беседа, конкурс рисунков



2.

«Что значит быть вежливым»

1ч.

Беседа



3.

«Саранск – столица Мордовии»

1ч.

Беседа



4.

«Символика РФ»

1ч.

Занятие с использованием ИКТ



5.

«Мордовские чемпионы»

1ч.

Беседа



6.

«Светофор – наш верный друг»

1ч.

Беседа с использованием ИКТ



7.

«Символика Республики Мордовия»

Беседа



8.

«Школа – наш дом»

Беседа, конкурс рисунков



9.

«Моя малая Родина»

Беседа



10.

«Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи»

Занятие с использованием ИКТ



11.

«Символика Республики Мордовия»

Викторина



12.

«Наши права и обязанности»

Беседа



13.

«Волшебные слова» - урок вежливости

Беседа с элементами игры



14.

«Труд – великое дело»

Беседа, конкурс пословиц



15.

«Хлеб – всему голова»

Занятие с использованием ИКТ



16.

«Традиции встречи Нового года и Рождества»

Беседа, конкурс рисунков



17.

«Я и моя семья»

1ч.

Беседа, конкурс рисунков



18.

«Моя безопасность»

Беседа, викторина



19.

«Мой друг – светофор»

Викторина



20.

«День воинской славы России»

Беседа



21.

«О дружбе, доброте, отзывчивости»

Викторина



22.

«Защитники отечества»

Беседа



23.

«Моя родословная»

Беседа



24.

«8 марта – международный женский день»

Беседа ,конкурс рисунков, поделок



25.

«Умел ошибиться – умей и поправиться»

Беседа



26.

«Где можно играть» - по правилам ПДД

Игровая программа



27.

«Наши меньшие друзья»

Занятие с использованием ИКТ



28.

«Наши меньшие друзья»

Викторина



29.

«Знай и люби родную природу»

Беседа, конкурс рисунков



30.

«Наше село»

Беседа



31-32.

«Этот день Победы»

Беседа, конкурс рисунков



33.

«Удивительное рядом»

Беседа



34.

«Экологическая тропа»

Игра - путешествие






Использованные источники информации.


1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010


Список литературы для педагога.


  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.

  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.

  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.

  10. О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.

  11. В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.

  12. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.

  13. Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г

  14. М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.

  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.

  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.

  17. В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.

  18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.


Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.








8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Моя малая Родина

Автор: Сергеева Галина Николаевна

Дата: 09.11.2019

Номер свидетельства: 526234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 «Б» КЛАССЕ   НА ТЕМУ МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. "
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-v-5-b-klassie-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "119701"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413480434"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час "Моя малая Родина - Хакасия" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-khakasiia"
    ["file_id"] => string(6) "144485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418736737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "моя малая родина час общения "
    ["seo_title"] => string(36) "moia-malaia-rodina-chas-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423828271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час «Моя малая родина - Башкортостан» "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "152699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420896371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Классный час по теме «Моя малая родина - Башкортостан». "
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi-chas-po-tiemie-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "153174"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420979371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства