Методы и приемы для развития речевой активности у детей с ОНР
Методы и приемы для развития речевой активности у детей с ОНР
Значительный рост численности детей с ограниченными возможностями создает социальные и психологические проблемы для семьи, для их самих и для общества в целом. Поэтому одним из направлений деятельности государства, педагогических учреждений – совершенствование помощи таким семьям. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией. Данные по нашей школе подтверждают эту статистику. 102 ученика на надомном обучении, из них 37 – ДЦП, у которых проблема в речевом развитии, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Центры речевой и пальцевой зон в коре головного мозга находятся в непосредственной близости и влияют друг на друга. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка. Пальцевая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи. Движения детей с речевыми проблемами неловки, нескоординированы, т.к. нарушен тонус мышц.
У моей ученицы правая рука бездействует, и лишь левая более – менее подвижна, но не в состоянии удерживать предмет, захватить его. Ежедневные упражнения типа: «Солнышко», «Камешек», «Заборчик» позволяют выполнить такие движения (1,2,3) и выдвигать указательный палец, сжимая в кулачок другие. Указательный палец особенно необходим на занятиях, потому что все обучение основывается на показе по картинкам и рисункам. В противном случае ладонь закрывает видение обозреваемого предмета. Этот навык можно сказать приобретенный и закрепленный. Для правильного удобного захвата пальцами рук используются трехгранные карандаши и тренажер на ручку или фломастер. Упражнения в положении телесно – моторной свободы развивает ручную умелость, зрительно – тактильную координацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы для развития речевой активности у детей с ОНР»
Управление образования
Специальная коррекционная школа-интернат
ДОКЛАД
на тему: «Методы и приемы для развития
речевой активности у детей с ОНР»
Подготовил: учитель надомного
обучения Гелеверя Г.А.
Астана - 2014
Методы и приемы для развития речевой активности у детей с ОНР
учитель надомного обучения
Гелеверя Г.А.
Значительный рост численности детей с ограниченными возможностями создает социальные и психологические проблемы для семьи, для их самих и для общества в целом. Поэтому одним из направлений деятельности государства, педагогических учреждений – совершенствование помощи таким семьям. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией. Данные по нашей школе подтверждают эту статистику. 102 ученика на надомном обучении, из них 37 – ДЦП, у которых проблема в речевом развитии, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Центры речевой и пальцевой зон в коре головного мозга находятся в непосредственной близости и влияют друг на друга. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка. Пальцевая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи. Движения детей с речевыми проблемами неловки, нескоординированы, т.к. нарушен тонус мышц.
У моей ученицы правая рука бездействует, и лишь левая более – менее подвижна, но не в состоянии удерживать предмет, захватить его. Ежедневные упражнения типа: «Солнышко», «Камешек», «Заборчик» позволяют выполнить такие движения (1,2,3) и выдвигать указательный палец, сжимая в кулачок другие. Указательный палец особенно необходим на занятиях, потому что все обучение основывается на показе по картинкам и рисункам. В противном случае ладонь закрывает видение обозреваемого предмета. Этот навык можно сказать приобретенный и закрепленный. Для правильного удобного захвата пальцами рук используются трехгранные карандаши и тренажер на ручку или фломастер. Упражнения в положении телесно – моторной свободы развивает ручную умелость, зрительно – тактильную координацию.
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств. Именно они эмоционально окрашивают весь процесс познания. Новые технологии, позволяющие изменить мироощущения ребенка, делают занятия интересными и эффективными. Через музыку, игру, рисунок, сказку метод арт-терапии помогает наладить контакт с окружающим миром. На сегодняшний день в мире существует около двух десятков направлений арт-терапии, те виды терапии искусством. Особенно дети любят рисование, даже если они самостоятельно этого делать не могут. Но именно это не просто рисование, а свободное творчество с применением различных приемов, материалов. Рисовать можно всем: крупами, камешками, ракушками, цветной бумагой. А музыкальный фон при создании этих работ усиливает эмоциональный настрой. Для развития артикуляционного аппарата упражнения по сольфеджио, распевка гласных. Все дети любят сказки, а особенно играть в них. Играть в сказку можно по-разному. Все зависит от настроения и физического состояния детей или ребенка. Не имея возможности бегать, прыгать, изображая героев, можно использовать перчаточные куклы на руки, маски на лица и т.д. Таким образом, арт-терапия – это метод лечения, воздействия посредством художественного творчества. Это метод, корректирующий эмоциональное состояние. Он позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, снимает напряжение, успокаивает.
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей. Увеличивая круг знаний об окружающем мире, расширяем словарный запас ученика. Если же ребенок не способен назвать сезонные явления природы, можно использовать цветовые буквенные обозначения времен года или для обобщения предметов обуви, одежды, мебели; для группировки домашних и диких животных. Любое достижение ребенка служит основанием для выбора методов и технологий для индивидуальной работы. Эмоциональный контакт достигается с использованием невербальных приемов общения: живая мимика, жесты, открытые позы. Потребность в общении формируется прижизненно. Комплекс коррекционных мероприятий для развития ребенка с ДЦП включает стимуляцию сенсорной сферы (зрительные, слуховые, эмоциональные впечатления), стимуляцию речевой активности.
Исходя их лексического запаса, составляю доступный диалог, и проигрываем его. Например, «На приеме у доктора» (фото).
Хорошо известно, что язык мозга – это образы, прежде всего зрительные. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые команды, например, команду «запомнить». Но где взять такую программу, которая позволит кодировать даты, телефоны, благодаря которой мозг контролирует функцию запоминания. Мнемотехника – это и есть система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и, конечно, развитие речи.
Приемы мнемотехники учителями использовались всегда. Например, для запоминания цветов радуги («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
- наречия (уж, замуж, невтерпеж)
- ы после ц (цыган, на цыпочках…)
- винегрет (вино не греет)
- о-ё после шипящих (У девчонки чужой парчовый башмачок)
- падежи
Все это приемы мнемотехники.
Существует множество мнемотаблиц. Это схемы, в которых заложена информация. Используют при знакомстве с сезонными явлениями или при разучивании стихотворений. Применять не изображения предметов, а символы. Для обозначения домашних животных – дом, а для диких – ёлка.
Опорные картинки по теме «Зима», «Весна» расширяют понятия этих сезонных явлений, служат для обучения связной речи.
(показ таблиц, схем, загадок)
Три основные задачи решают приемы мнематехники:
развитие памяти, внимания, мышления.
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}