Родительское собрание с использованием ситуационной игры. Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка. Задачи: 1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания. 2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. 3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы семейного воспитания »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово
Родительское собрание
На тему «Методы семейного воспитания»
(ситуационная игра)
Подготовлено учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Тимофеевой Надеждой Алексеевной
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Форма проведения: ситуационная игра.
План проведения ситуационной игры.
Семейное воспитание – это актуально.
Ты бойся словом хрупкий мир разрушить.
Меч наказанья не спеши на голову обрушить ты младую.
Уважаемые родители!
В начале нашего собрания прошу заполнить анкету, продолжая данные высказывания.
Для меня самые главные методы воспитания – это…
Воспитание ребенка правильное, если…
Для меня в воспитании ребенка недопустимо…
Нельзя воспитывать без…
Под запретом в нашей семье…
«Семейное воспитание – это актуально»
Сегодня мы тоже будем решать проблему взаимопонимания в семье, вместе с детьми, поскольку как сказала Элеонора Рузвельт: «Понимание – это улица с двухсторонним движением». Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем! Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью. Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
«Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»
Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Слово, то осуждающее – суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, - оно обладает огромной силой.
Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.
Задание для родителей.
Работая в паре со своим соседом в течение нескольких минут предложите свой ответ на вопрос: «В чем мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания».
Наши ошибки
Монолог, а не диалог. Унижение достоинства Окрики, раздражительный тон.
Назидания в присутствии товарищей. Вымогание обещаний.
Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, к окружающим.
Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам сейчас предложу.
Воспитательный сюжет «Наши ошибки».
Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час – сын уже ложится спать – зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в жесткой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.
«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь», - категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь – переведем в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переведите, мне все равно!»
Мнения родителей.
Ошибок много: уставшего за день ребенка подняли с постели, пригрозили лишить подарка. Отец не подумал, как ожесточится ребенок, с каким отчаянием он пойдет спать, как долго он будет плакать от бессильной ярости и обиды.
Мы пришли к выводу, что слово материально и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. В завершении этапа предлагаю памятку.
Памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье».
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом использовании способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.
К числу запрещенных выражений в семье можно отнести следующие:
Я тысячу раз говорила, что…
Сколько раз надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить…
Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и.д.)…
К числу желательных выражений относятся:
Ты у меня самый умный…
Ты у меня самый красивый…
С тобой мне так хорошо…
Я тебе доверяю…
Посоветуй мне…
«Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»
Каждый из нас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С.Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.
Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.
Ситуация 1.
Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с ним бороться?
Возможные вариантов ответов.
Наказание необходимо, т.к. ребенок «Сядет на шею».
Надо выяснить, в чем причина грубости.
Комментарий учителя: Грубость может быть следствием грубости и бестактности своих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.
Ситуация 2.
Ребенок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике. Отец избил ребенка. А как по-вашему, следует в такой ситуации поступить?
Возможные вариантов ответов.
Ребенок должен понимать, что утром собирается не только он, но и родители, и стараться не расстраивать их. Мы против жестокости в наказании, но мы за наказание.
Вероятно, родитель прибег к наказанию, т.к. не знает, что делать. Наказание здесь – своего рода капитуляция. Но это же неправильно – применять силу против более слабого нельзя: это порождает жестокость. Мы предлагаем разработать режим и помогать ребенку его выполнять.
Комментарий учителя: Подобная ситуация описана в книге Д. Добсона «Непослушный ребенок». Он на примере собственной дочери проверил эффективность такого приема. Девочка знала, что ей надо вставать вовремя. Вставая по звонку будильника в половине седьмого, она обводила на листе, висящем на дверце холодильника «да», а не вовремя «нет». Вторую отметку она делала в семь часов. К этому моменту она должна была почистить зубы и умыться. И так далее до выхода из дома в школу. За каждый минус ее отправляли в постель на полчаса раньше. За две – на целый час. В это время ей разрешали читать, но запрещали смотреть телевизор и болтать по телефону. В этой системе нет элементов насилия, подавления. Правила четко определены, последствия неисполнения справедливы и очевидны. От взрослого уже не требуется ни криков, ни топания ногами. Добсон предлагает и другие способы наказания ребенка, не связанные с насилием. «Опоздал на школьный автобус – иди пешком, это долго, зато поучительно». «В очередной раз потерял деньги на обед – сегодня останешься без обеда». Обретаемый при этом ребенком социальный опыт очень полезен, ведь ему придется когда – то выйти в жизнь, где его никто не подстрахует.
Завершая этот этап нашего разговора, я надеюсь, что в ваших семьях не будет применяться насилие над детьми и предлагаю вам две памятки.
Родителям о наказании.
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, что не изменить поведение ребенка.
Задача дисциплинированной техники- изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми способами.
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что – нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
«Упражнение в нравственных поступках»
Каждый из нас мечтает увидеть своего ребенка благородным, добрым, отзывчивым, правдивым. И мы стараемся привить эти качества в детях. И вдруг такая ситуация: красивую ручку у вашего ребенка взял одноклассник. Как правильно прореагировать на это «покушение»?
Использовать власть взрослого – «отдай немедленно» - тоже не лучший вариант. Наконец, не лучший вариант, советовать вашему ребенку подойти к учителю с жалобой. А что бы в этой ситуации предложили бв вы?
Возможные вариантов ответов.
Если ручку не вернуть, ребенок будет расти мямлей, его будут постоянно обижать. Надо споркойно поговорить с ребенком, и он вернет предмет.
Я бы купила точно такую ручку своему ребенку и перестала бы морочить себе голову этими тонкостями.
Я, скорее всего, поговорила бы с мамой ребенка. Думаю, она как-то разрешит ситуацию, ведь она же не хочет, чтобы ее ребенок вырос нечистым на руку.
Комментарий учителя: Да, все начинается с дома: и добро, и зло. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков, увы, часто «пропускаются мимо ушей». По словам А. С. Макаренко, необходимо «… собственное упражнение в нравстенных поступках».
Ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.
Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за участие. В заключение хочу пожелать вам, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех, потому что и ваши замечательные дети были этого достойны. И предлагаю еще одну памятку.
Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье.
- Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает, подражая, он очень скоро вернет их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.
2.Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие , учебная деятельность, духовное и физическое развитие школьника. 1-4 классы. Москва. «Глобус». 2007 г.