Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Методы семейного воспитания. Эти трудные дети "»
Родительское собрание
на тему «Методы семейного воспитания»
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
План проведения родительского собрания.
Семейное воспитание это - актуально.
Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить.
Тебя как в зеркале я вижу.
Меч наказанья не спеши на голову обрушить младую.
Упражнения в нравственных поступках.
Ход собрания.
Добрый день, дорогие родители! Тема сегодняшней встречи- «Методы семейного воспитания». Я думаю, вас не надо убеждать в её важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращённые к самому дорогому – к детям.
В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую , постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень школьника? Как заставить ребёнка слушать родителей? Как воспитать чувство ответственности? Как приохотить к учению? Вопрос «как?» и есть вопрос метода воспитания. Ответить на эти вопросы нам поможет «Календарь творческой лаборатории». Первая страница «Семейное воспитание – это актуально»
Посиди со мной рядом
Полчаса иль минутку,
Я тебя целый день
С нетерпением ждал.
Подари мне свой взгляд,
Слово, добрую шутку,
Ах, прости, виноват…
Я опять опоздал.
Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны и просит прощения у своего маленького сына.
«Раскаяние отца» Ливингстон Ларнед.
« Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придрался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!».
Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Брюки дорого стоят – и если бы ты покупал их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. « Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твоё сердце, и которое даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл , семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.
А в твоём характере так много здорового и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный. Преклонил перед тобой колени!»
Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые свои подходы к воспитанию? Как вы полагаете, насколько описанная ситуация типична?
(обсуждение)
Накануне собрания вы приняли участие в анкетировании по методу не завершённых предложений. Сегодня еще не раз мы будем обращаться к вашим мнениям, высказываниям в них. Опираясь на ваши ответы и , добавив в них своё видение предмета обсуждения, я представила на этой графической схеме перечень основных методов семейного воспитания(на доске вывешивается схема «Методы воспитания»).
Итак, мы с вами убедились в важности сегодняшней темы и отрываем первый лист календаря: «Семейное воспитание - это актуально».
Переходим к обсуждению следующей позиции: «Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить»
Слово - тончайший инструмент человеческого общения. Слово может быть суровое и холодное, ласковое и подбадривающее, ироническое и насмешливое т.е оно обладает огромной силой.
Слова живут не только в момент, когда звучат, но и спустя какое -то время. Ваша манера общения с детьми. Тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только аргумент , но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии.
А сейчас, уважаемые родители прошу вас объединиться по парам и в течении 5минут предложить свой вариант ответа на вопрос : «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?». Ответ запишите на листочке (обсуждение представленных вариантов)
Грубость детей ,как не прискорбно, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, к окружающим. Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам сейчас предложу:
«Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час – сын уже ложится спать – зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.
«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!» - со слезами кричит сын. «Не будешь – переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!».
(ОБСУЖДЕНИЕ)
Вывод : слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно.
Прежде чем перейти к следующей страничке нашего собрания предлагаю вам памятку «О запрещённых выражениях в семье».
К числу «запрещённых» выражений в семье можно отнести следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что …
Сколько раз надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратными т.д)…
Все люди…( такие-то, так-то себя ведут…), а ты…
Что ты ко мне пристал…
Итак, следующая страничка «Тебя как в зеркале я вижу…».
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
Второй , не менее важный метод воспитания – организация жизни ребенка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребенка. Представлю лишь несколько своих наблюдений о влиянии уклада семьи на ребёнка.
Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей. Не посмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.
Вам не нравиться, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой.
Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает. А сейчас, давайте попытаемся разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.
Ситуация 1
Сын, придя из школы, рассказывает о о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?
Ситуация 2
Ваш ребёнок просит купить собаку. Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?
Ситуация 3
Пришли гости, у них маленький ребенок. Он взял любимую модель из коллекции машин папы. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?
(Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье)
- Эту страничку хочу закончить словами Л.В.Бетховена, они очень соответствуют теме нашего разговора: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
Четвёртая страница «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»
Меня сегодня наказали
За то, что я принёс кота
Меня корили и ругали,
А кот в подъезде тихо мёрз..
Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера?
Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях.
У вас на столах лежат карточки: зелёная и красная. Прошу поднять красные карточки тех, кто является, противником наказания предпочитая им другие методы воспитания, и зеленые, кто допускает возможность наказания.
Давайте разберём одну ситуацию:
Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с ним бороться?
(Ответы родителей)
Вывод учителя: грубость детей может быть следствием грубости самих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование не справедливо или невыполнимо. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребёнка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.
Завершая этот этап нашего разговора, я хочу предложить вам две памятки, которые, я надеюсь, помогут вам принять правильное решение по поводу наказания ребёнка.
И последний лист «Упражнение в нравственных поступках»
«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» (К.Д.Ушинский)
Каждый из нас мечтает увидеть своего ребёнка благородным, добрым, отзывчивым, правдивым. И мы стараемся привить эти качества в детях. И вдруг такая ситуация: красивую ручку у вашего ребёнка взял одноклассник. Как правильно отреагировать на это «покушение?» Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и не так однозначно поведение взрослых в этом случае. А что в этой ситуации предложили бы вы?
(ответы родителей)
Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и не так однозначно поведение взрослых в этом случае. Ведь если вы начнёте оправдывать действия этого мальчика, то тем самым подорвёте доверие к собственным требованиям. В тоже время использовать свою власть взрослого – «отдай немедленно» - тоже не лучший вариант . По словам А.С.Макаренко, необходимо «…собственное упражнение ребёнка в нравственных поступках». Надо давать возможность быть добрым, поддерживать благие порывы, и совсем не боятся вырастить разиню и простачка.
Мы завершаем наш разговор о методах воспитания, я благодарю вас за участие. В заключении хочу пожелать , чтобы в деле воспитания вам , всегда сопутствовал успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны.
Родителям о наказании
Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Если вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отверженным.
Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами .
Чем заменить наказание
Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
«Раскаяние отца»
« Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придрался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!».
Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Брюки дорого стоят – и если бы ты покупал их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. « Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твоё сердце, и которое даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл , семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.
А в твоём характере так много здорового и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный. Преклонил перед тобой колени!»
Памятка «О запрещённых выражениях в семье».
Я тысячу раз тебе говорил, что …
Сколько раз надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратными т.д)…
Все люди…( такие-то, так-то себя ведут…), а ты…
Что ты ко мне пристал…
Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье
Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт- подражая, он очень скоро вернёт их вам.
Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
Не говорите о людях не уважительно, плохо - ребёнок станет отзываться так и о вас.
Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.